Главная     Редакция     Архив     9(37)/2006  
 

В округах
(НИНА БАЗАРОВА: «НАЙТИ СВОЮ ИДЕЮ И ПРИВЛЕЧЬ ЕЮ ЛЮДЕЙ»)

Конференция
(МОСКВА - ГОРОД БИБЛИОТЕК)

Конкурсы
(«МОСКОВСКИЕ МАСТЕРА»)

Конкурсы
(ЗОЛОТО ТВОРЧЕСТВА)

Очаги культуры
(СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ )

Очаги культуры
(«ГАЛЕРЕЯ «БЕЛЯЕВО»)

Музеи
(НАИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО?)

Наследие
(СОРОК СОРОКОВ. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО)

Театр
(ДРАМАТУРГИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ)

Театр
(МИХАИЛ МИЗЮКОВ: «НАШЕМУ ТЕАТРУ НУЖЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ»)

Театр
(«НОВАЯ ОПЕРА»)

Культ личностей
(ГОЛОС-ДУША)

Культ личностей
(ВОЛШЕБНИК МУЗЫКАЛЬНОГО ГОРОДА)

Память
(ВОСХОЖДЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ)

Память
(ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)

ДРАМАТУРГИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Александр ДЕМИД

Где найти новые пьесы для театра? В кабинете драматургии Союза театральных деятелей, возглавляемом Ольгой Новиковой. Именно сюда стекаются все новые сочинения молодых авторов, и именно здесь 19 лет назад был создан Всероссийский семинар драматургии "Авторская сцена", на который мечтает попасть каждый молодой драматург.

Как стать участником этого семинара? Пройти конкурс новых пьес, присылаемых в течение года. Авторы лучших из них и приглашаются на семинар вместе с молодыми режиссёрами и актёрами, осуществляющими постановку этих произведений и дающими им первую сценическую жизнь.
     "Авторская сцена" необычайно популярна среди театральной общественности, каждый год привлекая внимание московской критики и прессы, съезжающейся на эту летнюю "школу драматургов", которая проходит по традиции на пленэре, в самых живописных местах Подмосковья (обычно в Щелыкове или Тарусе). Художественный руководитель семинара - известный драматург, сценарист и публицист Александр Гельман. Неизменный идеолог и руководитель "драматургических сборов" - Римма Кречетова, член Комиссии по драматургии СТД РФ, известный театровед и знаток современной драматургии. Организует же весь процесс семинара Ольга Новикова - его неизменный куратор и непоколебимый авторитет в мире драматургии. Интересно, что все наши известные драматурги, будучи когда-то начинающими, прошли в своё время школу этого семинара. На нём шлифовали своё мастерство Алексей Слаповский, Михаил Угаров, Елена Гремина, Василий Сига-рев, Максим Курочкин, Александр Строганов, Сергей Носов - а их имена теперь на афишах российских и зарубежных театров.
     XIX семинар "Авторская сцена" проходил в этот раз недалеко от старинного города Боровска, на территории дома отдыха "Фатеево". Куда и прибыли 5 лучших пьес года вместе с их авторами.
     18-летняя Ярослава Пулинович, самая юная среди участников, представила нам пьесу "Учитель химии" - современную зарисовку школьных нравов, вписавшуюся теперь в отечественную онтологию школьного эпоса. Впрочем, вряд ли эта девочка знает лично, чем отличается русская школа XXI века от русской школы середины XX - она лишь фиксирует все её актуальные коды, ставшие частью и её собственного бытия: атмосферу тотальной агрессии, борьбы за выживание в "школьной стае", террора сильных против слабых, неистребимого школьного курения, купленных экзаменационных оценок и жестокой войны с учителями. Эта школа - как зеркало нашей общей жизни и времени и вечный материал для ТЮЗов. Ставил "Учителя химии" режиссёр Пётр Кротенке вместе с молодыми актерами, которые разучивали текст пьесы прямо на пленэре и играли её на крыльце и лужайках дома отдыха, использовав их как живую декорацию.
     Семинар - это работа, которая не прекращается ни на минуту, идёт сутками напролёт, заполняя собой все аллеи, поляны и беседки дома отдыха. Читки пьес под солнцем и репетиции под дождём, непрерывный процесс "анализа текста" с живым участием самого автора, споры дневные и ночные, а в результате - спектакль с последующим серьёзным его обсуждением московскими критиками и вынесением окончательного вердикта новой пьесе. Вряд ли подобное "тотальное погружение" возможно в городских условиях. Лишь тут, на природе, вдалеке от московской суеты, могут создаться столь углублённая творческая атмосфера и особое братство людей, сообща делающих из пьесы спектакль. Что и составляет эксклюзивную энергетику семинара. Автор же получает возможность видеть своё произведение "в развитии и в действии", наравне с остальными участвуя в таинственной репетиционной кухне и приобретая бесценный опыт живой работы над пьесой. И впервые - как подарок судьбы - видит её поставленной.
     Драматург Елена Ерпылёва сорвала на семинаре оглушительный успех своей пьесой "Ядерная зима" - которая явно пойдёт теперь по сценам страны. Это народная поэма в притчевой прозе, цитаты из которой носились в воздухе всего дома отдыха, повторяясь участниками по разным поводам. "Ив Казахстане есть пространство жизни, нами ещё не заселённое!" - выкрикивал кто-то кому-то при встрече. Или: "И сейчас у меня такое ощущение, что жизнь свою я проживаю напрасно и почти что зря!". В этой пьесе русский человек, "затерянный во вселенной", мчался в общем вагоне по российским просторам и бился над загадкой смысла собственной жизни, которая никак ему не давалась. Однако движимый неистребимой жаждой идеального (уже проигравший прошлое и не видящий опоры ни в будущем, ни в настоящем), он всё-таки уповал на некую станцию, где можно будет спрыгнуть с поезда и за некую новую жизнь зацепиться.
     Эту экзистенциальную драму поставила Анна Потапова - и мы узнали теперь, кроме новой пьесы, нового молодого режиссёра с сильной творческой перспективой.
     Григорий Егоркин оказался единственным мужчиной-драматургом этого семинара, приехав со своей драмой "N.13. Хроники забытого острова". Это чисто мужская пьеса походила больше на неторопливый исторический роман XIX века, повествовавший о капитане русской армии, сосланном в островной инвалидный гарнизон и грезящем о крупных подвигах во имя своего отечества и новых сражениях, в которые он поведёт когда-нибудь своих инвалидов-солдат. Патриотизм и высокий былинный стиль сей повести непременно заинтересовал бы многие театры и, конечно, театр Российской Армии, живущий в ожидании как раз такого рода пьес.
     Женская же драматургия тем временем побеждала на семинаре и количеством, и достоинствами, и жанрами. Например, Марина Андриевская явила публике комедийный . эротический шлягер "Я желаю чужого желания, которое желает меня". Авантюрный, типично кассовый комикс, уловивший потребности "лёгкого жанра", свойственные большей части российской публики. Этот секс-детектив (сюжет которого мы вам сейчас не откроем) - хоть в пир, хоть в мир, хоть в любую антрепризу - касса будет обеспечена.
     И всё-таки не в сфере масскульта лежали главные помыслы наших молодых сочинителей. Лучшие из них, наряду с изобретением фактуры и стиля, ищут "нерв и боль" человека и времени. Вот Елена Нестерина своим нежным почерком написала детскую пьеску "Нахлебничек", пробуждающую сострадание ко всем обездоленным сиротам, коих множество на планете. Каждая строка этой пьески трогает сердце, а текст сочинён грациозно и вдохновенно. ТЮЗы "Нахлебничком" непременно заинтересуются. Недаром многим завлитам известна дорога на этот семинар, куда они не ленятся приезжать в поисках новой и свежей драматургии.