Главная     Редакция     Архив     5(33)/2006  
 

День победы
(ПОБЕДИВШИЕ СМЕРТЬ И ВОИНУ)

Память
(ЕСТЬ ТАКАЯ УЛИЦА...)

Конкурс
(ПЕСНЯ ПОМОГАЕТ ЖИТЬ)

Молодежная культура
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ РОССИЯ»)

Фестиваль
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА)

Очаг культуры
(АДРЕС КУЛЬТУРЫ - "ДОМ ГОГОЛЯ")

Конференция
(Н.А.БЕРДЯЕВ В "ДОМЕ А.Ф.ЛОСЕВА")

Конкурс
(ЧТО НАПИСАНО ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ…)

Культ личностей
(ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ: «О РОДИНЕ, О ЧЕСТИ, О ДРУЗЬЯХ...»)

Рядом с нами
(О «ВЕРЕ» С НАДЕЖДОЙ И ЛЮБОВЬЮ)

Проект
(К ШТЫКУ ПРИРАВНЕННАЯ КИСТЬ)

Гость редакции
("КУЛЬТУРА ВСЕГДА БЫЛА ОТВЕТСТВЕННЫМ, ОБЩЕЗНАЧИМЫМ ДЕЛОМ...")

Театр
(ЖИВОЙ ПРОКОФЬЕВ)

Фестиваль
(ЗАКРЫТИЕ 3-ГО ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В МОСКВЕ)

Культ личностей
(ХУДОЖНИК И ПАТРИОТ)

Музеи
(«ЧТОБ НЕ РАСПАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЁН...»)

Выставка
(«РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ» НА КРЫМСКОМ ВАЛУ)

X ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР

О "ВЕРЕ" С НАДЕЖДОЙ И ЛЮБОВЬЮ

Светлана ГАЛАГАНОВА

Лауреат международных конкурсов камерный хор "Вера" ДМШ им. В. Я. Шебалина - один из немногих хоров, пользующихся широкой международной известностью, Об этом коллективе знают в США и ЮАР, во Франции и Японии; ему рукоплескали концертные залы Италии, Испании, Австрии; он поёт в православных храмах России и кафедральных соборах Западной Европы.

Дирижёр-хормейстер Татьяна Коваленко возглавила хоровой отдел ДМШ № 48 в тяжёлом, переломном 1991 году. Доставшееся ей певческое хозяйство ходило в отстающих и формировалось по остаточному принципу: из 600 учащихся ДМШ "хорьё" составляли 120 наименее способных - те, кто не прошёл по конкурсу на инструментальную музыку. Директор школы Александр Кабанов позвал молодую, энергичную "хоровичку" на роль службы спасения. Та согласилась - с условием предоставления спасателю необходимых властных полномочий. Она организовала класс вокала, пригласила талантливого концертмейстера Елизавету Голубцову, владеющую не только фортепиано, но и органом, и начала длительную, изнурительную работу. Необходимо было переломить само отношение детей к хоровому пению как к занятию скучному, официозному, безнадёжно устаревшему. Много раз у дирижёра опускались руки: целина не распахивалась - в детских глазах не было ничего, кроме безразличной покорности учительской воле. Много раз Татьяна собиралась уходить, видя, как безрезультатно пролетают лучшие годы. Но дезертировать не позволяли поддержка Александра Александровича и здоровое самолюбие: неужели она не сможет? неужели у неё так и не получится? И она смогла. Примерно через 2 года на распаханном поле обозначились робкие всходы - ребята увлеклись, "загорелись", поверили в свои силы, в своего педагога, а педагог поверил в них, и все вместе они дружно поверили в свой будущий успех. Так и родилось название хора - "Вера".
      В "Вере" поют 30 человек, в основном девочки - очаровательные, артистичные, интеллигентные. Попасть в концертный хор сегодня мечтают многие, но руководитель сознательно не расширяет певческих рядов: камерному коллективу, как суворовскому солдату, подобает побеждать не числом, а умением.
      Татьяна Коваленко понимала, что сделать хор по-настоящему концертным (то есть концертирующим на достойном уровне) сегодня возможно лишь при двух основных условиях: превращении коллектива (вместе с ближайшими родственниками) в сплочённую самоуправляющуюся общину и активном развитии всех мыслимых видов РК - выстраивании системы творческих, деловых отношений с самыми различными организациями и людьми. Она понимала, что о служителях муз нынче судят по степени их известности в мировом музыкальном сообществе, а поэтому хор обязательно должен выезжать за рубеж - других послушать и себя показать. Значит, надо искать спонсоров. И все эти недирижёрские заботы в любительском коллективе тоже ложатся на плечи дирижёра.
      Встав на крыло в 1993 году, "Вера" сразу же запорхала по самым престижным концертным площадкам, активно встраиваясь в международные хоровые проекты. Она стала лауреатом всех значительных фестивалей и конкурсов, украшением культурных программ Правительства Москвы, Российского фонда культуры, Международной ассоциации "Классическое наследие". Хор выступил во всех трёх залах Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, царицынском Оперном доме, Органном зале Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Он пел с университетскими хорами Принстона (США) и ЮАР, с Капеллой под управлением Геннадия Дмитря-ка. Этот стремительный "вертикальный взлёт" был крайне важен: ребята убедились в востребованности хорового искусства, окончательно уверовали в свои возможности, испытали эйфорию сценического успеха. А их руководитель думал о том, как больно падать с таких стартовых высот...
      Название "Вера" оказалось пророческим. В 1995 году восстанавливающийся храм Христа Спасителя объявил конкурс православной духовной музыки. Победителей ожидало почётное право участия в рождественской службе на открытии храма в январе 1996 года. К тому времени "Вера" уже освоила гораздо более сложные произведения, поэтому, быстро разучив необходимые 9 песнопений, хор уверенно вошёл под церковные своды. Но тут вдруг началось нечто непонятное. Выученный "на зубок" материал почему-то не пелся; дети чувствовали себя плохо, некоторые без всяких причин падали в обморок. Храм они покинули растерянными и подавленными. Они не знали, что уже через 3 года своим проникновенным и высокопрофессиональным исполнением этих песнопений "Вера" потрясёт строгое жюри Международного фестиваля духовной музыки в итальянском городе Лорето, что они увидят слёзы в глазах почтенных епископов и кардиналов в Барселоне и Риме. Они не знали, что будут выступать в Зале церковных соборов, что станут участниками Всероссийского фестиваля "Звезда Вифлеема", посвящённого 2000-летию Рождества Христова, что недалеко от их школы откроется храм Живоначальной Троицы, где им доверят петь на клиросе.
      Печальный опыт 1995 года сыграл неоценимую роль в развитии коллектива: и дирижёру, и хористам стало ясно, что, исполняя духовную музыку, они невольно вторгаются в иную, чуждую им реальность; что даже на сцене, изъятая из своего естественного церковного контекста, она продолжает оставаться музыкой Церкви, и поэтому у невоцер-ковленных исполнителей неизбежен сильный "иностранный акцент"; что духовная музыка не прощает лукавства - "выразительного" пения без подлинного переживания и что пора, наконец, перестать быть иностранцами в своих собственных храмах.
      Был объявлен срочный духовный ликбез. На просьбу дирижёра с радостью откликнулись протоиереи Георгий Нефёдов и Георгий Бреев; позже хор консультировал иерей Андрей Речицкий. Они открыли "Вере" мир веры, помогли сориентироваться в многослойном смысловом поле исполняемых песнопений, подобрать к ним верный эмоциональный ключ. И музыка зазвучала, да так, что хор оказался в числе приглашённых на открытие главного храма России. А в июле следующего года "Вера" с блеском исполнила эти песнопения в Австрии, на Первой Венской хоровой ассамблее. Австрийские гастроли оказались для Татьяны Коваленко сюрпризом судьбы, исполнением загаданного желания. Когда-то в далёком 1989 году, будучи в Зальцбурге, она с восхищением слушала в кафедральном соборе хор мальчиков. "Как жаль, что у нас этого нет" - подумалось тогда. И вот она снова в Зальцбурге, в том же соборе, где на сей раз поют её девочки... Они выступали в Вене, в знаменитом "Моцарт Холле". Там они получили персональное приглашение президента Международной ассоциации детских и юношеских хоров Риеп Сап-1огез Вима Байюса принять участие в ближайших всемирных хоровых конгрессах - 29-м (в 1998 году, в Барселоне) и 30-м, юбилейном (в канун нового века, в Ватикане).
      В промежутке между конгрессами хор участвовал в 39-м Международном фестивале духовной музыки в Лорето. Этот небольшой итальянский .городок является местом всемирного христианского паломничества: здесь находится Святой Дом (8ап1;а Саза) - часть подлинного на-заретского жилища Пресвятой Девы Марии, перевезённая со Святой Земли крестоносцами в 1291 году. Ежегодно на Пасхальной неделе в Лорето съезжаются лучшие хоровые коллективы мира, прошедшие отборочный тур, - не более одного хора от каждой страны. В 1999 году из 80 хоров было выбрано 14, среди них - "Вера".
      Хор исполнял "Совет превечный" П. Чеснокова, фрагменты из его "Божественной литургии", Ашта позтга Гайдна, и каждый раз зал вставал, провожая исполнителей овациями. Овации продолжались и на площади Мадонны, где был устроен фольклорный праздник. Накинув на плечи расписные русские шали, наши девчонки так задорно и зажигательно пели "Как у наших у ворот", а дирижёр так лихо отбивал такт деревянными ложками, что площадь чуть было не пустилась в пляс.
      Наступление XXI столетия хор отметил в Риме. В составе 6-ти лучших хоров Европы ребята пели в ватиканском "Конгресс Холле", в Соборе св.Игнатия. Так произошло окончательное закрепление "Веры" на международном плацдарме. Так пришло понимание, что музыка способна сближать народы, исцелять души от взаимной неприязни и вражды, преодолевать немыслимые расстояния и государственные границы. Чего стоит одна лишь история с песней "Снег"!..
      В 1997 году на праздновании 850-летия Москвы "Вера" пела в консерватории с хором Университета Южной Африки. По каким-то причинам гостей не удалось разместить в отеле, и около 100 (!) иностранных хористов нашли приют в наших семьях. В благодарность за милосердие гости подарили хозяевам красивую песенку "неизвестного русского автора" (перевод английского поэтического текста). "Мы привезли вам ваш русский снег!" -сказали африканские студенты. С тех пор этой песней "Вера" заканчивала все свои зарубежные концерты; "Снег" стал её "коронкой", визитной карточкой. "Снег идёт, снег идёт, / снег по свету бродит, / и откуда он идёт? / и куда уходит?"... И вот однажды на концерте в Доме композитора, когда девочки в очередной раз ловили на сцене невидимые снежинки, автор песни нашёлся. "Да это же Михаил Славкин написал!" - крикнул кто-то из зала. Вдоволь набродившись по свету, позабыв на время имя своего создателя, "Снег" слетел в хозяйские руки в виде "песни неизвестного автора".
      В последние годы хор стал частым гостем на студиях звукозаписи. В исполнении "Веры" (вместе с заслуженным артистом России Феликсом Царикати) был записан "Гимн Южного округа"; на "Мосфильме" сделаны записи песен для детского новогоднего праздника в Лужниках, телесериалов "День рождения Буржуя" и "Дракоша и К", международного музыкального проекта Андрона Кончаловского (с Элтоном Джоном), японского мультфильма "Алхимики". Ещё одной недавно освоенной территорией стали театрально-концертные проекты, наиболее ярким из которых было представление "Воздушные замки Вольферля, или 12 музыкальных эпизодов из жизни Моцарта" в Центре им. Вс.Мейерхольда. Вместе с известными драматическими и оперными артистами, оркестрами и хорами дети путешествовали по страницам писем и партитур гениального Вольферля (так любовно называли Моцарта родители), осторожно "примеривая" на себя его жизнь.
      Сейчас хор готовится к поездкам в Германию и на Мальту - за очередными дипломами, за эмоциональным допингом. В его ближайших планах - запись собственного компакт-диска и издание рекламного проспекта. Это означает, что Татьяне Коваленко опять предстоит ходить по чьим-то кабинетам, рассказывать, убеждать, доказывать и просто просить. И деньги обязательно найдутся, ибо вода не течёт лишь под лежачие камни, а не верящая слезам Москва по-прежнему верит тем, кто эти камни сдвигает. Верит и помогает, как помогают "Вере" Методический кабинет Комитета по культуре города Москвы, Управление культуры Южного административного округа, депутат Московской городской Думы Степан Орлов, администрация родной ДМШ. И снова полетит в зрительные залы русский снег, осторожно сдуваемый с ладоней нашими детьми, - тот самый, о котором пел когда-то их бабушкам и дедушкам индийский киноактёр Радж Капур. А потом публика будет долго скандировать три слова: "Вера"! Москва! Россия!". И это будет звучать как "вера в Москву", "вера в Россию"...