День победы
(ПОБЕДИВШИЕ СМЕРТЬ И ВОИНУ)
Память
(ЕСТЬ ТАКАЯ УЛИЦА...)
Конкурс
(ПЕСНЯ ПОМОГАЕТ ЖИТЬ)
Молодежная культура
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ РОССИЯ»)
Фестиваль
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА)
Очаг культуры
(АДРЕС КУЛЬТУРЫ - "ДОМ ГОГОЛЯ")
Конференция
(Н.А.БЕРДЯЕВ В "ДОМЕ А.Ф.ЛОСЕВА")
Конкурс
(ЧТО НАПИСАНО ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ…)
Культ личностей
(ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ: «О РОДИНЕ, О ЧЕСТИ, О ДРУЗЬЯХ...»)
Рядом с нами
(О «ВЕРЕ» С НАДЕЖДОЙ И ЛЮБОВЬЮ)
Проект
(К ШТЫКУ ПРИРАВНЕННАЯ КИСТЬ)
Гость редакции
("КУЛЬТУРА ВСЕГДА БЫЛА ОТВЕТСТВЕННЫМ, ОБЩЕЗНАЧИМЫМ ДЕЛОМ...")
Театр
(ЖИВОЙ ПРОКОФЬЕВ)
Фестиваль
(ЗАКРЫТИЕ 3-ГО ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В МОСКВЕ)
Культ личностей
(ХУДОЖНИК И ПАТРИОТ)
Музеи
(«ЧТОБ НЕ РАСПАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЁН...»)
Выставка
(«РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ» НА КРЫМСКОМ ВАЛУ)
X ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР
|
ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ: "О РОДИНЕ, О ЧЕСТИ, О ДРУЗЬЯХ..."
Мария СКОМОРОВСКАЯ
На днях, гуляя на Патриарших, я невольно подслушала разговор двух молодых людей лет 14-ти. Они эмоционально жаловались на учителя истории, который поставил двойку одному из спорящих. Из разговора следовало, что "пара" была совершенно несправедливой, потому что оба подростка были прекрасно осведомлены о существовании некой "… как там её, политической деятельницы - Зины Космовьянской"…
Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно! Как мало сейчас людей, в воспоминаниях которых картины Великой Отечественной войны всё ещё живы. А людей, которые рассказывают об этом, ещё меньше. "Зина Космовьянская" - печальный результат полузабвения целого пласта нашей истории. Это важная эпоха в нравственности народа, в формировании достоинства нации, в культуре. О событиях войны мы можем узнать не только из сухих исторических хроник и учебников, но и из произведений литературы, музыки и живописи. Это самые яркие и впечатляющие свидетельства времени.
Создано много картин о войне с масштабными батальными сценами, изображающими Победу великого русского народа. Но мало кто показывает "человеческое" лицо войны: лицо героя и его подвиг. Именно такая война смотрит на нас с картин Владимира Николаевича Лебедева. Он знает войну не понаслышке. Его картины - это непреходящие воспоминания о юности, о сверстниках-фронтовиках, о Великой Отечественной войне, в которой он сам участвовал.
Война для гвардии старшего сержанта началась в 16 лет, когда он записался в партизанский отряд А.М.Гурьянова в городе Обнинске. Вскоре его и ещё пятерых ребят отправили на задание: эвакуировать колхозный скот в более безопасное место. После своего отъезда он узнал о героической смерти командира отряда и Зои Космодемьянской. Событие потрясло молодого Володю Лебедева, и первыми его картинами стали портреты именно этих героев-партизан, написанные с большой любовью. Юношеские наброски, сделанные на контурных картах, потом долго ещё хранились в сельской школе в память о великом подвиге соотечественников. С них начался путь большого, истинно русского художника.
Темой его произведений стали характер и судьба настоящего человека, знающего цену подвигу простого солдата, дружбе, чести, жизни. И безграничная любовь к Родине.
В таких картинах, как "Вызываю огонь на себя", "Подвиг казаха Тулегена Тахтарова", "Поединок", и многих других предстаёт главное действующее лицо всех работ В.Лебедева - простой солдат, солдат-победитель. Мы видим перед собой человека, для которого нет ничего важнее своей Родины. Самоотверженность, преданность делу и друзьям, подлинная любовь к Отчизне - всё это является основными качествами целого поколения.
Неслучайно и в композиции картин мастера в центре всегда оказывается лицо бойца. Иногда сосредоточенное до отрешённости, но никогда - растерянное и отчаявшееся. Для художника важно показать эмоции человека, который на протяжении нескольких лет видит смерть как часть повседневной жизни и каждый день готов приносить себя в жертву, если будет нужно.
Цветовая гамма этой серии работ также подчёркивает тяжесть темы - серо-синяя, тёмная, тяжелая атмосфера картин властно вовлекает нас в ту страшную ежедневную борьбу за жизнь. Кровь, боль, лишения, пот и грязь наполняли будни солдат. Вместе с тем многие картины Владимира Николаевича вызывают щемящее чувство печали, безграничную скорбь по безвременно ушедшему поколению юных и отважных (например, работа с символическим названием, перекликающаяся со знаменитой песней, исполненной Марком Бернесом "О Витьке с Малой Бронной"). Мальчишки уходили на войну, чтобы не вернуться, и были готовы к этому. Как же сознательно люди могут делать такое? За несколько лет цветущая страна превратилась в руины. А русских воинов поддерживали только надежда на победу и любовь к Родине. Поражение было невозможно, это понимал каждый. О чём думали простые ребята, идя на смерть, какие мысли проносились в головах в последние минуты их жизни? Вспоминали они близких людей, вождя или дорогие сердцу пейзажи родных мест? Говорят, что, познав боль, страх и потери войны, человек больше всего начинает ценить спокойную жизнь и обыденные радости. Может, именно поэтому большая часть послевоенного творчества В.Н.Лебедева посвящена красотам родной природы?
Война окончена, и всё дальше и дальше уходит она от художника, но воспоминания живы и по сей день. Перед глазами встают каждодневные негероические события войны, друзья-однополчане из разных уголков страны, разных национальностей, традиций и культур. Но постепенно приходит понимание, что всех их тогда, на фронте, объединяло и поднимало в бой одно слово - Родина. Для художника Родина -это "послевоенная Москва и памятники на дорогах, и юные следопыты, продолжающие дело своих отцов и дедов, неброская красота её пейзажей и радость с приходом весны и обновлением природы". Можно сказать, что Владимир Лебедев создал свою незабываемую страницу в великой книге русской пейзажной живописи, продолжая традиции Левитана, Поленова, Пластова, Герасимова... В изысканно-красивых, наполненных светлой грустью и тихой радостью пейзажах чувствуется глубокая любовь к русской земле, её бескрайним просторам. Подмосковье с его поэтичной и спокойной красотой стало ещё одной темой для мастера. "Вечер над Окой. Поленово", "Тишина", "Безымянные высоты", "Проясняется", "Бабье лето" и другие замечательно передают обаяние и магию тех мест.
Хороши также меткие, немного ироничные и элегантные этюды и наброски 40-х - 60-х годов: наблюдения за людьми на улицах послевоенной Москвы. Вообще, послевоенная Москва - отдельная тема творчества В.Н. Лебедева. Вряд ли где-то ещё можно увидеть такую столицу, тем более нам, не заставшим уже ни деревянного Даниловского рынка, так называемой "толкучки" (картина "Даниловский рынок"), ни старого милого катка в ЦПКиО имени Горького (Городской каток в Парке культуры им.Горького"), ни просторного, ещё не застроенного Садового кольца ("Раннее утро Садового кольца"). Нам сейчас трудно представить, что на месте вот этих деревенских домиков на берегу озера ("Последние тёплые дни осени") и совхозных полей ныне протянулась Профсоюзная улица у станции метро "Тёплый стан". А вот эти прекрасные осенние деревья закрывают от нас Лужники ("Золотая осень на Воробьёвых горах"). "А это просто какой-то Монмартр начала XX века!" - подумаете вы и будете удивлены, узнав, что это знакомые всем Столешники ("Столешников переулок"). Пожалуй, каждый встретит среди работ Лебедева свою маленькую Россию, свою особенную любовь.
Поразительно, как можно на протяжении стольких лет писать такие проникновенные, трогающие душу каждого человека, неизменно значительные и глубокие картины! Что помогает мастеру выстоять, не сломаться в войну, не опустить руки перед проблемами послевоенного переустройства? Несомненно, рядом должны быть настоящие, верные друзья, готовые помочь в трудную минуту, закрыть собой в момент опасности. И они всегда были и есть у великолепного художника и настоящего человека Владимира Николаевича Лебедева. Самоотверженными друзьями для него во время войны были однополчане, люди, с которыми он плечом к плечу сражался в Курской битве или форсировал Днепр. Они были друг для друга всем: опорой, надеждой, семьёй. Каждый способен был пожертвовать собой ради боевого товарища. Такими же друзьями в послевоенное время стали коллеги по Московскому комбинату живописного искусства. Этот комбинат возник в 60-х годах и объединял живописцев - членов живописной секции Московского союза художников и Союза художников СССР. Можно сказать, что профессиональные и нравственные традиции русского искусства сохранялись в среде художников-живописцев исключительно бережно. Духовный и творческий опыт, накопленный поколениями художников и сосредоточенный в живописной секции, сложился в стройную систему художественных и человеческих ценностей. Владимир Лебедев - видный мастер среди тех, кто достойно представляет русскую живопись конца XX века, а его творчество органично вплетается в историю русского искусства.
|