Главная     Редакция     Архив     5(33)/2006  
 

День победы
(ПОБЕДИВШИЕ СМЕРТЬ И ВОИНУ)

Память
(ЕСТЬ ТАКАЯ УЛИЦА...)

Конкурс
(ПЕСНЯ ПОМОГАЕТ ЖИТЬ)

Молодежная культура
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ РОССИЯ»)

Фестиваль
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА)

Очаг культуры
(АДРЕС КУЛЬТУРЫ - "ДОМ ГОГОЛЯ")

Конференция
(Н.А.БЕРДЯЕВ В "ДОМЕ А.Ф.ЛОСЕВА")

Конкурс
(ЧТО НАПИСАНО ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ…)

Культ личностей
(ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ: «О РОДИНЕ, О ЧЕСТИ, О ДРУЗЬЯХ...»)

Рядом с нами
(О «ВЕРЕ» С НАДЕЖДОЙ И ЛЮБОВЬЮ)

Проект
(К ШТЫКУ ПРИРАВНЕННАЯ КИСТЬ)

Гость редакции
("КУЛЬТУРА ВСЕГДА БЫЛА ОТВЕТСТВЕННЫМ, ОБЩЕЗНАЧИМЫМ ДЕЛОМ...")

Театр
(ЖИВОЙ ПРОКОФЬЕВ)

Фестиваль
(ЗАКРЫТИЕ 3-ГО ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В МОСКВЕ)

Культ личностей
(ХУДОЖНИК И ПАТРИОТ)

Музеи
(«ЧТОБ НЕ РАСПАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЁН...»)

Выставка
(«РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ» НА КРЫМСКОМ ВАЛУ)

X ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР

ЖИВОЙ ПРОКОФЬЕВ

Александра РАКОВА

115 лет назад родился создатель балета "Ромео и Джульетта" и оперы-епопеи "Война и мир", "музыкальный директор земного шара", как назвал его В. Маяковский. - пианист, дирижёр, композитор Сергей Прокофьев. Традиции исполнения выдающихся творений автора продолжает Оперный театр-студия имени С.С.Прокофьева под руководством Е.С.Новиковой.

В репертуаре коллектива множество вокальных произведений композитора от романса до опер. Как и биография знаменитого мастера-новатора, путь становления и признания театра нелёгок и тернист. Но вот уже почти 14 лет он радует слушателей неизменно отточенной вокальной техникой и великолепным артистизмом исполнителей!
      Прасковья Жемчугова и Фёдор Шаляпин, театр Саввы Мамонтова и антреприза Сергея Зимина... Сколько замечательных имён артистов и меценатов, поддерживавших славу оперной державы у истоков вокального искусства в России! Сейчас, по мнению ЮНЕСКО, культура в нашей стране постепенно "встаёт с колен", на которые её заставила "опуститься" экономическая ситуация 1990-х гг. На фоне всего этого воистину подвигом выглядит постоянство не только существования, но и активного профессионального функционирования Оперного театра-студии имени С.С. Прокофьева, появившегося в 1992 г. в Москве.
      Идея его создания принадлежит первому поколению артистов театра, а также бессменному художественному руководителю, доценту Международного славянского института, представительнице большой творческой династии Елизавете Стефановне Новиковой. Одна её бабушка - солистка Варшавской оперы, ученица М.Глинки, другая - солистка театра Сергея Зимина, знаменитая оперная примадонна Вера Люце. Мать Елизаветы Стефановны была педагогом по вокалу и солисткой Московского театра оперетты, а отец - певец Большого театра Стефан Николау, о котором упоминает в своих мемуарах Г.Вишневская.
      В прошлом солистка Государственного академического театра "Московская оперетта" Елизавета Стефановна продолжает семейную традицию преподавания оперного пения. Мощный творческий потенциал, обаяние, улыбка и спокойствие в любой сложной ситуации дают ей возможность "вести" за собой театр и "объединять" души в едином порыве любви к музыке! Вся творческая и педагогическая деятельность художественного руководителя неразрывно связана с её детищем. Она обучает грациозному искусству управления собственным голосом и создаёт идеи костюмов для спектаклей, курирует работу режиссёров и организует выступления коллектива. Кстати, театр с успехом концертировал в Польше, Австрии и Сирии.
      Согласие на то, чтобы в названии коллектива было увековечено имя С.С.Прокофьева, дал сам внук знаменитого композитора - тоже Сергей Прокофьев. В 1995 г. театр стал лауреатом престижного Международного фестиваля музыки С.С.Прокофьева! Тогда же коллектив получил высокую оценку со стороны выдающегося оперного режиссёра современности Б. Покровского.
      В здании музыкальной школы № 1 им. С.С.Прокофьева, что недалеко от площади Разгуляй в Москве, функционирует репетиционная база театра. Там же осуществляется обучение молодого поколения будущих артистов. В школе расположился музей С.С.Прокофьева, а во дворе перед зданием установлен памятник композитору.
      Известно, что, как все талантливые люди, маэстро обладал непростым характером. Однако чувство юмора тоже было ему не чуждо. В 1945 г. в Англии С.С.Прокофьеву вручали "Золотую королевскую медаль" от английского правительства. На церемонии после длинной приветственной речи английский посол вдруг обнаружил, что самой медали нет. Возникла пауза, композитор стоял в полной растерянности. Он уже хотел уйти, но посол нашёл неожиданный выход из неловкой ситуации: он торжественно вложил в руку С.С.Прокофьева свои золотые часы. Большинство журналистов и гостей не поняли, что произошло. Посол шёпотом сообщил лауреату, что медаль будет с минуты на минуту. После концерта он незаметно передал С.С.Прокофьеву коробочку с медалью. "А часы, пожалуйста, верните", - попросил посол. "Вы же мне их подарили, при всех! Это грабёж среди бела дня!" - пряча улыбку, возмущался композитор. "Да, вы правы, но...", - теперь уже растерялся посол. "Ну, раз уж Вам так понравились мои часы, я могу их Вам теперь подарить!" o- сказал, смеясь, маэстро и вернул послу его часы...
      Весной нынешнего года театр отмечает юбилей композитора концертом из его произведений, отличающихся оригинальностью, новизной и неизменной свежестью идей. Успех коллектива ещё и в том, что все артисты - ученики Елизаветы Стефановны, которая мужественным и кропотливым трудом "выпестовала" не одно поколение певцов. Театр им. Прокофьева является одним из постоянных "создателей" и "поставщиков" квалифицированных кадров в области оперного пения на российский и международный "рынок" театрального искусства. Стажируясь в театре и уже став настоящими мастерами, артисты "раскрывают крылья" и летят "из родного гнезда" в мир.
      Ныне певцы старшего поколения работают на сценах Государственного академического Большого театра, Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Московского театра "Новая опера", Московского камерного театра Бориса Покровского, Детского театра им. Наталии Сац, а также в театрах за рубежом.
      Но сегодня для успешного долгосрочного существования коллективам необходимо ещё и хорошее финансирование. Ситуация в нашей стране ныне такова, что "выживает сильнейший". Отечественное оперное искусство, с одной стороны, процветает, с другой - вымирает. Театр им. Прокофьева "родился" в трудное постперестроечное время, когда начиналось новое и рушилось старое. Такие же небольшие коллективы, появившиеся одновременно с ним, просуществовали не более 2-3 лет и исчезли. Театр им. Прокофьева выстоял благодаря своему высокому профессионализму и тому, что искусство его было востребовано публикой. В театре работает много молодых артистов, следить за творческим ростом которых всегда интересно. У коллектива появился свой постоянный зритель. Но сегодня театру, как и редкому зверю в трудных условиях существования, грозит исчезновение! Раньше его поддерживали основатели - первое поколение певцов и актёров, сейчас уже работающих на известных мировых площадках. Тогда собственных средств коллектива хватало на создание декораций и костюмов, оплату аренды залов, зарплату музыкантам. Сейчас ситуация изменилась, что отразилось на экономическом положении театра не лучшим образом.
      Зарубежные театры более благополучны в этом отношении, однако и их положение зависит от многих обстоятельств. В Германии, например, государство ежегодно выделяет 4,5 млрд. марок. В основном же финансирование осуществляется за счёт земель и коммун. Косвенно театры обеспечивают рабочие места на многих предприятиях, выполняющих их заказы. Приток финансов происходит также через независимые структуры и фонды. В США и Великобритании театры существуют благодаря привлечению частного капитала и в том числе налоговых льгот. В Великобритании за последнее время финансирование театров даже растёт. В Италии, Испании, Франции культура существует в основном на государственные средства. Правда, в настоящее время в Италии государство всё больше сокращает дотации театрам, вызывая недовольство трупп и руководства. Крупные оперные театры терпят убытки, маленькие - распадаются. А в России в 2005 году на развитие культуры государством было выделено 0,76 % из общенационального бюджета!..
      Катастрофическая ситуация с театром им. Прокофьева существует, несмотря на то, что его артисты - лауреаты и дипломанты всероссийских и международных конкурсов. Это засл. арт. России В.Почапский, А.Григорьев, Д.Пьянов, О.Кольцова, В.Байков, Л.Булатова, О.Филонова, С.Коняшина, П. Баканова, А.Полковников, Т.Кедич, А.Маркеев, Д.Почапский. Свои концерты коллектив сопровождает просветительскими лекциями, тем самым сохраняя истинное культурное наследие страны. У театра существуют специальные программы для школьников. У зрителей появляется редкая возможность узнать много нового и интересного о культурных традициях различных стран в контексте концертной программы. А это нужно знать!
      Театр ведёт абонементы в различных музеях Москвы, и не только. Например, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова "Мелихово" хорошо знаком с мастерством коллектива и всегда рад сотрудничеству с ним. Несмотря на бедственное положение, театр является инициатором благотворительных концертов в оздоровительно-реабилитационных учреждениях России. Коллектив выступил с концертом в День пожилого человека перед пенсионерами одного из округов Москвы. Певцы дают концерты для участников Общества "Блокадники города-героя Ленинграда". Люди почтенного возраста всегда тепло отзываются о театре и его артистах. Слушая прекрасную классику, они молодеют душой и чувствуют себя "не забытыми" другими поколениями. Ведь им так необходимо участие и внимание общества!
      Театр проводит и специализированные концерты, где в программе звучит только музыка отдельной страны. Публика всегда с восхищением слушает артистов, которые не только создают неповторимый образ, но и передают колорит национальной музыки и речи. Представители Посольства Италии в Москве и члены Московского отделения Общества Данте Алигьери, присутствовавшие на концерте, посвящённом 200-летию Дж.Верди, отметили безупречное итальянское произношение и отличное знание особенностей итальянской музыки у артистов. А вечер американской музыки приятно удивил зрителей. По словам представителей Посольства США в Москве, певцам удалось "очень точно передать особенности американского музыкального этноса". Не остались незамеченными виртуозное владение вокальной техникой и актёрское мастерство исполнителей на вечере французской музыки, прошедшем в Центральном Доме учёных. А, как известно, французская вокальная музыка - одна из самых сложных в мире.
      Особое слово хочется сказать о декорациях и костюмах артистов. Они изготавливаются своими руками, часто из подручных средств. Постановка оперы С. Рахманинова "Алеко" привлекла внимание зрителей не только прекрасным вокальным исполнением партий, но и необыкновенно простыми, но вместе с тем оригинальными декорациями. По словам Е.С.Новиковой, артистам пришлось принести огромное количество курток и пальто. Их связывали в большие тюки и оборачивали снаружи яркими тканями. Так появились узлы с поклажей у массовки - цыганского табора. Цыгане и цыганки располагались у импровизированного костра между этими разноцветными тюками. Девушки прыгали через огонь, веселились, пели и танцевали. Их пёстрые одежды очень выгодно смотрелись на фоне простой и строгой, особо подсвеченной сцены, по которой были разбросаны огромные узлы. Создавалось впечатление ночной степи, где кочевое племя коротает время у костра.
      Репертуар театра богат замечательными и известными всем произведениями - операми "Евгений Онегин" Чайковского, "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, "Директор театра" Моцарта, "Дуэнья" и "Война и мир" Прокофьева, "Алеко" Рахманинова, "Борис Годунов" Мусоргского, "Руслан и Людмила" Глинки, а также "Малыш и Карлсон" Горник, "Два сильфа" Дезожьера и многими другими. В 1998 году театр принял участие в Музыкальном фестивале "Шереме-тевские сезоны в Останкине", где впервые был поставлен спектакль "Два сильфа" на музыку Дезожьера. По каналам ТВ "ОРТ" и "Культура" можно было увидеть подробные репортажи об этом событии.
      Коллектив - единственный в своём роде сохраняющий традиции прокофьевской музыки, обладающий недюжинным потенциалом: молодыми талантливыми силами, отличными педагогами, ценным опытом и знаниями, творческой интуицией и репертуарной гибкостью, а главное - профессионализмом! Но сегодня - это умирающий театр.
      В нашей стране снижение интереса молодёжи к классической музыке началось именно с 90-х годов XX века. Влияние Запада стало слишком велико. Пытаясь повторить путь других стран, мы постепенно осознаём, что он не для нас. Не подростки, но "тинейджеры", повзрослев, становятся "менеджерами", озабоченными добычей денег. Следующее поколение может стать ещё более другим, потому что впитает эту новую, искажённую истину... Хрупкими островками культуры являются такие коллективы, как театр им. С.С.Прокофьева. Там есть всё, чем может и должна гордиться Россия, в том числе и молодые талантливые актёры, желающие всеми силами сберечь и преумножить культуру своей страны.
      Театр не теряет надежды на то, что в конце концов ему удастся возродиться, как птице Феникс, несмотря на трудный финансовый период, временное отсутствие в репертуаре крупных спектаклей и некоторый спад концертной деятельности. 27 марта мир отметил Международный день театра, а 23 апреля - юбилей С.С.Прокофьева. Этим летом коллектив театра им. Прокофьева надеется отпраздновать своё 14-летие. Артисты и руководство верят, что к этому времени он ещё будет существовать... И очень хотелось бы, чтобы было продолжение этого замечательного творческого пути необыкновенно стойкого театрального коллектива!