Главная     Редакция     Архив     11(27)/2005  
 

Рядом с нами
(«ЗДРАВСТВУЙТЕ,
ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ!»)

Очаг культуры
(СЕМЬЯ)

Интеллект - центр
(ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО)

Фестиваль
(«ВЕРСИЯ МОЛОДЫХ»)

Театр
(СТРОИТЕЛИ ТЕАТРА)

Театр
(«САМА ЖИЗНЬ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ БЫЛ ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ»)

Улицы Москвы
(СТОЛЕШНИКИ)

Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Соотечественники
(ДОМ, ГДЕ ПРОБУЖДАЮТСЯ СЕРДЦА)

Соотечественники
(НИЖНЯЯ РАДИЩЕВСКАЯ, 2)

Культ личностей
(МЕТАМОРФОЗЫ ИВАНА КАЗАНСКОГО)

Культ личностей
(ТВОРЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН ЛАРИСЫ ВАСИЛЬЕВОЙ)

Продолжение традиции
(РОМАНСЫ НЕРОМАНТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ)

Искусство - детям
(ЛИНИЯ, РИТМ, ЦВЕТ)

СТРОИТЕЛИ ТЕАТРА

Ольга ИГНАТЮК

Московский драматический театр имени Рубена Симонова готовится отметить своё 20-летие. И мы попросили художественного руководителя театра Вячеслава Анатольевича Шалевича рассказать нам о нынешних знаменитостях этой сцены, людях, составляющих сегодня её опору и будущее, - ведущих актёрах, без которых невозможно представить её репертуар.

- Вячеслав Анатольевич, о ком Вам особенно хотелось бы рассказать накануне 20-летия вашего театра?
     - Я возглавил здесь художественное руководство после того, как ушёл из жизни основатель театра Евгений Рубенович Симонов, и уже после того, как театр возглавлял Юрий Васильевич Яковлев, и вот уже 8 лет я им руковожу. Основная моя задача была - "развернуть театр лицом к Москве", чтобы его по достоинству оценили. Кажется, это получилось. Когда я пришёл сюда, то увидел, что здесь есть ряд артистов, которые могли бы возглавить репертуар и повести за собой труппу. Среди них как раз и работают два наших замечательных актёра - Анатолий Фролов и Алексей Ярмилко. Это настоящие авторитеты театра и действительно ведущие артисты, которые на своих плечах "несут" весь наш репертуар. Артисты крепкие, роскошные, красивые. Безусловно высокие профессионалы, с огромной ответственностью относящиеся к своему делу. У нас в театре Вахтангова всегда существовало такое понятие - "строитель театра": человек, который действительно строит театр, с одинаковой любовью относясь и к большим, и к маленьким ролям (таких людей уже остаётся мало). И вот эти двое -истинные, с самого его основания, "строители театра". Они талантливы, глубоки и серьёзны. Фролов играет и в крупных спектаклях, и в утренниках, и в комедиях, и в массовке. Ярмилко, что ему ни дай, всё сыграет - и как! На них не налюбуешься. Они члены художественного совета нашего театра, и к их мнению я всегда прислушиваюсь (а слушаю я далеко не всех) - потому что как актёр уважаю стоящего рядом профессионала.
     Я встретилась с ними обоими -Анатолием Фроловым и Алексеем Ярмилко, людьми очень разными и по характеру, и по взглядам на жизнь, и по возрасту (их разделяют 12 лет), но одинаково преданными сцене. И когда-то одинаково приехавшими в Москву, чтобы начать здесь свой путь в искусстве.
     
      "ГАМЛЕТ И МАКБЕТ У МЕНЯ ВПЕРЕДИ"
     Анатолий Фролов являет собой красивого рослого мачо с невероятным обаянием и открытым смеющимся взглядом.
     - Анатолий, Вы, наверное, сами знаете, что у Вас "театральная" фамилия? В Москве ведь целое "семейство" Фроловых - в "Современнике", в Лейкоме... Вы с ними не родственники?
     Увы, я с ними даже не знаком. Просто у всех нас такая вот "редкая" русская фамилия. Сам же я украинец, родом из Донецка.
     - Вы известны как один из корифеев театра имени Рубена Симонова, с самого начала играющий на его сцене.
     - Да, я уже играл в труппе театра, когда мы получили вот это здание на Арбате, рядом с Вахтанговским театром.
     - Пришли сюда прямо со студенческой скамьи? Ведь по традиции труппу вашего театра составляют выпускники его "альма-матер" - Щукинского училища?
     - Да, задумывался театр на основе училища имени Б.Щукина, и костяком его был выпускной курс Евгения Рубеновича Симонова. Открылся же он как театр-студия, в который щукинцы потом приходили по мере окончания учёбы. Вот и я пришёл сюда в 1991 году.
     - А как Вы считаете, чем ваш театр отличается от других московских театров - допустим, от стоящего рядом Вахтанговского?
     - Вахтанговский театр, как любая "академия", академичен, что проявляется, во-первых, в его актёрах - они ведь тоже "академические", и подход к работе у них именно таков, даже с элементом некоей успокоенности. А наши актёры, по-моему, намного живей и подвижней творчески.
     - За счёт чего это происходит?
     - А потому что для наших актёров, невзирая на их небольшую зарплату и массу бытовых проблем, театр - самое главное в жизни, и они работают здесь не за зарплату, а ради удовольствия, находя в этом для себя основной смысл. И если у нас рождаются какие-то идеи, то мы отстаиваем их до конца. Да, тут люди беспокойные, ищущие, неравнодушные, готовые всё отдать во имя сцены.
     - Как раз вчера я смотрела ваш спектакль "Козлёнок в молоке" и могу сказать, что, действительно, сценическая отдача ваших артистов потрясающая, они поистине зажигают зал! Анатолий, а когда Вы пришли сюда, то с чего начинали как молодой актёр?
     - Сначала, естественно, с маленьких ролей. Меня, например, ввели в спектакль "Самоубийца", где я играл официанта в ресторане - роль, что называется, из разряда "кушать подано". Потом сыграл две роли в спектакле "Смерть Павла Первого" по пьесе самого Евгения Симонова. Потом играл в спектаклях режиссёра Сергея Евлахишвили "Странный мир театра" и "Женщина-дьявол" две главных роли и одну эпизодическую острохарактерную - где уже начал чувствовать, что значит, когда спектакль держится на тебе. Потом - роль Тибо де Синьи в пьесе Евгения Симонова "Блудный сын" о Франсуа Виньоне. Это епископ, и весьма неприятный человек, но роль крайне интересная, к тому же пьеса написана в стихах. Много играл я и в сказках: по молодости был Иванушкой в "Горя бояться - счастья не видать". В водевиле "Девушка-гусар" я играл Фрейтага, острохарактерную весёлую роль жениха-немца, которая доставила мне много удовольствия. Ведь если мы получаем удовольствие, играя, - то и вы получаете удовольствие, глядя на нас. Из последних работ мне не стыдно за роль Белогубова в "Доходном месте", которую я играю давно. В "Тартюфе" я любил роль Клеонта - небольшую, но серьёзную.
     - И сколько всего Ваших работ насчитывается на этой сцене?
     - Думаю, около 20-ти.
     - Расскажите о своей последней роли в ибсеновских "Столпах общества", где Вы играете главного героя Карстена Берника - крупную, раздираемую противоречиями фигуру, главу города, который несёт в себе груз своих грехов и пороков, изо всех сил стараясь сохранять перед своими жителями личину "идеального правителя".
     - Довольно странная драматургия, тяжёлая, Ибсен ведь вообще нелёгкий автор. Кстати, в прошлом году в Москве проходил фестиваль норвежской культуры, и на нём я получил диплом за лучшую мужскую роль в этом спектакле.
     - Признаю, что Вы этой награды безусловно достойны - роль превосходная!
     - Когда же я прочитал эту пьесу, то был вообще-то озадачен: 170 страниц перенасыщенного "словами" и "разговорами" текста - но режиссёр Сергей Кутасов нашёл её ёмкое и лаконичное решение. Сейчас вообще мало играется такого уровня драматургии, в которой требуется не просто озвучивание текста, а создание напряжённой внутренней жизни всего сюжета и его героев - жизни, которая, может быть, к тексту и не имеет прямого отношения. Это типично "чеховский" стиль. Причём эта пьеса звучит сегодня очень современно - абсолютно про жизнь наших вождей и правителей, которая теперь у всех на виду. И тут главное - играть Берника не как абстрактного политика, а как живого человека: когда люди начинают разбираться именно в своих человеческих отношениях, это всегда становится современным и-актуальным, потому что люди - они ведь не меняются. Меняются костюмы, эпохи, деньги - а человеческие отношения остаются такими же. И если человек, облечённый властью, завязал вокруг себя отношения, которые нужно расхлёбывать, - то чем, собственно говоря, это отличается от нынешнего дня?
     - Вы так интересно обо всём этом говорите, что мне даже захотелось прийти на спектакль ещё раз.
     - Приходите также посмотреть музыкальную фантазию "На всю катушку" по пьесе Джона Гэя об одесской мафии, которая бежит в Англию и погружается в интригующий мир "бандитского Лондона" - и там я как раз играю одного из бандитов, а ещё некий странный персонаж по имени "Хор" -- и оба они, по-моему, любопытны!
     - Знаете, Анатолий, Вы представляетесь мне "абсолютным героем" (кстати, исчезающим на нашей сцене), сочетающим в себе мужественность, красоту, внутреннюю цельность, героику... в общем, настоящим мачо. А сами Вы каким героем себя ощущаете?
     - Я всегда был далёк от того, чтобы замыкаться на одном амплуа. Мне всегда хотелось играть всё. Когда-то мой учитель, когда мы все хотели быть "героями" и "героинями", сказал нам: "Не торопитесь, подумайте: будучи характерными актёрами, вы сможете играть всё, и героев тоже. А будучи лишь героем, уже нечто характерное вы не сыграете". И чем шире будет мой диапазон, тем интереснее будет и мне, и зрителям.
     - А каковы Ваши ещё не состоявшиеся мечты? Несмотря на банальность этого вопроса, он самый существенный для актёра, поскольку именно в его мечтах как раз и кроется его потенциал.
     - Мечты? О Гамлете. О Макбете. О Ромео (хотя я понимаю, что уже поздно, но это может быть и не обязательно Шекспир, а нечто родственное этой роли). И чеховского Иванова тоже хотелось бы сыграть.
     
      "Я ЗНАЮ ЦЕНУ ХОРОШЕЙ РЕЖИССУРЕ"
     Алексей Ярмилко - человек совсем иного склада, типичный интеллектуал-интроверт, сосредоточенный и вдумчивый, склонный к философскому заострению любой темы.
     - И Вы, Алексей, в театре имени Рубена Симонова с самого его основания?
     - Да. В 80-е я учился на режиссёрском факультете Щукинского, а Евгений Рубенович Симонов выпускал тогда в своей студии "Смерть Павла Первого". Спектакль был почти готов, но не было исполнителя роли Суворова.
     - А Вы, кстати, чем-то на него похожи.
     - Юрий Васильевич Катин-Ярцев, который эту роль играл в кино, был в то время нездоров, да и перерос уже молодёжь студии, и на эту роль пригласили меня. Премьера вышла в 1989 году.
     - И Вы пришли в театр в отличие от других актёров уже зрелым человеком с режиссёрским образованием. А актёрское у Вас было?
     - Дело в том, что я родился в Киргизии и потому закончил актёрское отделение во Фрунзенском театральном училище, где моим учителем был тоже щукинский выпускник Георгий Иванов, так что я с младых лет оказался причастен к щукинской школе. После чего я работал актёром в провинции, где успел вкусить актёрской славы, имея по три главных роли за сезон. И лишь потом я поступил в Щукинское на режиссуру. В общем, к моменту приезда в Москву я был уже сформировавшейся личностью и успел уже наиграться в первоклассном репертуаре. И благодаря своему опыту понимал, что из любой роли, даже маленькой, можно сделать шедевр.
     - Такой, какой Вы сделали из роли Рерлунда в "Столпах общества"?
     - Этот замечательный спектакль Сергея Кутасова, как и "Доходное место", где я играю Юсова, может служить неким образцом классики, не искажённой никакими новомодными экспериментами. А я знаю цену хорошей режиссуре - ведь я застал самый расцвет нашего великого режиссёрского театра, выразителями которого были Эфрос, Товстоногов...
     - Чем, на Ваш взгляд, отличается сегодняшний молодняк, работающий вместе с Вами, от актёров вашего поколения - 50-летних?
     - Между нами колоссальная разница. Дело в том, что во времена нашей молодости на занятия не приезжали на "Вольво" и "Мерседесах". Мы были и бедные, и полуголодные, но были идеалистами и романтиками, яростно мечтая о настоящем творчестве. Я понимаю, что время изменилось, но сейчас молодёжь уж слишком хорошо знает, сколько стоит съёмочный день, сколько надо заламывать за своё творчество. Что же касается самого творчества, то они и в работе своей как-то чересчур торопятся, впитав всю клиповую культуру времени с её взвинченным и поверхностным ритмом. Их принцип - вербальность, им неинтересны подтекст и паузы, но я считаю, что и у них это рано или поздно пройдёт, поскольку человеческая душа всё равно остаётся душой.
     - Интересно, а какие режиссёры оказали на Вас особое влияние?
     - Признаюсь Вам, что последнее театральное потрясение я пережил на спектакле Якутского национального Саха-театра "Желанный голубой берег мой" в режиссуре Андрея Борисова. Меня потрясли и театральная форма, и пронзительная, почти животная какая-то, игра актёров - и через 15 минут я ощутил, что мне не нужен даже синхронный перевод. Ну и, конечно, необычайный режиссёр нашего времени Эймунтас Някрошюс: дело в том, что все его безумные метафоры очень тщательно продуманы (не в пример нынешним выскочкам). В Москве же мне очень интересен Сергей Женовач. У нас, например, работал режиссёр Сергей Зуев, который поставил спектакль по Ф.Веберу "Луиза-киллер-шоу" - невероятную феерическую "чёрную" комедию, в которой он, может быть, даже опередил Тарантино. Мне нравится работать и с режиссёром Сергеем Кутасовым, поставившим на нашей сцене несколько спектаклей.
     - А есть ли у Вас контакты с миром кино?
     - И весьма разнообразные. Я снимался в сериале Ускова и Красно-польского "Две судьбы", в фильме их же режиссуры "Сыщик без лицензии". А первый мой фильм, где я играл полковника КГБ, назывался "Три дня" и был посвящён нашему перевороту 1991 года. Играл я и в фильме по Чехову "Злоумышленник" режиссёра В.Смелкова, где исполнил главную роль. Есть у меня и опыт работы в документальном кино.
     - Я видела Вас в ролях разных жанров - это были и социальный гротеск, и современная драма, и музыкальное шоу. Видите ли Вы себя актёром какого-то определённого жанра и где чувствуете себя, как дельфин в море?
     - Я всю жизнь плавно дрейфовал от героев к характерным персонажам. Мне приходилось играть и Треплева, и Раскольникова - много было всего. А уж сказок сколько переиграл - даже до мухомора добрался! Кстати, сейчас у нас идёт замечательная "Сказка о попе и о работнике его Балде", где я играю Попа. Эта сказка - наш лауреат, мы её даже в Авиньон возили. А сейчас мне особенно везёт на "отрицательных" персонажей - и своей ролью Рерлунда в "Столпах общества" я пополнил галерею мерзавцев. Ещё у меня есть две любимые и дорогие мне роли, которые с удовольствием играю: Юсов в "Доходном месте" и отец Франсуа Виньона в спектакле "Блудный сын". Этот спектакль, как хорошее вино, настаивается с годами, к тому же там звучит голос самого Симонова и там сохранилась идея "поэтического театра", которую он вынашивал.
     - По складу своему Вы философ...
     - Если хотите, могу Вам дать почитать свою последнюю пьесу.
     - О чём она?
     - Эта пьеса называется "Коконы, или Восьмая страсть".
     - Я понимаю, что Вы в жизни уже очень много успели сделать. А есть ещё не реализованные мечты?
     - Жалею, что не сыграл Иудушку Головлёва - роль, которая очень мне близка, и я думаю, что сделал бы её хорошо. Ещё хочу поставить вот эту свою пьесу - в которой, знаете, кто действующие лица? Суворов, маршал Жуков и Нахимов (и для них в нашем театре есть прекрасные исполнители). Ещё пишу сценарий для кино, и тоже очень хочется его снять.
     - Если такие вот люди, как Вы, являются оплотом театра имени Рубена Симонова, то за театр мы можем быть спокойны.