Главная     Редакция     Архив     9(37)/2006  
 

В округах
(НИНА БАЗАРОВА: «НАЙТИ СВОЮ ИДЕЮ И ПРИВЛЕЧЬ ЕЮ ЛЮДЕЙ»)

Конференция
(МОСКВА - ГОРОД БИБЛИОТЕК)

Конкурсы
(«МОСКОВСКИЕ МАСТЕРА»)

Конкурсы
(ЗОЛОТО ТВОРЧЕСТВА)

Очаги культуры
(СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ )

Очаги культуры
(«ГАЛЕРЕЯ «БЕЛЯЕВО»)

Музеи
(НАИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО?)

Наследие
(СОРОК СОРОКОВ. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО)

Театр
(ДРАМАТУРГИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ)

Театр
(МИХАИЛ МИЗЮКОВ: «НАШЕМУ ТЕАТРУ НУЖЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ»)

Театр
(«НОВАЯ ОПЕРА»)

Культ личностей
(ГОЛОС-ДУША)

Культ личностей
(ВОЛШЕБНИК МУЗЫКАЛЬНОГО ГОРОДА)

Память
(ВОСХОЖДЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ)

Память
(ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)

ГОЛОС-ДУША

Татьяна КОСТАНОВА

1 сентября Центру оперного пения Галины Вишневской исполнилось 4 года.

Трудно поверить, что на месте дома на Остоженке, где разместился Центр оперного пения Галины Вишневской, ещё не так давно доживали на пустыре старые деревья. Как гармонично дом, похожий на дворянскую усадьбу, вписался в старую Москву, так и сама идея создания промежуточного (между консерваторией и собственно сценой) звена подготовки оперного артиста очевидна. Сколько голосов в огромной России, да и музыкальных театров немало! Но, чтобы выйти на сцену в опере, молодым солистам требуются особый опыт, навыки, специфические знания, нужна, наконец, и преемственность поколений.
     Но очевидным и естественным всегда кажется то, что уже состоялось. И даже сегодня, когда здание на Остоженке давно обжито, Галина Павловна и её сподвижница, директор Центра Елена Владимировна Опоркова нет-нет да и вспомнят дефолт 1998 года, когда все планы, казалось, рухнули, или тот день, когда они впервые вошли в пустое помещение: наполнят ли его молодые голоса?
     Всё сбылось. Не чудом - пониманием, поддержкой, сподвижничеством. Впрочем, разве это не есть чудо?
     Лето 2006 года. Галина Павловна - в поездках по России. Два дня назад дала мастер-класс в Грозном, сегодня уже в дороге. Осталось совсем немного времени до октября, когда в Москве будут отмечать её юбилей - 80-летие. Не славословие и мемуары - только жизнь, только дела, планы. Не прошлое - только настоящее и будущее.
     В Центре тоже полным ходом идёт подготовка к празднику. На столе директора программки, приглашения. Предстоит, как шутит Галина Павловна, творческий отчёт. Первый его этап - 1-й Открытый международный конкурс оперных артистов. Уже в июле подали заявки на участие в нём немало кандидатов из России и других стран. В международном жюри во главе с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем - Тереза Берганца (Испания), солист "Ковент Гарден" Деннис О'Нил, ректор Музыкального института Кёртиса (Филадельфия, США) Майкл Элиасен, примадонна Мариинского театра Ирина Богачёва, директор Шведской Королевской оперы (Стокгольм, Швеция) Мено Феенстра, директор агентства "81а-§ес!оог" (Болонья, Италия) Анджел-ло Габриели и солист Большого театра Бадри Майсурадзе. Конкурс будет носить имя Вишневской. Это - достойный подарок примадонне от Москвы, от России.
     Празднование юбилея будет проходить на Новой сцене Большого театра 25 октября. Затем в Центре Галины Вишневской состоится большой оперный фестиваль.
     О Центре, его создательнице, насущных проблемах современной культуры мы говорим с директором Еленой Опорковой.
     - Елена Владимировна, Центр оперного пения - это ещё не театр, но уже не учебное заведение. В чём его специфика, уникальность?
     - Оперное пение, конечно, отличается от пения камерного, тем более эстрадного и любого другого. Мы формируем молодого певца как оперного артиста, который понимает, что такое оперное искусство, учится актёрскому мастерству, совершенствует свою вокальную технику, накапливает профессиональные навыки существования в оперном театре. Профессора, которые приглашены в Центр, не теоретики, а больше практики. Они и преподают, например в консерватории, и продолжают выступать как оперные артисты, в частности в Большом театре. А, к примеру, Бадри Майсурадзе, знаменитый тенор, поёт ведущие партии не только в Большом, но и на сценах лучших театров мира. Это тоже имеет значение, ведь наши питомцы получают возможность впитывать общеевропейскую оперную культуру. Они познают её через Галину Павловну, через своих педагогов.
     У нас занимаются танцами, сценическим движением. Изучаются языки, потому что оперные спектакли идут на языке оригинала. Причём вокалистов учат именно петь на языке, это особый уровень обучения. Преподаётся певческая дикция - это наше ноу-хау.
     Очень специфическая, кропотливая работа, ведь надо чтобы и петь было удобно, чтобы и нота звучала точно и чтобы зрителю было понятно каждое слово.
     Ведут занятия педагоги высокого уровня. И они хорошо понимают, к чему готовят артистов: что такое Его Величество Театр.
     - И главный учитель здесь - Галина Павловна Вишневская?
     - Да, это так. Идеология, методология обучения выработаны Галиной Вишневской. Она шла к этому опытным путём. Сначала теоретически сформулировала, какие дисциплины, какие формы работы необходимы для занятий с вокалистами, какие профессора нужны, чтобы получить положительный результат. Потом всё перевели в практическое русло. И сама Галина Павловна преподаёт ежедневно 6 дней в неделю. Только раза три в течение учебного года уезжает на недельку-полторы в Париж к дочери и внукам.
     - Вам сразу удалось найти верную дорогу?
     - В первый год мы уже определились с формами и методами обучения. Изначально обучающиеся в Центре должны пройти не только обязательные дисциплины, но реально испытать на себе все варианты существования, работы на сцене - в концерте, в спектакле, весь репетиционный период и вводы в уже идущие спектакли. Не так давно мы добавили к этому гастрольную деятельность: надо знать, что такое дисциплина на гастролях.
     - Кто ваши воспитанники?
     - У нас занимается около 30-ти студентов. Российских артистов обучаем бесплатно. Тех, кто к нам поступает с очень хорошими голосами из стран СНГ, мы учим на коммерческой основе, плата небольшая, вполне доступная артистам. А иностранные граждане платят больше, это позволяет нам дополнительно стимулировать труд наших педагогов. И надо сказать, что состав преподавателей у нас остался неизменным в течение всех лет существования Центра.
     Чтобы поступить на обучение в Центр, надо пройти строгий отбор. В этом году мы за 2 дня прослушали 100 с лишним человек, а выбрали из них только 8.
     - Состоялось уже 3 выпуска. Расскажите немного о них.
     - Первый выпуск - это в основном артисты московских театров, уже сложившиеся мастера. Но школы всё же не хватало. Ведь оперный театр - это производство, учиться там некогда. У нас же строго индивидуальная работа с каждым. То есть мы даём то, что в первую очередь требуется данному артисту. Первый выпуск - это Сергей Балашов, сегодня ведущий артист театра Станиславского, Сергей Шеремет из "Новой Оперы", Оксана Корниевская, которая приехала к нам учиться из Владивостока, а теперь поёт в "Войне и мире" в Большом театре, Ирина Окнина - на ней держится репертуар Боннской оперы, Владимир Байков - поёт в Швейцарии, Анна Девяткина -прима Волгоградского театра.
     В последующих выпусках тоже был прекрасный результат. Например, Мария Пахарь поёт в Большом театре Наташу Ростову. Немало наших выпускников приглашают в театры Европы. Но есть установка Галины Павловны: сначала артисты должны показать себя в России. В своей стране. Лучше зарабатывать репутацию здесь, а потом можно и блистать на сценах мира.
     - Вишневская - ленинградка. Центр построили в Москве...
     - Да, Галина Павловна родилась в Ленинграде, выросла в Кронштадте. Очень любит Петербург. Красоту мира она впитала в его гармонии, гуляя по самым прекрасным улицам Петербурга, что сформировало её эстетическое чувство. Но основная часть её жизни - это Большой театр. Она считает, что десятилетия службы на его сцене - самое большое и важное в судьбе. После этого были и "Метрополитен Опера", и "Ковент Гарден", и "Гранд Опера", и "Ла Скала" - прекрасные творческие эпизоды. Но Большой театр - это нечто особое, что живёт в ней и по сей день. И, конечно, она очень благодарна Москве.
     - За помощь в строительстве?
     - Да. Галина Павловна везде и всюду говорит, что благодарна городу за то, что этот Центр есть, что ей, по существу, "вернули вторую жизнь". Без помощи лично Юрия Михайловича Лужкова и Правительства Москвы этого случиться не могло. Здание, которое было передано ей в личную собственность, Вишневская подарила столице. А мы являемся городским учреждением культуры. Учредитель Центра - Комитет по культуре города Москвы. Все 4 года нам оказывают всяческую поддержку и Комитет, и руководство города - в первую очередь Юрий Лужков, Людмила Швецова.
     - Что такое певец? Артист? Наверное, надо говорить о большем. Как я знаю, Галина Павловна придаёт голосу значение в чём-то мистическое: голос - это не только вокальная техника и природное строение связок, а то, что у человека за душой...
     - Вишневская говорит: "Голос - это и есть душа". Это как выражение глаз. И если душа поёт, она поёт красивым голосом.
     - И облагораживает другие души. Ведь в старину сказители именно пели, простой народ без песни не жил, музицировали и в каждом "благородном" доме. Хоровое пение. Церковное пение. По большому счёту - это отнюдь не развлечение. Это влияние. Кто его изучал? Вот звук колоколов, как показали научные эксперименты, гармонизирует среду. Так что пение и тем более высшую его форму - оперное пение просто звуком не назовёшь. Не зря были времена, когда саму Россию олицетворял голос. Говорили: Россия - это Шаляпин. Что же, сегодня Россия не поёт?
     - Я бы так не сказала. Она поёт, но только в центре внимания, к сожалению, находится масскультура. Посмотрите, очень показательны в этом смысле телевизионные программы, которые отражают культурный уровень зрителей. Рейтинг, рейтинг. Он диктует. И по первой программе в самое "смотрибельное" время идёт "Фабрика звёзд"! Значит, у неё высокий рейтинг. Значит, у неё огромное количество зрителей и почитателей. Вот что обидно.
     - Думаю, тут другая причинно-следственная связь. Прайм-тайм оплачивается, поскольку это мощная реклама недорогого товара.
     - Но и фильмы, которые детям смотреть совсем не обязательно, тоже показывают в дневное время. Детские передачи исчезают с экранов. Нет передач о детях, которые интересуются искусством. Хотя такие дети есть, их немало. Галина Павловна курирует уже более 10-ти лет общеобразовательную школу в Новокосине, где ребята обучаются оперному искусству, а Мстислав Леопольдович - музыкальную школу имени Прокофьева. Дети не только увлечены музыкой, у них лица меняются, выражение глаз. Это же отражение вершины ментальности!
     - Как жаль, что журналисты, как правило, спрашивают Галину Павловну о другом - о кольцах, супружеской жизни, внуках.
     - В конце одного интервью Вишневская с иронией заметила: "Вы ещё меня не спросили о Баскове...". А ведь с Галиной Павловной можно говорить о чём угодно, она - широко образованный, оригинальный человек. Мы каждый день с ней встречаемся, я не устаю удивляться этой мощной личности. Ребятам она передаёт не только уникальные профессиональные знания, но и много жизненного опыта. У неё есть, чему поучиться. Мы даже записываем некоторые её уроки, высказывания. Их уже несколько тетрадей. Очень жаль, что кладезь таких фундаментальных знаний и культуры лишён достойного общественного внимания.
     - Могли бы Вы дать словесный портрет Галины Павловны несколькими определениями?
     - Попробую. Думаю, что она мужественная. Она очень красивый человек - не только красивая женщина, а красивый человек по строю своей души. Она честный человек, очень честный и принципиальный. У неё высочайшая требовательность к себе, других же она склонна как-то оправдывать. Человек уникальной дисциплины: за 4 года я не помню ни одного дня, чтобы она позволила себе опоздать куда-нибудь; к своим ученикам она приходит, как правило, на 5 минут раньше. Ещё мудрость, удивительная человеческая мудрость. И трогательная любовь к России.
     Я позволю себе сказать: они оба - и Галина Павловна, и Мстислав Леопольдович меня поражают своим глубочайшим патриотизмом. Они основали Фонд помощи детям России, благодаря ему свыше 3-х миллионов ребят привиты от гепатита! Построили несколько больниц, в Нижнем Новгороде, Воронеже, Санкт-Петербурге, Оренбурге строят сейчас. Привозят медикаменты. Откликаются на любую боль - Беслан, теракты в Москве... Сколько сделано и делается для сохранения русской культуры! Музей Мусоргского в Санкт-Петербурге, музей Шостаковича, открытие которого состоится к его 100-летию. Они привозят на Родину частные архивы, культурные ценности, раритеты. Недавно выставляли в Русском музее прекрасный занавес работы Валентина Серова, созданный к "Русским сезонам Дягилева"...
     - С каким настроением Галина Вишневская встречает свой юбилей?
     - Когда смотришь на Галину Павловну, понятие возраста как-то исчезает. Уникальная энергия! У неё огромные планы, она отдаёт всю себя любимому делу.

Галина Павловна Вишневская - русская певица (лирико-драматическое сопрано), мировая оперная прима, на сцене с 17-ти лет. С 1944 года работала в Ленинградском областном театре оперетты, затем стала солисткой Ленинградской филармонии. С 1952 года - солистка Большого театра, спела около 30-ти партий. Выступала как камерная певица, в том числе в ансамбле с М.Л.Ростроповичем, за которого вышла замуж в 1955 году. В 1962 году дебютировала в "Ковент Гарден" (Лондон). В 1966 году присвоено звание народной артистки СССР. В1974 году уехала из СССР, жила в США, затем во Франции, выступала в крупнейших театрах мира. В 1978 году Вишневская и Ростропович были лишены советского гражданства за то, что укрывали на своей даче опального Солженицына. Через 12 лет, в 1990 году, указ был отменён, супруги вернулись в Россию. Г.П. Вишневская - почётный профессор Московской консерватории, почётный доктор наук ряда университетов.

Елена Владимировна Опоркова закончила два факультета ЛГИТМИКа - театроведческий и театрального менеджмента, затем аспирантуру по истории современного театра. Работала в театре Ленинского комсомола в Санкт-Петербурге. 20 лет назад переехала в Москву. Была директором театра "Новая Опера" с 1994 года, со времени его строительства. С Галиной Вишневской работает 5 лет.