Главная     Редакция     Архив     5(33)/2006  
 

День победы
(ПОБЕДИВШИЕ СМЕРТЬ И ВОИНУ)

Память
(ЕСТЬ ТАКАЯ УЛИЦА...)

Конкурс
(ПЕСНЯ ПОМОГАЕТ ЖИТЬ)

Молодежная культура
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ РОССИЯ»)

Фестиваль
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА)

Очаг культуры
(АДРЕС КУЛЬТУРЫ - "ДОМ ГОГОЛЯ")

Конференция
(Н.А.БЕРДЯЕВ В "ДОМЕ А.Ф.ЛОСЕВА")

Конкурс
(ЧТО НАПИСАНО ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ…)

Культ личностей
(ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ: «О РОДИНЕ, О ЧЕСТИ, О ДРУЗЬЯХ...»)

Рядом с нами
(О «ВЕРЕ» С НАДЕЖДОЙ И ЛЮБОВЬЮ)

Проект
(К ШТЫКУ ПРИРАВНЕННАЯ КИСТЬ)

Гость редакции
("КУЛЬТУРА ВСЕГДА БЫЛА ОТВЕТСТВЕННЫМ, ОБЩЕЗНАЧИМЫМ ДЕЛОМ...")

Театр
(ЖИВОЙ ПРОКОФЬЕВ)

Фестиваль
(ЗАКРЫТИЕ 3-ГО ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В МОСКВЕ)

Культ личностей
(ХУДОЖНИК И ПАТРИОТ)

Музеи
(«ЧТОБ НЕ РАСПАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЁН...»)

Выставка
(«РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ» НА КРЫМСКОМ ВАЛУ)

X ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР

"РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ" НА КРЫМСКОМ ВАЛУ

Алексей ВЕДЕРНИКОВ

В марте в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу была организована выставка "Русский символизм, Голубая роза". В Москву её привезли из Бельгии, где она имела большой успех у европейцев, практически не знакомых с творчеством русских художников-символистов.

Экспозиция, составленная почти из 150-ти картин, разделена на две части: "Русский символизм" и собственно "Голубая роза". Организаторы постарались собрать как можно больше картин, в своё время выставлявшихся на одноимённой выставке 1907 года, которая и дала название всем известному объединению художников. Эта выставка М.В.Нестеров. посвящена наступающему 150-летию Третьяковской галереи. Устроителям выставки удалось передать настроение грёзы о гармонии и красоте.
      
       "РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ"
      Начинают выставку работы Константина Фёдоровича Богаевского, отмеченные сильной внутренней романтической направленностью. У Богаевского стихии суши, воды, камня и даже деревьев неразделимы и плавно перетекают одна в другую, о чём свидетельствует замечательная картина "Ночное море".
      Представленный здесь художник Александр Яковлевич Головин являлся при жизни великолепным декоратором. Одна из его картин называется "Нескучный сад". Картина чем-то напоминает пёструю вышивку. И если для "Голубой розы" характерны грусть, мечтательность, недосказанность, то у Головина всё выглядит оптимистично и живо. Некоторое время художнику довелось прожить в Испании, воспоминания о которой вдохновили его на написание таких картин, как "Испанка" и "Испанка в белом", которые можно увидеть на выставке.
      В полотнах Михаила Васильевича Нестерова, таких как "Молчание" и "Лето", чувствуется тишина, но отнюдь не покой. На картине "Лето" изображены две девушки, по одежде которых видно, что обе они - послушницы монастыря, строгие и сосредоточенные. Художник родился в семье старообрядцев и был глубоко верующим человеком. Своими работами он привнёс в живопись множество сложных и неординарных образов.
      Обычно у людей, знакомых с картинами Николая Константиновича Рериха, его творчество ассоциируется с некоторой мистичностью, жизнью в Индии, поисками загадочной Шамбалы. Представленные же здесь "Дозор", "Великая жертва" и "Древнее городище" имеют славянское начало. Художник активно пользуется графическими средствами, в частности такими, как темпера.
      На картине Марии Александровны Якунчиковой-Вебер изображено увядающее дворянское гнездо. С помощью качественно прорисованных деталей художница даёт ясное представление об эпохе.
      Но, несомненно, один из самых интересных художников, работы которого можно увидеть на выставке, - это Михаил Александрович Врубель. Здесь много керамики, сделанной руками этого замечательного мастера. Работы, созданные в Абрамцеве, покрыты эмалями, включающими в себя такие металлы, как бронза, серебро и даже золото, рецепт которых, к сожалению, безвозвратно утрачен.
      В центре экспозиции картина Врубеля "Полёт Фауста и Мефистофеля". Описывать полотно не имеет смысла. Но даже ради того, чтобы только увидеть эту работу, стоит сходить на выставку.
      Весьма интересна история другой картины Врубеля - "Пророк", представленной здесь. Даже при мимолётном взгляде на неё создаётся впечатление, что картина была больше, от неё как будто отсекли половину: изображённый пророк словно обрезан по пояс. Как оказалось после специальных исследований, первоначально картина была в 2 раза больше. Однако, когда художнику захотелось написать портрет своей жены, он просто отрезал половину холста и использовал его.
      Завершают экспозицию "Русский В.Э.Борисов-Мусатов. символизм" картины саратовского художника Виктора Эльпидифоро-вича Борисова-Мусатова. Самая впечатляющая из них - это всем известные "Призраки".
           
      
       "Голубая роза"
      "Голубой розой" называют кратковременное художественное объединение, которое возникло на одноимённой московской выставке 1907 года. Россия в это время потерпела поражение в русско-японской войне, по всей стране горели дворянские усадьбы, за 2 года до этого отгремела первая русская революция. Отстраняясь ото всего окружающего, художники избрали для себя образ замечательного цветка - розы. Но не алой, не белой, а именно голубой - как символ того, что это никак не связано с реальностью. А далее художники развивали общую художественную систему, каждый на свой лад.
      По экспозиции мы можем явно проследить, что одна из любимых тем художника Петра Саввича Уткина - тема ночи. Образы наполнены чем-то призрачным и тающим, как сновидения. Ярким примером этого может служить картина "Торжество в небе".
      Первые работы Павла Варфоломеевича Кузнецова посвящены рождению человека. Художник считал рождение самым священным таинством. На выставке представлены его удивительно нежные картины в пастельных тонах - "Рождение" и "Голубой фонтан". Картина же "Спящая в кашаре" поражает своей красочностью и яркостью.
      Многие "голуборозовцы" любили балет, эта тема нашла отражение в творчестве Николая Николаевича Сапунова в картине "Балет". Его творчество пронизывает также дух театра и маскарада, выражением чего является картина "Карусель" - большая и красочная, полная динамики. Вся жизнь на карусели мелькает и кружится в безумном пёстром хороводе. Ну а в самом конце экспозиции как подарок за внимание посетителям представлены полотна Мартироса Сергеевича Сарьяна. Его "Цветок лотоса" завораживает своей белизной и удивительной красотой, а "Финиковая пальма" и чарующий город с картины "Улица. Полдень. Константинополь" наполняют смотрящих ощущением восточной мудрости и своеобразной красоты, которое наверняка переполняло душу самого художника во время его путешествий.