Главная     Редакция     Архив     9(37)/2006  
 

В округах
(НИНА БАЗАРОВА: «НАЙТИ СВОЮ ИДЕЮ И ПРИВЛЕЧЬ ЕЮ ЛЮДЕЙ»)

Конференция
(МОСКВА - ГОРОД БИБЛИОТЕК)

Конкурсы
(«МОСКОВСКИЕ МАСТЕРА»)

Конкурсы
(ЗОЛОТО ТВОРЧЕСТВА)

Очаги культуры
(СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ )

Очаги культуры
(«ГАЛЕРЕЯ «БЕЛЯЕВО»)

Музеи
(НАИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО?)

Наследие
(СОРОК СОРОКОВ. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО)

Театр
(ДРАМАТУРГИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ)

Театр
(МИХАИЛ МИЗЮКОВ: «НАШЕМУ ТЕАТРУ НУЖЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ»)

Театр
(«НОВАЯ ОПЕРА»)

Культ личностей
(ГОЛОС-ДУША)

Культ личностей
(ВОЛШЕБНИК МУЗЫКАЛЬНОГО ГОРОДА)

Память
(ВОСХОЖДЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ)

Память
(ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)

СОРОК СОРОКОВ.

РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

Наталья СОСНОВСКАЯ

Московские храмы многочисленны и разнообразны по своему облику, поскольку строились в разные временны. Когда-то они определяли особую, неповторимую, патриархальную красоту города. Самые древние, деревянные, до нас не дошли, как и самые первые, каменные. Они горели, перестраивались, обновлялись.

В архитектуре московских церквей трудно разобраться только на первый взгляд. Но каждая эпоха и стиль имеют строго определённые отличия. Какие же из церквей и соборов наименее подверглись переделкам и, помимо кремлёвских памятников, являются наиболее древними? В XVII веке большинство церквей было обновлено, что осложняет задачу. Сегодня речь пойдёт о храмах XV - XVI веков на территории Москвы. Это тёмные века, когда мир был полон жестокости, а храм воспринимался как защита от злых сил, как корабль в бурном житейском море.
     Согласно преданию, в 1360 году митрополит Московский Алексий возвращался из Константинополя. На море поднялась сильная буря, и Алексий молился об избавлении.
     По прибытии в память чудесного спасения он повелел заложить монастырь на берегу реки Яузы, получивший впоследствии имя своего первого настоятеля - святого Андроника, ученика и родственника Сергия Радонежского. Спасо-Андроников монастырь (улица Прямикова.Ю) знаменит ещё и тем, что в начале XV века монахом его был Андрей Рублёв, могила которого не сохранилась. Между 1410 и 1427 годами в монастыре был возведён Спасский собор -один из красивейших памятников раннемосковского зодчества. Это небольшой одноглавый храм с тремя апсидами (полукружиями с внешней, восточной стороны). Порталы (входы) оформлены в виде кокошников, заострённых сверху (они называются килевидными). Внутри сохранились фрагменты фресок, выполненных Андреем Рублёвым. Собор производит впечатление строгости и покоя, характерные для ранней русской культовой архитектуры.
     Замечательна своей стройностью и простотой также церковь Трифона в Напрудном XV века (Трифоновская улица, 38). Легенда, однако, относит её возникновение к более позднему времени, Ивана Грозного. Однажды боярин Патрикеев упустил любимого царского сокола, но во сне ему явился святой Трифон и открыл, где найти потерянную птицу. В благодарность боярин поставил храм в честь святого Трифона. Довольно редкой особенностью является звонница, возведённая в северо-западном углу храма. На наружной стене была некогда фреска с изображением святого Трифона с соколом на плече (ныне она хранится в Третьяковской галерее).
     С не менее интересными легендами связана история Рождественского монастыря, главный собор которого также является памятником раннего московского периода. Монастырь основала на высоком берегу реки Неглинной около 1386 года княгиня Мария, супруга князя Андрея Серпуховского (сына Ивана Калиты), в честь победы русского войска на Куликовом поле. В1523 году в монастыре совершается трагическое событие. Великий князь Василий III напрасно ждал наследника от великой княгини Соломонии - своей первой жены и, наконец, обратился за благословением на развод к патриархам. Иерусалимский патриарх Марко ответил: "Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твоё наполнится ужасом и печалью, кровь польётся рекой, падут главы вельмож, грады запылают". И всё же митрополит московский Даниил и князь заточили Соломонию в Рождественский монастырь, где она провела долгие годы. (Самый старый храм монастыря - одноглавый собор Рождества Богородицы - возвели позднее, по "обету" первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны.)
     Не прислушавшись к пророчеству патриарха Иерусалимского, Василий III женился на Елене Глинской, через три года у неё родился сын - Иван. В минуту его рождения 25 августа 1530 года воздух был потрясён ударами грома и молнии. В честь рождения сына Василий III приказал построить в царском селе Коломенском одну из красивейших церквей ранней эпохи - церковь Вознесения. В 1532 году строительство было завершено. Это не только признанный шедевр, это ещё и первый из известных нам каменных храмов шатрового типа. "Боже церковь та вельми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде всего в Руси", - говорил летописец. Высокий шатёр, галерея, резьба по камню. Имя мастера не установлено точно, но исследователи говорят о причастности к возведению храма итальянского зодчего Петрока Малого. В толстых стенах храма устроена винтовая лестница. Гектор Берлиоз, посетивший Москву, был восхищён: "Тут передо мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм".
     Там же, в Коломенском, на древнем холме (месте поселения финно-угорских племён) возвышается церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Рядом находилось некогда село Дьяково, поэтому церковь называют также Дьяковской. Она относится к числу "обетных" храмов. В 1529 году Василий III повелел построить в селе Дьякове храм с 6-ю приделами в честь святых, к покровительству которых он прибегал, дабы продолжить свой род. Главный, основной придел в честь усекновения главы Иоанна Предтечи указывает на желание иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите. 2 придела - зачатия Иоанна Предтечи и зачатия святой Анны - посвящены мольбе о зачатии. Мысли о греховности неверия выражаются в мольбе к апостолу Фоме, ему был посвящён 3-й придел, позже переименованный в придел 12-ти апостолов. Постройка 4-го придела в честь святителя Петра Чудотворца не случайна. Это -мольба о чуде. И, наконец, в честь Елены и Константина, покровителей супруги князя, также соорудили 2 придела. Все они составляют симметричную, единую группу. По всему строю храм был подготовлен к воспроизведению шатров. Его отличает пышное каменное убранство.
     Через 26 лет такие же небольшие шатры, да и сам принцип соединения нескольких церквей в одной были повторены в самом известном памятнике московской архитектуры. Покровский собор, или храм Василия Блаженного, известен всем, как и легенда о зодчих Барме и Постнике, строивших храм и поплатившихся за свою необычайную одарённость: Иван Грозный, по приказу которого в честь взятия Казани в 1552 году был построен храм, приказал выколоть мастерам глаза, дабы ни у одного царя не было столь прекрасного сооружения. О нём написаны отдельные книги. Что же необычного в этом соборе, кроме удивительного яркого декора? Зодчие избрали не обычную композицию: 8 церквей, возведённых во имя святых, в чьи дни происходили основные события казанских походов 1545 - 1552 годов, объединены вокруг центральной, 9-й церкви, посвящённой празднику Покрова, совпадающему по времени с завоеванием Казани. Соединяет их общее основание, обходная галерея и внутренние сводчатые переходы. Венчают их ряды кокошников, взбегающих вверх - к основаниям вытянутых барабанов. Центральная церковь перекрыта высоким гранёным шатром. В 1588 году к собору пристроили 10-ю церковь, названую по имени блаженного Василия, погребённого неподалеку. Так появилось второе название храма - собор Василия Блаженного. Первоначально облик собора отличался строгостью и простотой. Яркая раскраска глав, роспись фасадов, крытые наружные галереи, шатровая колокольня появились позже, в XVII - XVIII веках.
     В Зарядье, в Китай-городе, находится маленькая церковь Зачатия святой Анны, что в углу. Церковь действительно находилась на повороте Китайгородской стены от Москвы-реки к Варварским воротам, где восточная и южная стены образовывали угол. Предание выдаёт эту церковь за одну из древнейших после уже несуществующей церкви Спаса на Бору в Кремле. Под 1493 годом церковь Зачатия Анны упоминается впервые в летописи в связи с пожаром. В 1547 году во время другого страшного пожара в неё перенесли икону Одигитрии Божьей Матери, принадлежащую подьячему Третьяку Тёплому, дом которого сгорел, но икона осталась невредимой. Царь Иван Грозный поднял икону к себе в палаты, храм отстроил, а затем вернул туда образ. В 1611 году церковь снова пострадала от пожара и хищений, но Михаил Фёдорович Романов вновь возобновил её. К церкви благоволил и царь Алексей Михайлович. В 1668 году она была вновь разорена пожаром и опять восстановлена и украшена. Храм небольшой, с крестовым сводом.
     Последующие века оставили здесь свои следы. Реставрационные работы 1955 - 1958 годов вернули этому зданию первоначальный облик, поэтому можно с уверенностью сказать, что эта маленькая церковка может считаться одним из символов древней Москвы. Сколько легенд и историй, а ведь храмы раннемосковского стиля - лишь малая часть среди других московских памятников и церквей.