Главная     Редакция     Архив     6(58)/2008  
 

Конкурсы
СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ «ЗОЛОТОЙ КИСТИ»


Конкурсы
ОГОНЬ, ВОДА И... ЗОЛОТОЕ ПЕРО


Конкурсы
РОДНИКОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР


Выставки
«МОСКОВСКАЯ СЕМЬЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»


Год семьи
ДИНАСТИЯ


Наше наследие
ДАНЬ ПАМЯТИ ГАЛИНЕ УЛАНОВОЙ


Наше наследие
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОСКОВСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА


Фестивали
«ВЕСНА В РОССИИ»


Очаги культуры
ЖИВОЕ СЛОВО НА «СКЛАДСКОЙ» ОКРАИНЕ


Очаги культуры
ЮНЫЕ НОТКИ НОВОГО ВЕКА


Театр
МИССИЯ РУССКОГО АКТЁРА


Театр
МОСТ В БУДУЩЕЕ


Культ личностей
АНАТОЛИЙ КРОЛЛ: «НАКОНЕЦ-ТО ДЖАЗ У НАС В ПОЧЁТЕ!»


Возрождение традиций
К ЯРУ, НА СИНЕМ ТРОЛЛЕЙБУСЕ



МИССИЯ РУССКОГО АКТЁРА

Виктор НАДЕЖДИН

Для этого замечательного актёра театр - образ жизни, ритм которой диктуется, во-первых, его неуёмной по сей день жаждой открытия нового, ещё не познанного, во-вторых, стремлением к профессиональной добросовестности, в-третьих, идеей понять всё или хотя бы самое главное, дойти, как писал Б.Пастернак, "до самой сути" в своей профессии.

Виктор Никитин, студиец легендарной Студии О.П.Табакова, выпускник актёрского факультета ГИТИСа, уже успевший поработать в Театре имени Ленинского комсомола, Центральном театре Советской Армии и Театре под руководством О.П.Табакова, решился на кардинальные изменения в своей жизни, когда бывший однокурсник Кирилл Панченко предложил ему вместе создавать новый театр. И, как показало время, не ошибся в своём выборе. В Московском драматическом театре "На Перовской" актёр раскрылся в полную силу своего дарования. В его афише - спектакли по произведениям Н.Гоголя (Подколёсин, "Женитьба"), Ф.Достоевского (Фома Опискин, "Село Степанчиково и его обитатели"), Д.Фонвизина (Стародум, "Недоросль"), М.Салтыкова-Щедрина (Прокофий Пазухин, "Смерть Пазухина"), Г.Квитки-Основьяненко (Осип Скорик, "Сватанье на Гончаровке"), Ж.-Б.Мольера (Орган, "Тартюф") и других авторов, а также малороссийская драматургия, которой нет в других театрах.
     В.Никитин является единственным на сегодняшний день актёром, получившим за свою творческую работу премию имени А.К.Толстого. Его моноспектакли по произведениям Ф.Тютчева, С.Есенина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского - это виртуозные переходы из одного авторского мира в другой, с удивительным ощущением слова, фразы, паузы, дыхания, позволяющим нам, зрителям, заново открывать для себя этих великих авторов.
     Кажется, что в каждой своей роли Виктор Никитин как бы с разных сторон обдумывает жизнь - жизнь как философскую категорию, вдохновенно выражая на сцене дух своего народа. Его моноспектакли заставляют нас задумываться о нашей причастности к судьбам страны, о жертвах, принесённых во имя высокого долга. На редкость обширна и география его творческих поездок - от Соловков до Гурзуфа, от Полоцка до Магадана...
     Бесспорно и то, что он - выходец из той творческой среды, в которой выросло и укоренилось отношение к театру как к серьёзному делу, что в сочетании с необычайной силой актёрского темперамента составляет его индивидуальность. Он служит искусству преданно, а отношения актёра с Московским драматическим театром "На Перовской", где он работает с момента основания, являют собой уже довольно длительную и взаимную любовь, союз, основанный на взаимопонимании и потребности друг в друге.
     О своём творческом пути, поисках своего театра, своего режиссёра, своих авторов народный артист России Виктор Никитин рассказал в интервью нашему журналу.
     - Виктор Андреевич, кого Вы считаете своими учителями в жизни и в творчестве?
     В.Никитин: Конечно, сначала надо сказать о моих непосредственных учителях. Это прежде всего Олег Павлович Табаков и вся та команда молодых актёров и режиссёров, которых он привёл с собой преподавать в Студию в 1974 году. Это Константин Аркадьевич Райкин, Авангард Николаевич Леонтьев, Валерий Владимирович Фокин, Андрей Борисович Дрознин, очень близкие и дорогие люди. Мой главный Учитель с большой буквы Олег Павлович Табаков - не только выдающийся артист, необыкновенно умный, тонкий, но и потрясающий человек и педагог. Он сумел "влюбить" меня в профессию, которая по сей день является образом жизни.
     Не могу не назвать ещё одного человека, который в первые два года нашего обучения ещё в Студии был для нас, как Леопольд Сулержицкий для Студии МХАТа. Это Владимир Петрович Поглазов. Он дал нам основы актёрского мастерства. Я счастлив, что имел таких учителей.
     - А как Вы попали в Студию к О.П.Табакову?
     - Я занимался в театральном кружке при Фрунзенском Дворце пионеров. Поступление в Студию к О.П.Табакову - это был уже осознанный выбор. К нам в школу (а я заканчивал тогда 8-й класс) пришёл представительного вида мужчина в кожаном пиджаке (это был, как потом оказалось, Владимир Петрович Поглазов) и сказал, что Олег Табаков набирает театральную студию. Прослушивание состоится в старом здании театра "Современник". А я как раз в те дни посмотрел в этом театре "Обыкновенную историю". И с удовольствием пошёл на прослушивание.
     И так случилось, что я прошёл все три тура и был принят в число студийцев. Всего нас отобрали 49 человек.
     Первые два года мы занимались во Дворце пионеров имени Н.К.Крупской в переулке Стопани. И туда к нам приходили и Павел Александрович Марков, и Вадим Васильевич Шверубович, и Владимир Семёнович Высоцкий. Олег Павлович насыщал нас общением с этими выдающимися людьми. А, например, Алла Щербинина, известная тогда балерина Большого театра, занималась с нами танцами. 8 человек, успешно закончивших два года обучения, стали основой актёрского курса, который Олег Табаков набирал в ГИТИСе в 1976 году. Нас стали замечать. Пошла череда публикаций о нас. ГИТИС окончило 15 человек. О.П.Табаков выпустил очень сильный курс, где подобрались сильные актёрские индивидуальности.
     Некоторое время я работал в Театре имени Ленинского комсомола. Дело в том, что и Захаров, и Ефремов приходили к нам на спектакли. И Марк Анатольевич видел меня в спектаклях. Это, вероятно, способствовало тому, что я оказался в его театре. В спектакле "Хория" мне очень нравилось играть вместе с Александром Збруевым. Потом я ввёлся в "Юнону и Авось" на роль Моряка. Вводил меня Николай Петрович Караченцов, которому я тоже очень благодарен.
     Мне вообще очень повезло: я беседовал, будучи ещё молодым артистом, с великой Софьей Гиацинтовой. Соприкоснулся, если можно так выразиться, с "живой историей" русского театра. Общение с целой плеядой звёзд подарила мне и работа на радио. У Надежды Ивановны Киселёвой в Детской редакции доводилось часто записываться вместе с такими выдающимися актёрами, как Евгений Весник, Вячеслав Невинный, Всеволод Ларионов, Армен Джигарханян.
     Я был призван в армию, но и эти годы не стали перерывом в творческой жизни. Судьба так повернулась, что я служил в Театре Советской Армии. Меня заметил Юрий Иванович Ерёмин (тогда он был главным режиссёром этого театра) и начал занимать в спектаклях. Дорог для меня спектакль "Закон вечности" по повести Нодара Думбадзе, в котором я сыграл роль Мераба. В этом спектакле играли Пастухов, Ледогоров, Сошальский... Затем был спектакль "Идиот" по Ф.Достоевскому, где я играл Докторенко. Особенно мне дорог спектакль "Автомобиль на веранде" по пьесе Сабба-та, где Николай Исаакович Пастухов и Андрей Алексеевич Петров играли старых Тома Сойера и Геккель-бери Финна, а мы с Андреем Таш-ковым - молодых...
     - Вами сыграно в театре уже более 60-ти ролей. Какая драматургия ближе Вам как актёру?
     - Актёру очень важно найти свою нишу, своих авторов. Мне кажется, я нашёл для себя таких авторов... Я люблю русскую драматургию, русскую литературу. Мы - счастливый народ, потому что у нас есть великая русская литература. Пушкин, Гоголь, Тютчев, Достоевский, Лесков, Есенин... Невозможно всех перечислить. От произведений этих писателей получаешь огромное удовольствие, не говоря уже о глубине духовно-нравственной…
     Театром нельзя заниматься вполсилы. Ему нужно отдаваться полностью, без остатка. Русский актёр обязан нести людям прежде всего высокое слово русской классики. В этом его духовная миссия.