Главная     Редакция     Архив     7-8(23-24)/2005  
 

Конференция
("ДУХОВНОСТЬ И КУЛЬТУРА -ФАКТОР ПОБЕДЫ")

Выставки
(НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ)

Выставки
("КУЛЬТУРА И ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ")

Социологическое исследование
(ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ)

Театр
(ЧТО НОВОГО В ЭТОМ СЕЗОНЕ)

Улицы Москвы
(МАРОСЕЙКА)

Конкурс
(ПРАЗДНИК ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В "НОВОМ МАНЕЖЕ")

Конкурс
("НЕКРАСОВКА" - МОЯ СУДЬБА")

Из истории
(ВСЕ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Возрождение жанра
(ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ КАК ШЕДЕВР)

Меценаты
(ДИНАСТИЯ ЯНКО)

Сохранить великое наследие
(ХРАМ МУЗЫКИ)

Культура - детям
(ТЕАТР "ЧУДО")

Культура - детям
(ГАЛЕРЕЯ "ЖАР-ПТИЦА")

НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

Александр ВЛАСЕНКО, художник, профессор Московского художественно-промышленного университета имени С.Г.Строганова

Накануне Дня Победы в столице была открыта Международная художественная выставка, посвящённая 60-летию этой великой даты. В экспозиции представлено более 3000 произведений.

В поздравлении участникам выставки президент Российской Федерации В.В.Путин отметил: "События тех героических лет и сегодня служат неисчерпаемым источником вдохновения для художников". А председатель Союза художников России В.М.Сидоров в каталоге написал: "Международная художественная выставка - одно из эпохальных явлений нашей художественной жизни. Грандиозная по масштабам экспозиция, составленная из лучших произведений, предстаёт величественным монументом всем, кто погиб за нашу свободу, кто вы-ковал нашу победу".
      Открывают выставку суровые, полные справедливого гнева и решительности плакаты военного времени: "Беспощадно разгромим и уничтожим врага" знаменитых художников Кукрыниксов (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А.Соколов), "Защитим родную Москву" Б.А.Мухина, "Народ и Армия непобедимы" В.Б.Корецкого и торжественные, в конце войны, например, "Победителям - салют" А.А.Кокорекина.
      В аванзале экспонируется макет скульптурной композиции Е.В.Вучетича "Воин-освободитель" - центральная фигура памятника-ансамбля в Трептов-парке. Рядом бюсты Героев Советского Союза М.А Егорова и М.В Кантария, водрузивших Знамя Победы над поверженным Берлином (скульптор И.Г.Першудчев), портрет Д.Д.Шостаковича во время написания им 9-й симфонии, ставший классикой портретного жанра.
      Направо от основного раздела экспозиции выставлены иконный ряд и эскизы к восстановленному храму Христа Спасителя, мозаики и росписи отстроенных соборов и церквей, живопись, прославляющая героев Отечества от Куликовской битвы и до наших дней. Дальше разворачивается грандиозная по масштабу экспозиция, где представлены мастера, чьи работы составляют гордость нашего искусства, например такие, как А.А.Пластов, В.Н.Яковлев, С.В.Герасимов, и современные, ставшие известными в недалёком советском прошлом, -Г.М.Коржев, Е.И.Зверьков, В.М.Сидоров, художники послевоенного времени, молодые живописцы, скульпторы и графики, нашедшие в теме войны своё собственное видение.
      Т.П.Кичигин из Омска написал натюрморт с медалью отца, которая среди картин, книг по искусству, старых фотографий и других предметов не выглядит антиквариатом, а становится объектом памяти. Живописец из Ижевска Ф.П.Матанцев -портрет М.Т.Калашникова, прославившего своим оружием армию и страну. И в этом видится знак времени: соединить прошлое и настоящее. Воинскую славу, которую добывали на полях сражений наши прадеды, наследуют новые поколения бойцов.
      Один из самых интересных на выставке - раздел графики военных лет. В нём представлены фронтовые зарисовки военных художников. Сделанные в перерывах между боями, на передовой, в госпиталях, ино-гда под вражеским обстрелом, они непосредственно и точно рассказывают о событиях тех далёких дней. Это - разрушенные города, разбитые дороги, лица, мужественные и скорбные одновременно. Их формат невелик, но, пожелтевшие от времени, они задерживают внимание иногда дольше, чем большое полотно.
      А.А.Лабас увидел, как по городу рядом идут танковая колонна и трамвай - мир и война оказались на одной улице. На рисунке В.И.Макеева подбитый немецкий танк и тут же - запряжённая в телегу лошадь. Как они оказались рядом? Из осаждённого Ленинграда - трагичный рисунок Н.А.Павлова, где в пробитой снарядом стене жилого дома на первом плане комната с разбросанными вещами, детскими игрушками, книгами, посудой, а в проёме виден город, подвергшийся артобстрелу. П.А.Чернышевский передал жуткое видение разбитого Сталинграда: остовы разрушенных зданий уродливыми силуэтами вырисовываются на фоне неба. Почти такую же картину, но уже в Дрездене, зарисовал И.А.Толмачёв. Многие рисунки принадлежат музеям и хранятся как документы в собраниях военных архивов. Очень личные, они остаются в семейных и частных альбомах, но, увиденные на выставке, становятся частью той истории нашей страны, которую недавно прожили наши родители и которую нам предстоит осознать.
      Художник, как никто другой, может сделать нашу память зримой, воскресить моменты жизни и смерти, трагического и глубоко личного, дать увидеть частное, что, возможно, тогда было будничным эпизодом, но что теперь передаёт невыразимые словами чувства горести и утрат.
      Сколько написано, сказано, передумано, пройдено дорогами войны новыми поколениями живущих. Мы выполняем свой долг перед павшими, воскрешая память о них, говоря о них - о тех, кого, возможно, не знаем по именам. Простите нас... Вы прошли свой путь, и каким бы ни было наше сознание, отягощённое заботами сегодняшнего дня, есть место великой памяти в наших сердцах.
      Для художника любой сюжет, запёчатлённое мгновение, даже удалённое от нас, означает восстановление связи времён. Ничто не проходит бесследно для памяти. Она пульсирует, вызывая живые образы.