Главная     Редакция     Архив     6(58)/2008  
 

Конкурсы
СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ «ЗОЛОТОЙ КИСТИ»


Конкурсы
ОГОНЬ, ВОДА И... ЗОЛОТОЕ ПЕРО


Конкурсы
РОДНИКОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР


Выставки
«МОСКОВСКАЯ СЕМЬЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»


Год семьи
ДИНАСТИЯ


Наше наследие
ДАНЬ ПАМЯТИ ГАЛИНЕ УЛАНОВОЙ


Наше наследие
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОСКОВСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА


Фестивали
«ВЕСНА В РОССИИ»


Очаги культуры
ЖИВОЕ СЛОВО НА «СКЛАДСКОЙ» ОКРАИНЕ


Очаги культуры
ЮНЫЕ НОТКИ НОВОГО ВЕКА


Театр
МИССИЯ РУССКОГО АКТЁРА


Театр
МОСТ В БУДУЩЕЕ


Культ личностей
АНАТОЛИЙ КРОЛЛ: «НАКОНЕЦ-ТО ДЖАЗ У НАС В ПОЧЁТЕ!»


Возрождение традиций
К ЯРУ, НА СИНЕМ ТРОЛЛЕЙБУСЕ



МОСТ В БУДУЩЕЕ

Алена МИХАЙЛОВА

В Московском международном Доме музыки прошёл творческий вечер, посвященный 50-летию Студенческого театра МГУ Организатор праздника - Московский открытый студенческий театр (МОСТ), "наследник" СТ МГУ В рамках торжества состоялась Вторая церемония вручения театральной премии имени Ролана Быкова "Звезда пленительного счастья".

Лауреаты этого года - главный режиссёр Российского академического молодёжного театра Алексей Бородин, писатели-драматурги Владимир Войнович, Людмила Петрушевская и Татьяна Толстая, актёры первого поколения СТ МГУ Всеволод Шестаков и Андрей Степанов, руководители театров-студий Марк Розовский и Пётр Фоменко, сыгравшие значительную роль в судьбе театра.
     В праздновании юбилея приняли участие ректор МГУ В.А.Садовничий, вице-президент Фонда имени Р.А.Быкова заслуженная артистка РСФСР Е.В.Санаева, художественный руководитель Театра "Ленком" М.А.Захаров, народная артистка РСФСР Алла Демидова, Ия Саввина, Армен Джигарханян, Александр Калягин, Алексей Кортнев, Максим Галкин, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Все они так или иначе связаны с СТ МГУ, а некоторые даже принимали участие в кульминационном событии, произошедшем в стенах Дома культуры МГУ на улице Герцена в мае 1958 года.
     О связи поколений и судьбе театра рассказывает недавно изданная книга "Мост в будущее", отрывки из которой предлагаем вашему вниманию.
      "Небольшой зал Дома культуры МГУ был забит до отказа: Студенческий театр праздновал здесь начало нового жизненного этапа. На сцену вышла актриса Александра Александровна Яблочкина, председатель Всероссийского театрального общества. Её сопровождали два молодых актёра театра: сама она уже ходила с трудом. Но перед выходом Яблочкина неожиданно оттолкнула их, выпрямилась и, сделав несколько твёрдых шагов, сказала: "Я стою на русской сцене 73 года!". Зрители поднялись с мест и наградили артистку долгими овациями. Среди аплодирующих был и человек, который в числе немногих понимал всю важность и вместе с тем немыслимость происходящего. Это был Ролан Антонович Быков; этот вечер стал его первым спектаклем".
     Он пришёл в Студенческий театр МГУ в 1958 году, закончив Театральное училище имени Б.В.Щукина. Известная актриса Ия Саввина вспоминала: "Невидный, неинтересный, совсем молодой парень. Но он заговорил, мы начали репетировать... И мы навсегда влюбились в Ролана". К тому времени Студенческий театр представлял собой группу инициативных, увлечённых молодых людей, мечтающих заниматься актёрским творчеством. Именно Быков превратил увлечение в систему, а кружок любителей - в профессионально организованный коллектив. Сам Быков вспоминал об этом времени так: "Определяя творческое направление, мы взяли на вооружение такое слово, как театр гражданский, театр высокой политической принципиальности, активного отношения к жизни, театр тенденциозный и политический. Мы мечтали о театре современного сценического языка, театре поэтическом". Главным достижением своих актёров Ролан Антонович считал осознание того, для чего произносятся слова. В этом смысле непрофессиональные актёры - студенты многочисленных факультетов Московского университета- привлекали его больше, чем подготовленные по всем правилам артисты. "Мы учились снимать шелуху с души, извлекать из себя искры достоверности, - писала Ия Саввина. - Ролан был прекрасен своими огромными детскими глазами, он доводил нас всех до опьянения своими репетициями"... Талантливые и искренние постановки быстро снискали театру любовь зрителей. "Москвичи моего поколения наверняка помнят, что даже водители троллейбусов объявляли не "Улица Герцена", а "Студенческий театр МГУ", - не без гордости рассказывал Р.Быков.
     Среди человеческих открытий той поры - юные артисты, ставшие со временем известными всей стране.
     А ведь не будь студенческого театра, Ия Саввина, возможно, стала бы работником пера (она училась на факультете журналистики), а Алла Демидова осталась бы в далёкой от искусства профессии экономиста. Целое созвездие нынешних художественных руководителей ведущих российских театров начинали здесь свой творческий полёт.
     Это Михаил Левитин (Театр "Эрмитаж"), Иосиф Райхельгауз ("Школа современной пьесы"), Валерий Фокин (Александрийский театр). В начале 70-х годов в Студенческом театре пробовал свои силы Алексей Бородин. В1976 году в театр приходит Роман Виктюк. Театр становится уникальной творческой лабораторией, в которой вершатся поразительные по смелости эксперименты. Драматургические дебюты молодых авторов стали визитной карточкой театра. Г.Полонский, В.Войнович, Л.Петрушевская - этими именами ознаменована первая половина жизни СТ МГУ.
     Сцена театра гостеприимно привечала многих талантливых актёров, ПОЭТОВ И драматургов. Среди них только что опубликовавшая тогда свои первые рассказы Татьяна Толстая. Евгений Славутин поставил четыре её рассказа: "Соня", "Спи спокойно, сынок", "Река Окервиль" и "Милая Шура". Последний спектакль с успехом идёт в театре по сей день - его, как и "Счастливый неудачник", театр представляет на "Фестивальной неделе-2008".
     Музыкальное оформление становится знаковым для СТ МГУ. В это время выходят спектакли "Синие кони на красной траве" с тогда ещё студентом 1-го курса мехмата Алексеем Кортневым в главной роли и "Чудная баба" Нины Садур, впервые поставленная в Москве именно Студенческим театром МГУ с участием студента 1-го курса философского факультета университета Валдиса Пельша. В те же годы Студенческий театр впервые обратился к классике: был поставлен спектакль "Дон Гуан" по одноимённой пьесе Пушкина из цикла "Маленькие трагедии".
     Тем временем началось и творческое сотрудничество Студенческого театра со знаменитым клубом "Поэзия": в его работе тогда принимали участие Игорь Иртеньев, Нина Искренко, Марк Шатуновский, Дмитрий Пригов, Сергей Гандлевский, Юрий Арабов, Андрей Туркин. В лице "Поэзии" театр нашёл не только верного друга и помощника, но и прекрасный авторский коллектив. Наконец, состоялось судьбоносное знакомство Евгения Славутина и Виктора Коркия, который впоследствии становится "главным драматургом театра", или, как говорили в XVIII веке, "поставщиком пьес". Именно Виктор Коркия во многом определил духовную и идейно-нравственную программу Студенческого театра.
     В 1988 году Евгений Славутин выпустил один из самых громких и резонансных спектаклей в театральной Москве - "Чёрный человек, или Я бедный Coco Джугашвили" по "паратрагедии" Виктора Коркия. Главные действующие лица- Сталин и Берия. Директор театра Ирина Большакова вспоминает, как реагировали первые зрители этого спектакля на происходящее на сцене: "Удивление сменяется робкими, нервными смешками. Затем смех в зрительном зале воцаряется до самого финала, до бурных аплодисментов, переходящих в овации. Худсовет удаляется на заседание, а зрители ждут. Обсуждение идёт более двух часов. Многие высказывают мнение, что смех над тираном преждевремен "и уместен не раньше, чем через двести лет, - как выразился один из самых доброжелательных членов Художественного совета МГУ, - ещё слишком живы раны, ещё зритель не готов". Но зрители не расходятся и ждут за дверью решения Худсовета. И это давление, ощущаемое весьма отчётливо, побеждает. С некоторыми "пожеланиями" спектакль принят!".
     Постановка вызвала бурю эмоций не только у зрителей, но и у критиков. Десятки благожелательных отзывов появились на страницах советских газет. Откликнулась и зарубежная пресса. Попасть на спектакли, шедшие 8 раз в месяц, было практически невозможно. В зале во время спектакля работали камеры советских и зарубежных телекомпаний. Среди зрителей - известные артисты, журналисты, влиятельные политики: Джон Кохан, глава московского бюро журнала "The Time"; актёр Сергей Юрский; академик Андрей Сахаров; легендарная Изабелла Юрьева; Ричард Пайпс, политолог с мировым именем; оскароносная кинозвезда Ванесса Редгрейв. "Выпускница" последняя встреча" театра Алла Демидова впоследствии говорила: "Мне очень понравился "Чёрный человек": своей атмосферой, тем, что в зале сидела молодёжь, а ведь к тому времени студенчество уже как-то перестало ходить в театры. И мне показалось, что в этих стенах возродился дух прежнего, нашего студенческого театра.
     Следующим смелым шагом будет постановка спектакля по трагедии "Вальпургиева ночь, или Шаги командора" В.Ерофеева. Евгения Завадская, известнейший искусствовед, писала по этому поводу: "Я считаю, что основная заслуга этого театра - уважение режиссёра к драматургам и текстам".
     Жанр кабаре, по сути дела, был заново открыт Студенческим театром после более чем полувекового забвения. Теперь этот жанр продолжает неувядающее "Кабаре 03", с каждым новым поколением студентов меняющее содержание, но не структуру.
      "Придя в Студенческий театр, мы сразу окунулись в атмосферу свободы, бунтарства, - рассказывает А. Кортнев. - Зёрна этой свободы в тебе остаются навсегда и, я думаю, навсегда определяют личность". В это же время в театр пришёл и Валдис Пельш. В итоге образовался дуэт "Несчастный случай", некое музыкальное ядро театра. Вокруг него всё и закрутилось. Евгений Славутин поставил на основе песен Алексея Кортнева 2 спектакля: "Межсезонье" и "Сад идиотов". Вскоре в театре снимаются и первые видеоклипы "Несчастного случая". Так что, несмотря на название, музыкальному коллективу с самого начала сильно повезло.
     Через некоторое время в театр пришла студентка философского факультета МГУ Ирина Богушевская: на сцене Студенческого театра ей было суждено сделать первые шаги в драматическом искусстве - и в качестве актрисы, и в качестве исполнительницы собственных песен. "Я считаю бесконечно счастливым тот день, когда Ирина Александровна Большакова и Евгений Иосифович Славутин в буквальном смысле слова нашли меня и привели в театр - потому что это просто было началом новой жизни, абсолютно счастливой", - говорила она впоследствии. В начале 90-х годов Ирина Богушевская приняла участие в Международном конкурсе актёрской песни имени Андрея Миронова с номерами из программ театра - и стала единственной обладательницей премии "Гран-при" в истории этого конкурса. Позже из её песен, как из причудливой мозаики, сложился мюзикл "Зал ожидания".
     В рамках нового кабаре на сцене Студенческого театра дебютировали многие ныне известные артисты. Вероятно, самым ярким открытием той поры стал Максим Галкин, тогда ещё студент 1-го курса лингвистического факультета РГГУ. Уже через несколько месяцев после поступления в учебную группу он принял участие в "Кабаре 03" и впервые представил публике свои пародийные опыты. "Без Театра МГУ я вряд ли вышел бы на сцену, - говорил Максим Галкин много лет спустя. - Студенческий театр - это перекрёсток, где сошлись театр и эстрада, это уникальное заведение, где человек может пробовать себя в жанрах, на которые никогда бы не осмелился в обычной жизни; здесь тебе предоставляется возможность проводить самые разные опыты". Восемь лет, проведённые в Студенческом театре, стали для Максима Галкина временем неуклонного творческого роста - и адекватного роста его популярности. Сегодня это самый узнаваемый шоумен страны, эстрадные номера которого отличаются не только филигранной лёгкостью, но и остроумием образованного, интеллигентного человека. В этом смысле Галкин воплощает в себе традиционный идеал Студенческого театра МГУ: талант в соединении с образованностью, творческое постижение мира в сочетании с постижением научным.
     Главный режиссёр Студенческого театра Евгений Славутин в интервью газете "Московские новости" в прошлом году так говорил о своём знаменитом воспитаннике: "Чем он отличается от остальных юмористов? Ну что, другие звёзды этого жанра чем-то хуже, что ли? Тоже остроумные, смешные тексты. Но, во-первых, он пишет эти тексты сам. Во-вторых, он говорит по-французски, по-английски, по-немецки. Он писал диссертацию о переводах на русский язык "Фауста", Гёте читал в оригинале: довольно сложный текст, даже для немцев. Поэтому и его персонажи говорят на всех языках. Понятно, что это принципиально иной уровень. Понятно, что зрители не просто смеются, не просто общаются с остроумным, талантливым артистом, но ещё и видят перед собой высокообразованного, интеллигентного человека".
     Эстрадные поиски театра с годами становятся всё интенсивнее и плодотворнее. Доступность и лёгкость формы театр стремится дополнить, оттенить глубиной содержания. Сегодня музыкальное направление в нём развивается благодаря таланту и увлечённости Георгия Долмазяна и Марианны Лемешко. Оба блестящие вокалисты, они стали лауреатами Международного конкурса актёрской песни имени Андрея Миронова и ныне заняты во многих постановках и как певцы, и как драматические артисты.
     Второй год длится плодотворное сотрудничество театра с замечательной певицей, талантливым поэтом и композитором Алиной Симоновой, пришедшей в учебную группу в 2006 году. Тонкие, лиричные, философские и в то же время очень светлые песни Алины звучат не только во время эстрадных программ театра, но и сопровождают его драматические постановки. Так, в 2008 году она написала цикл песен к спектаклю "Сирано" - поэтической фантазии на тему знаменитой пьесы Эдмона Ростана. "Представьте себе мир, - говорит Алина, - в котором мост является не промежуточным звеном между двумя берегами, а существует самостоятельно, в уникальной системе координат. Этот театр - именно такой случай". И действительно: соединяя лучшие черты любительского театра с профессиональным, юношеский оптимизм со зрелой вдумчивостью, смелость и непредсказуемость импровизации с точностью мастерства, МОСТ живёт в совершенно особых координатах, которые определяет сам.