Главная     Редакция     Архив     7-8(23-24)/2005  
 

Конференция
("ДУХОВНОСТЬ И КУЛЬТУРА -ФАКТОР ПОБЕДЫ")

Выставки
(НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ)

Выставки
("КУЛЬТУРА И ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ")

Социологическое исследование
(ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ)

Театр
(ЧТО НОВОГО В ЭТОМ СЕЗОНЕ)

Улицы Москвы
(МАРОСЕЙКА)

Конкурс
(ПРАЗДНИК ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В "НОВОМ МАНЕЖЕ")

Конкурс
("НЕКРАСОВКА" - МОЯ СУДЬБА")

Из истории
(ВСЕ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Возрождение жанра
(ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ КАК ШЕДЕВР)

Меценаты
(ДИНАСТИЯ ЯНКО)

Сохранить великое наследие
(ХРАМ МУЗЫКИ)

Культура - детям
(ТЕАТР "ЧУДО")

Культура - детям
(ГАЛЕРЕЯ "ЖАР-ПТИЦА")

ХРАМ МУЗЫКИ

Ольга ГЕРАСИМОВА

… Всё ещё разваливаются театральные труппы, угасают филармонии, уплывают за рубеж таланты и культурные ценности. И в то же время возникают новые оркестры, рождаются новые конкурсы, а притихшие было музеи обретают второе дыхание. Одни структуры живут сегодняшним днём, мечтая просто уцелеть, но другие, невзирая на трудности, строят перспективные планы и воплощают их в жизнь.

Анатолия Дмитриевича Панюшкина, генерального директора Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки, в шутку называют "Иваном Калитой": он со своими сподвижниками собирает воедино разрозненные очаги столичной музыкальной культуры. Возникший из маленького консерваторского музея имени Николая Рубинштейна ГЦММК быстро вырос в большой культурный центр, аналогов которому нет во всём мире. Его фонды уникальны и бесценны, а объём научно-методической и музыкально-просветительской работы неохватен. Сегодня музей-"метрополия" - это сеть мемориальных музеев деятелей русской культуры. Если с квартирами Н.С.Голованова и А.Б.Гольденвейзера особых проблем не было: они как бы продолжали свою жизнь без хозяев, завещанные государству, то дом Ф.И.Шаляпина был воссоздан из небытия огромным напряжением сил.
      Этот старинный московский особняк был заселён после отъезда Шаляпина за границу разными жильцами, которые за долгие годы довели его до аварийного состояния - он уже был предназначен к сносу. Восемь лет шли реставрационные работы, прежде чем дом Шаляпина предстал перед москвичами в том обличье, которое любил великий певец, и стал этот дом местом паломничества всех почитателей гения русского искусства. А сколько бесценных экспонатов пополнили шаляпинский фонд музея только благодаря Анатолию Дмитриевичу, его неравнодушному сердцу, личному участию и просто умению расположить к себе людей! Театральный костюм хана Кончака, траурная брошь с прядью волос Ф.И.Шаляпина, коллекция грампластинок с его записями, серебряная солонка и золотой портсигар, кресло, в котором Фёдор Иванович провёл последние месяцы своей жизни, картины Бориса Шаляпина, сына певца...
      Успешное возрождение шаляпинского дома окрылило сотрудников музея, и они приступили к осуществлению своей давней мечты - созданию московской квартиры П.И.Чайковского. По собственным словам великого композитора, без Москвы он вряд ли достиг бы высот своего положения и признания. Московский музей мог бы отразить жизнь Чайковского в столице, рассказать о его окружении, друзьях, учениках.
      Известны четыре московских адреса Чайковского, однако до наших дней уцелел только один дом, где жил Петр Ильич, - на Поварской. Внешне ничем не примечательный, не представляющий архитектурной ценности, этот дом интересен тем, что в 1872 - 1873 годах композитор и создал в нём симфоническую фантазию по Шекспиру "Буря", поэтичнейшую музыку к пьесе А.Н.Островского "Снегурочка", Вторую симфонию. Анатолий Дмитриевич сознавал, что ставит перед собой весьма серьёзную задачу. Однако идея создания мемориальной квартиры Чайковского уже овладела всеми сотрудниками музея. Анатолий Дмитриевич по горло хлебнул чиновничьего бессердечия, пренебрежения, но, стиснув зубы, был непреклонен. Постепенно бумаги покрывались все новыми визами и руководящими автографами, пока, наконец, их все не увенчала подпись мэра Москвы. Теперь, когда вопрос о создании культурного центра
      Чайковского на Поварской был улажен, руководство музея приступило к осуществлению следующего этапа своего плана созданию квартиры С.С.Прокофьева. Нельзя не вспомнить, какая, почти детективная история связана с этим. На момент передачи площади верхней квартиры был совершён акт вандализма: были замурованы двери, выставлена вооружённая охрана, которая не пропускала сотрудников музея в нижний этаж, притом что все официальные документы на право владения были уже подписаны. И только в результате титанических усилий коллектива музея под руководством А.Д.Панюшкина в 110-й день рождения С.С.Прокофьева мемориальное здание приняло первых посетителей.
      В конце 2001 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче ГЦММК им. М.И.Глинки здания, где жил с 1904 года и до своей кончины в 1915 году Сергей Иванович Танеев. Благодаря усилиям многих людей - потомков композитора, сотрудников Танеевского общества, известных деятелей стало возможным начать работу по созданию музея.
      Музыкальные инструменты, как и рукописи, нотные партитуры можно перечислять чуть ли не до бесконечности, счёт экспонатов в Музее имени М.И.Глинки уже подбирается к 450 тысячам! Это - вклад музея в сокровищницу российской культуры.
      Здание с витражами на улице Фадеева ещё и Научно-исследовательский центр музыкальной культуры Отечества - создатель и покровитель мемориалов, сохраняющих для потомков память о замечательных композиторах, музыкантах и певцах, хранитель уникальных и оригинальных инструментов.