Главная     Редакция     Архив     7-8(23-24)/2005  
 

Конференция
("ДУХОВНОСТЬ И КУЛЬТУРА -ФАКТОР ПОБЕДЫ")

Выставки
(НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ)

Выставки
("КУЛЬТУРА И ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ")

Социологическое исследование
(ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ)

Театр
(ЧТО НОВОГО В ЭТОМ СЕЗОНЕ)

Улицы Москвы
(МАРОСЕЙКА)

Конкурс
(ПРАЗДНИК ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В "НОВОМ МАНЕЖЕ")

Конкурс
("НЕКРАСОВКА" - МОЯ СУДЬБА")

Из истории
(ВСЕ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Возрождение жанра
(ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ КАК ШЕДЕВР)

Меценаты
(ДИНАСТИЯ ЯНКО)

Сохранить великое наследие
(ХРАМ МУЗЫКИ)

Культура - детям
(ТЕАТР "ЧУДО")

Культура - детям
(ГАЛЕРЕЯ "ЖАР-ПТИЦА")

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ

Виктор ДОНСКОЙ, Елена ЛАДЕНКОВА, сотрудники отдела социологии Московского института социально-культурных программ

Литература - часть культуры и искусства. Нелишне напомнить, что она может быть источником информации, средством воспитания, образования, развлечения, развития чувств и, что особенно важно, средством пропаганды одних идей, ценностей, взглядов и дискриминации других. Литературные предпочтения неразрывно связаны с формированием личности. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Россия долгие годы считалась одной из самых читающих стран мира. Но купить интересную книгу ещё лет 15 назад было непросто. Сейчас книжный дефицит остался в прошлом. Тем не менее, с учётом сегодняшних реалий, ещё актуальнее, чем прежде, стоит вопрос: каковы же ныне литературные предпочтения? Судить об этом позволяют результаты опросов, проведённых Московским институтом социально-культурных программ, Институтом социально-политических исследований и рядом других научно-исследовательских институтов и центров.
      В последнее время ровно треть респондентов читает примерно столько же, сколько и раньше, 28% стали читать больше, 23% - меньше, затруднились ответить -16%. Можно предположить, что и сегодня Москва - один из самых читающих мегаполисов в мире.
      Какую литературу читают чаще всего?
      На первом месте - художественная литература, на втором - научная и методическая, на третьем - публицистика, на четвёртом - учебники, на пятом и шестом - специальная, а на седьмом - книги для детей.
      Спектр интересов респондентов достаточно широк. Примерно 60% молодых москвичей указали, что их работа или учёба связана с изучением литературы, получением информации. По профессиональной необходимости читают 55% москвичей.
      Научную и методическую литературу используют в основном те, кто учится, или те, чья работа связана с интеллектуальным трудом. Совсем мало внимания уделяется специальной литературе, относящейся к работе. Видимо, она не рассматривается как способ служебного, профессионального роста. Но, возможно, такой литературы нет на прилавках, в библиотеках или её просто недостаточно издают.
      Интерес к публицистике, общественно-политической литературе невелик. У молодёжи он меньше, чем у старших возрастных групп. Следовательно, угасает интерес к общественным проблемам и их отражению в прессе. Результаты исследований доказывают, что общественные проблемы занимают последнее место в рейтингах. По мнению 71% опрошенной молодёжи, профессиональный уровень молодёжных средств массовой информации невысок.
      Какая литература пользуется наибольшим спросом среди молодого поколения?
      В целом можно выделить следующие тенденции:
      - преобладает предпочтение легковесной бульварной литературе;
      - произведения классиков, серьёзных писателей-современников читаются лишь как обязательные в связи со школьной или институтской программой;
      - большое воздействие на выбор литературы молодёжью оказывают реклама и пропаганда средствами массовой информации, в первую очередь телевидением;
      - немаловажную роль в выборе литературы играет приверженность групповым интересам и стереотипам, когда литературные пристрастия диктуются модой.

      Какие литературные жанры предпочитают читать молодые люди?
      Больше всего - фантастику и юмористические рассказы, затем - русскую классику, исторические романы, мировую классику и детективы. Главной причиной отказа от чтения названо отсутствие времени. Затем - дороговизна литературы, невозможность найти то, что интересует, другие интересы и заботы.
      Среди самых младших респондентов достаточно большое количество тех, кому книгу заменяет Интернет, который при всех его достоинствах деформирует эстетический вкус, резко упрощает культурные запросы. Если такая тенденция станет устойчивой, то на смену старшим, "читающим", поколениям придёт новое, "смотрящее" и "слушающее".
      Литература - одно из древнейших средств образного выражения менталитета нации, одна из форм познания народом своей культурной самобытности, без которой трудно представить себе любовь к Родине. Это - своеобразное зеркало общества, играющее огромную роль в социокультурной идентификации личности, воспроизводстве образа нации.
      В настоящее время из школьной программы по литера - туре выброшены такие важные для развития духовности и формирования патриотизма произведения, как "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Сын артиллериста" К.Симонова, основные русские народные сказки, произведения древнерусской литературы. Катастрофически сокращено количество басен Крылова, нет Кольцова, бесстыдно "ужаты" Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Некрасов, С.Есенин. Вычеркнутые из программы обучения, но не утратившие своего духовного, воспитательного значения, эти произведения почти не рекламируются, не пропагандируются средствами массовой информации. Поэтому имеет место тенденция незначительной востребованности молодыми читателями такой литературы.
      В то же время нельзя не отметить, что воспитывать патриотизм только на классике недостаточно эффективно. Нужны новые, современные произведения литературы, формирующие у читателей патриотические взгляды.
      Между тем в потоке издаваемой литературы преобладают произведения лёгкого содержания, "уводящие" читателя от осмысления происходящего в обществе, государстве, мире, пропагандирующие бездуховность, безнравственность, цинизм, эгоизм, культ наживы, секс, силу, переходящую в жестокость, наркотики, нецензурную лексику, жаргон, космополитизм. История страны, мира искажается, герои, на примере жизни и поступков которых были воспитаны многие поколения россиян, высмеиваются, принижаются вплоть до прямой клеветы, а их место занимают антигерои. В последнее время во многих литературных произведениях и прессе возвеличиваются изменники, предатели Родины, шпионы, например такие, как Власов, Резун, Кулагин, Пасько, романтизируются бандиты, проститутки, аферисты, ограбившие миллионы людей, олигархи, а также не заслуживающие пиетета представители царской фамилии, верхних слоев дореволюционной России и приближенные к ним. И чем профессиональнее написаны подобные произведения, тем они опасней. Вред, причинённый читателю, обществу, государству авторами, издателями и продавцами таких литературных творений, огромен. По сути такая литературная продукция является своеобразным духовным наркотиком и, составляя основу чтения, приводит к разрушению существующих норм поведения и потребления, прежде устоявшихся представлений и ориентации, заменяя их новыми мифами и фетишами.
      Миллионными тиражами издаются детективные романы, подробно описывающие технологию убийств, разного рода преступлений. Излюбленной темой в печатной продукции, ориентированной на "различную аудиторию", являются вселенские катастрофы, космические войны, нашествия мертвецов и вампиров, сексуальные извращения, болезненные фантазии... Такая ситуация не только отражает неэкологичность большой части издаваемой современной литературы, но, можно сказать, является проявлением духовного террора над читателями и обществом в целом.
      Но российская литература традиционно славна произведениями, помогающими формировать, сохранять и передавать из поколения в поколение устоявшиеся ценностные ориентиры нации: патриотизм, стремление и готовность защищать слабого и выручать попавшего в беду, сострадательность, жертвенность, доброту, честность, умение понять и простить, коллективизм.
      Данные исследования показывают, что 67% россиян оценивают влияние западной культуры на российскую как негативное: отрицательное и скорее отрицательное, чем положительное.
      Социологические исследования позволяют констатировать, что значительная часть опрошенных посвящает свой досуг чтению именно такой литературы, что особенно опасно для детей, подростков, молодёжи, чьё мировоззрение только формируется, а литературные предпочтения во многом зависят от групповых интересов и стереотипов. К такому выбору читателей приводит коммерциализация литературного, издательского дела, которая губит искусство, творчество и превращает культуру в антикультуру.
      Эта ситуация актуализирует проблему продвижения на рынке патриотической (светской и религиозной) литературы разных жанров. Есть немало талантливых произведений, но они неизвестны широким слоям читателей. Дело не только в дефиците средств, но и в разобщённости действий патриотических сил.
      В условиях повышенной занятости многих родителей, когда и школа недостаточно уделяет внимания воспитанию подрастающих поколений, телевидение, радио, пресса предлагают бездуховную, часто антикультурную продукцию. Кино, утратившее национальные корни, заполонило все экраны, на прилавках огромное количество масс-литературной продукции. Поэтому особое значение приобретает деятельность досуговых учреждений, направленная на формирование у молодёжи художественного, эстетического вкуса, на развитие патриотизма и гражданственности. Такие учреждения и организации досуга должны быть доступны всем слоям населения, их деятельность нуждается в поддержке, развитии и пропаганде.
      Исходя из данных научных исследований, ясно, что необходимо пересмотреть программы по литературе и общественным наукам в различных учебных заведениях, продвигать литературу патриотического содержания на книжном рынке, а также всемерно стимулировать создание новых произведений патриотической направленности.