Главная     Редакция     Архив     9(37)/2006  
 

В округах
(НИНА БАЗАРОВА: «НАЙТИ СВОЮ ИДЕЮ И ПРИВЛЕЧЬ ЕЮ ЛЮДЕЙ»)

Конференция
(МОСКВА - ГОРОД БИБЛИОТЕК)

Конкурсы
(«МОСКОВСКИЕ МАСТЕРА»)

Конкурсы
(ЗОЛОТО ТВОРЧЕСТВА)

Очаги культуры
(СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ )

Очаги культуры
(«ГАЛЕРЕЯ «БЕЛЯЕВО»)

Музеи
(НАИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО?)

Наследие
(СОРОК СОРОКОВ. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО)

Театр
(ДРАМАТУРГИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ)

Театр
(МИХАИЛ МИЗЮКОВ: «НАШЕМУ ТЕАТРУ НУЖЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ»)

Театр
(«НОВАЯ ОПЕРА»)

Культ личностей
(ГОЛОС-ДУША)

Культ личностей
(ВОЛШЕБНИК МУЗЫКАЛЬНОГО ГОРОДА)

Память
(ВОСХОЖДЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ)

Память
(ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)

НАИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО?

Светлана МОЛЧАН

Многие ли из музеев Москвы, сосредоточенных в основном в пределах Садового кольца, убежали от центра к конечным станциям линии метрополитена? Таких всего несколько, и среди них один точно соответствует указанной нами топографии

На юго-востоке столицы, в двух минутах ходьбы от станции метро "Новогиреево" на пересечении неширокого, обжитого, с подросшими деревьями Союзного проспекта (совсем не соответствующего своему эпическому названию, оставшегося, впрочем, ещё от дачного поселка) и 5-го Проспекта стоит компактное двухэтажное здание с башенкой. Асимметричная композиция, сильно выступающие карнизы крыши, выразительно оформленный подъезд выгодно отличают его от соседней унылой многоэтажной застройки. Дом был построен в 1903 году для коммерсанта Вертье: на первом этаже располагалась контора, на втором - жильё. Хозяин был занят производством изразцовой плитки, которая, конечно, имела спрос там, где шла бойкая стройка. Брошюра начала XX века под названием "Описание Единственного в России Благоустроенного подмосковного Посёлка "Новогиреево" при собственной платформе" знакомит с прошлым этого примечательного места. Сегодня о нём можно прочитать в книге известного москвоведа С.К.Романюка "По землям московских сёл и слобод", часть 2-я.
     Здесь, на окраине, не скажу "в гуще народной жизни", но всё-таки ближе к ней, к человеку трудовому и усталому, расположился Музей наивного искусства. Площадь у станции метро в первые годы современной застройки окружали кинотеатр "Киргизия", универмаг "Перовский", магазины "Сантехника", "Наталка-полтавка". Теперь их довольно нахально теснят казино "Карнавал", игровые павильоны "Джекпот", "Фан-фан", торговые комплексы "Олимп" и бесконечные киоски. Редкий пешеход поможет желающему найти маленький музей, но старожилы района с удовольствием укажут вам ближнюю дорогу к нему.
     В 1998 году музей получил возможность устроиться в здании, где до этого последовательно располагались Музей революционной и боевой славы перовчан, выставочный зал "Истоки".
     В огромной Москве с её разнообразием бурной художественно-галерейной деятельности выставки наивного искусства проходят не только в этом музее. То откроет двери "наиву" Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, то "Галерея "На Солянке", то "Театральная галерея" на Малой Ордынке, то Музей современного искусства. Программной может быть названа выставка "Примитив в России. XVIII - XIX век" в Государственной Третьяковской галерее.
     Собственно Музей наивного искусства не просто сделал творчество своеобычных художников доступным широкому зрителю. Он работает с этим зрителем постоянно и столь же постоянно - с авторами, коллекционерами-энтузиастами и профессиональными искусствоведами.
     Замечательные идеи инициируются и реализуются маленьким коллективом музея во главе с его директором Владимиром Ильичом Грозиным. На сегодняшний день приоритетным является долговременный проект "Новые имена в наивном искусстве России", который разворачивается в художественном пространстве Москвы и Российской Федерации в целом уже более 10-ти лет. Если взглянуть на бытование этого беспрецедентного проекта внимательным взглядом, то увидится его безусловная связь с уникальной серией выставок Третьяковской галереи "Золотая карта России". Провинциальные музеи и картинные галереи раскрывают нам неведомые богатства нашего художественного наследия: от малоизвестных произведений крупнейших русских художников, волею судеб или распоряжений начальства от культуры оказавшихся в том или ином провинциальном собрании, до почти совсем неизвестных столичной публике имён. В этом смысле проект Музея наивного искусства "Новые имена..." открывает большинству зрителей неведомую Атлантиду народной творческой жизни.
     Творческое начало заложено в человеке, это - дар Божий. Оно проявляется в трудах пекаря и лесника, столяра и слесаря, плиточника и воспитательницы, лётчика и бухгалтера, лекаря и сестры милосердия. Но поверх этих профессиональных проявлений творческой закваски вдруг, неведомо почему открывается в человеке непреодолимое желание выразить не столько себя, сколько своё удивление, восхищение жизнью или её неизбежный, но сдержанный трагизм. Выявить и представить гармонию и соразмерность человека и природы художники берутся чаще, чем показать их разлад и противостояние.
     Интерес зрительский и научный, работа директора и сотрудников музея, авторов, коллекционеров и просто друзей подтолкнули официальные инстанции к сотрудничеству. Трудами музейщиков всей страны устраиваются "Фестнаив-2004", представивший 350 произведений 153-х авторов из 30 регионов России, ретроспектива "И увидел я новое небо" (передвижная выставка, ставшая в 2000 году федеральным проектом, рассчитанным на 2-3 года), ещё одна передвижная выставка "Пушкинские образы в творчестве наивных художников России", побывавшая в юбилейном году в 9-ти городах России и во Франции, во Дворце фестивалей в Каннах.
     На фоне таких масштабных выставок проект "Новые имена..." (начиная с 1993 года, в его рамках прошло огромное число персональных выставок) позволяет сосредоточиться на авторских индивидуальных мирах, открытых нашему великому пространству и долгому времени, даже вечности. Так, из Кургана в музей прибыла выставка Ивана Сарычева (1910 - 1990), человека удивительной и вместе с тем обычной для нашей страны судьбы. От батрачества и сиротства через ужасы и подвиги Великой Отечественной войны, дорогами которой он прошагал как простой солдат, этот скромный, немногословный человек, вышедший из среды сельских ремесленников, но проживший большую часть своей жизни в городе, пронёс и сумел реализовать в завершающие годы своей жизни чувство сельского, крестьянского "рая". В нём есть место и дому, и храму, и мельнице, и сараю, и птице, и домашней скотинке, доярке и жнице, телятнице и ткачихе, плясунье и городошнику, старому и малому, грибнику и ягоднику, мальчишкам, которые "звучно режут лёд", и даже самому поэту. Ибо и Пушкин вписан у Ивана Семёновича в сельский пейзаж: поэт на конной прогулке по сельской дороге (картина 80-х годов). Поэтически рассказано о сельских трудах: протяжная песня-стон "Военной посевной", "Льняная поэма", "Валеночные частушки". "Дом под красной крышей" глядится как нарядный иконостас деревянной сельской церквушки с тяблами и витыми колонками. Свободно стоящие избы противопоставлены городской тесноте (и тут вспомнится знаменитое стихотворение Пушкина "Сельское кладбище"), а пространность пейзажа сопрягается с просторностью интерьеров.
     Вообще сельская жизнь, несмотря на свои великие труды и заботы, больше располагает к художественному воззрению на мир. Они - жители деревенской России -указывают нам, что несуетность - важная основа бытия. И в этом плане стоит разделить мысль обозревателя газеты "Культура" Евграфа Кончина, что "коммерциализация наивного искусства имеет и отрицательные стороны. Художник начинает не столько выражать свой собственный мир, сколько работать на публику, стараясь ей понравиться".
     Большинство наивных художников начинают писать в зрелом возрасте, даже в пожилом. Кажется, что жизнь переполнила людей своими впечатлениями до краёв, и они хотят выразить ей свою признательность или подправить мир, показать, каким он должен быть.
     Осенью 2005 года в музее была открыта выставка работ протоиерея Валентина Юшкевича в преддверии 70-летия со дня его рождения и 10-летия со дня смерти, который в возрасте 44 лет, продолжая нести нелёгкий пастырский крест, обратился к художественному творчеству. Живописный мир художника-священника необыкновенно декоративен. Писал батюшка чаще всего акварелью и гуашью, масляные краски казались ему слишком плотными. О своей технике рассказывал: "Перед началом работы лист бумаги или картона обливаю водой. Затем закрашиваю весь лист краской любого цвета, что намного облегчает процесс работы. На листе бумаги чутьём размещаю всё по своим местам. Одновременно всё изменяю, дополняю, покуда не возникнет нужный эффект". Открытие выставки отца Валентина проходило не просто: был отслужен краткий молебен на начало благого дела, беседа искусствоведов с сотрудниками музея и гостями завершилась священническим словом и поминальной молитвой. В юбилейный год Третьяковской галереи художники из народа преподнесли ей скромный подарок - выставку "Наивные художники к юбилею Третьяковской галереи". Классические произведения отечественной живописи, растиражированные в альбомах, учебниках, календарях, на обложках тетрадей и блокнотов, запечатлены, развиты и переосмыслены наивными художниками в свойственной им манере и технике.
     В рамках культурных событий года Армении в России Музей наивного искусства показал выставку Анаит Кикинян - яркой художницы из Спитака, жизнь которой оборвало страшное землетрясение.
     Череда выставок музея, культурно-просветительская работа имеют важное значение для эстетического воспитания подрастающего поколения, поддерживают и укрепляют творческие и жизненные устремления поколения среднего и старшего. И как важно помочь ему в расширении пространства для постоянной экспозиции, запасников, постоянной работы со школьниками и всеми желающими приобщиться к живительному творческому источнику!