Главная     Редакция     Архив     6(58)/2008  
 

Конкурсы
СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ «ЗОЛОТОЙ КИСТИ»


Конкурсы
ОГОНЬ, ВОДА И... ЗОЛОТОЕ ПЕРО


Конкурсы
РОДНИКОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР


Выставки
«МОСКОВСКАЯ СЕМЬЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»


Год семьи
ДИНАСТИЯ


Наше наследие
ДАНЬ ПАМЯТИ ГАЛИНЕ УЛАНОВОЙ


Наше наследие
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОСКОВСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА


Фестивали
«ВЕСНА В РОССИИ»


Очаги культуры
ЖИВОЕ СЛОВО НА «СКЛАДСКОЙ» ОКРАИНЕ


Очаги культуры
ЮНЫЕ НОТКИ НОВОГО ВЕКА


Театр
МИССИЯ РУССКОГО АКТЁРА


Театр
МОСТ В БУДУЩЕЕ


Культ личностей
АНАТОЛИЙ КРОЛЛ: «НАКОНЕЦ-ТО ДЖАЗ У НАС В ПОЧЁТЕ!»


Возрождение традиций
К ЯРУ, НА СИНЕМ ТРОЛЛЕЙБУСЕ



СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ "ЗОЛОТОЙ КИСТИ"

Ольга РУМЯНЦЕВА

Московская международная выставка-конкурс "Золотая кисть" отметила в этом году своё совершеннолетие: в залах Центрального Дома художника на Крымском валу была развёрнута её 18-я экспозиция, насчитывающая более 200 картин.

"Из семейного альбома" - такой подзаголовок выбрали организаторы для "Золотой кисти-2008", совершеннолетие которой совпало с Годом семьи. Таким образом, "Золотая кисть" попыталась внести свой вклад (пусть скромный) в дело укрепления семьи, а это в современном обществе проблема очень и очень актуальная. Для Москвы и москвичей Год семьи стал логическим продолжением Года ребёнка; говоря об этом в одном из своих выступлений, мэр Москвы Ю.М.Лужков подчеркнул, что "возрождение института семьи - это возрождение и укрепление России. И чем благополучнее, крепче и надёжнее будет каждая семья, чем больше родится счастливых детей, тем сильнее будет наше государство".
     Семейный альбом... Сколько дорогих сердцу воспоминаний он хранит! Листая его страницы, можно перенестись в собственное детство и юность, заглянуть в детство и юность самых родных, самых близких людей, снова побывать там, где в реальной жизни это, может быть, уже и не доведётся. Побродить по лесным тропинкам, вдохнуть аромат полей и лугов, посидеть с удочкой у реки, понежиться на песчаном пляже, вслушиваясь в шум морского прибоя, подивиться необыкновенным растениям, полюбоваться горными вершинами, восхититься архитектурой далёкой страны или пройти по знакомой улице родного города и заметить, как она изменилась, ещё раз пережить радость встречи или, наоборот, почувствовать горьковатый привкус расставания. Сделать это помогают фотографии, бережно сохраняемые семейным альбомом.
     Очень часто картины художников, возле которых мы останавливаемся в музейных и выставочных залах, как и фотографии из домашних архивов, будят в нас воспоминания, рождают ассоциации с нашими собственными встречами и впечатлениями.
     В 18-й экспозиции "Золотой кисти" знакомые с детства, милые сердцу уголки России с их "задумчивой красой" нашли воплощение в пейзажах Евгения Биткина "Водопад над Изборском", Ольги Богатырёвой "Весна на Академичке", Любови Бордуковой "Сады вокруг нас", Ивана Базанова "Чайка на Воже", Анны Владимировой-Лавровой "Деревенский уголок", Ларисы Дружиной "Скалистые берега близ Ванина", Александра Егорова "Рождественский сочельник", Дмитрия Добросердова "Переславль", Михаила Жиленкова "Маланенковы берёзы", Геннадия Ефимочкина "В Великом Устюге", Анатолия Канушкина "Липа вековая", Дмитрия Крылова "Деревенский закат", Сергея Кузякова "Березняк", Григория Кубарева "Март в деревне", Владимира Литышева "Деревня", Бориса Проказова "В Тарусе июнь", Дмитрия Самодранова "Берёзовая роща", Фёдора Помелова "Подо-зерка, 21. Ростов Великий", Вадима Соколова "Осень в Плёсе", Владимира Суркина "Серый день. Ростов Великий", Елены Соколовой "Зима в Кашине", Алексея Суховецкого "Собор в Кириллове", Ирины Скачковой "Весна в Боровске", Степана Химочки "Веранда", Ольги Чумаченко "Соборная площадь. Город Камышин", Дмитрия Яровова "В саду", Бориса Хромова "Зима в Тутаеве". О людях, родившихся и живущих на этой земле, рассказывают работы Владимира Вольского "Пора копать картошку", Юлии Быковой "Девичьи думы", Виктора Лукьянова "Жизнь прекрасна", Андрея Подшивалова "Своя земля".
     Объектом внимания многих художников, конечно же, остаётся наша столица. Московские сюжеты - это, например, картины Елены Варшавчик "Особняк Голицына в Кривоколенном переулке", Вячеслава Воронина "Двор на Таганке", Татьяны Ивановой "Арбат", Сергея Клишина "Царицынская осень", Алексея Нестерова "Манежная", Рубена Ованесова "Дворик на Малой Никитской", Павла Попова "Садовое кольцо", Ильи Рубана "Весна на Масловке", Евгения Ромашко "Московская набережная", Василия Тимофеева "Гончарный переулок", Александра Чагадаева "Весна. Московский дворик", Владимира Чумаченко "Моё Замоскворечье", Василия Шишкина "Весна. Храм Петра и Павла на Басманной". Станислав Скобелев своей по-настоящему живописной и динамичной работой с предельно кратким, но таким ёмким названием "18.30" наглядно продемонстрировал, что и автомобильные пробки, создающие колоссальные неудобства и отнимающие массу сил, могут подарить вдохновение и стать предметом искусства.
     Впечатлениями от путешествий в другие (далёкие и не очень) страны делятся в своих картинах Светлана Ву-цек "Балийский пейзаж", Александр Голышев "Гронинген. Солнечный день", Анатолий Дудник "Черногория. Монастырь Градиште", Татьяна Добросердова "Югославия. Вечерние горы. Мостар", Валентина Камышникова "Крым. Кипарисы", Александра Маклакова "Карлов мост", Александр Мичри "Тунис. Капитолий", Константин Персидский "Автопортрет в Сахаре с идущим вдалеке", Нина Суховецкая "Вечер в Ромулиано", Сергей Сарумян "Венеция", Юлия Суховецкая "Нотр-Дам в Порт Байле", Наталья Соколова "Бахчисарай", Виктор Христанов "Венецианский мост. Кипр".
     Особое внимание в этом году, конечно же, уделялось теме семьи, детства. Даже была учреждена специальная номинация - "Из семейного альбома", победителем в которой стало полотно "Любовь в деревне" Анастасии Хохряковой. О семейных ценностях, взаимоотношениях отцов и детей, связи поколений заставляют задуматься, например, работы Зураба Гикашвили "Наши предки", Елены Ткач "Портрет мамы", Давида Бабунадзе "Счастливая семья", Александра Кочишвили "Семья", Нины Суховецкой "Портрет мамы на террасе", "Семья чабана" Сергея Филимонова, "Любовь" Ирины Хабибовой.
     Но семья - это прежде всего дети. Образ ребёнка как сюжетообразующий элемент обращает на себя внимание в картинах Елены Каневой "Паровоз" (на полу в комнате мальчик играет в железную дорогу), Алексея Алексеева "Творчество. Вика рисует" (спиной к нам за массивным столом сидит девочка в красном платьице), Ольги Мельниковой "Детское кафе" (профили девочки и мальчика на фоне аквариума), Дмитрия Некрасова "Лето в деревне". Центральное место образы детей занимают и на картине Глеба Тернина "Весёлый квартет": два мальчугана (один постарше, побойчее, другой - младший, более робкий, крепко сжимает руку брата) устроились на диване под надёжной защитой своих четвероногих друзей - благородной собаки колли и свободолюбивой, вальяжной кошки. "Лестница Олега" - так назвал работу Александр Ящук, и сразу становится понятно, кто сегодня главный человек в доме. Сладко спящий, мирно посапывающий ребёнок - всегда трогательное зрелище, именно так воспринимается работа Константина Селезнёва "Детский сон", от которой веет радостью и умиротворением. Героиня Михаила Куприкова, миловидная девчушка, с увлечением выдувает мыльный пузырь, картина так и называется "Мыльные пузыри". С озорным вихрастым мальчишкой в жёлтой кепочке, отчего он немного похож на подсолнух, встречаемся на картине Евгения Марченко "Серёжа". Лаконичный и цельный "Портрет дочери" Николая Бурдыкина, отличающийся подробной проработкой деталей, воссоздаёт нежный образ девочки-подростка. Как видим, жанр детского портрета (а он является одним из самых сложных в живописи, ведь уловить и передать характерное выражение лица, поймать нужный поворот головы, нужный жест, имея дело с детьми, особенно непросто, потому что ребёнок находится в постоянном движении и внешне, и внутренне, его переполняют эмоции и чувства) на "Золотой кисти-2008" был достойно представлен целым рядом работ.
     Мотив детства, с которым так не хочется расставаться, к которому мы вновь и вновь возвращаемся в своих воспоминаниях, звучит и в натюрморте Елены Агафоновой "Кукла со шкатулкой", и в интерьере Александра Чаадаева "Ёлочка".
     Одним словом, окружающий нас мир во всей своей полноте нашёл отражение на страницах "семейного альбома" "Золотой кисти-2008" благодаря многообразию представленных здесь жанров и стилей. Выставка, как всегда, демократична для художников в подходе к выбору тем и сюжетов, школ и направлений (впрочем, реализм в экспозиции традиционно преобладает), но требовательна в вопросах профессионализма и мастерства исполнения. За этим строго следит конкурсное жюри под председательством народного художника России Николая Соломина.
     29 апреля состоялось официальное подведение итогов "Золотой кисти-2008". От имени организаторов выставки-конкурса ("Золотая кисть" проводится Московским институтом социально-культурных программ при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы) всех собравшихся поздравил председатель её оргкомитета - первый заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы А.Лазарев. Затем состоялось награждение победителей. Первая премия решением жюри была присуждена пейзажу Сергея Кузина "Старый Ржев", второе место заняла работа Анны Поликарповой "Стирка", третье - Ольги Рыбниковой "Сретенье". Премию "Гран-при" вручили Геннадию Юфереву, автору картины с символичным названием "Вдохновение": большое, насыщенное воздухом, светлое как по колориту, так и по смысловому наполнению полотно, на котором запечатлена юная художница за мольбертом. Настоящим украшением торжественной церемонии стало представление в ней самобытной коллекции одежды, связанной вручную крючком и спицами и посвященной знаменитой Гжели. Её создательнице, художнику-модельеру Тамаре Добролюбовой, специальную награду за большую плодотворную творческую деятельность вручил заместитель генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры Л.Ю.Редкий.
     Завершая рассказ о "Золотой кисти-2008", присоединимся ко всем добрым словам, прозвучавшим в её адрес в тот день и ещё раз пожелаем всем участникам и организаторам творческой неуспокоенности, вдохновения и возможности встречаться в выставочном пространстве, заполняя новые и новые страницы "семейного альбома", который украшает Кисть Мастера в обрамлении лаврового венка _ эмблема выставки-конкурса "Золотая кисть". А мы, зрители, будем с удовольствием перелистывать эти страницы. Не случайно в песне Давида Трухманова и Михаила Танича, звучащей в исполнении Эдиты Пьехи, есть такие слова:
     "Чтобы жизнь повторилась сначала,
      Загляните в семейный альбом".