Главная     Редакция     Архив     11(27)/2005  
 

Рядом с нами
(«ЗДРАВСТВУЙТЕ,
ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ!»)

Очаг культуры
(СЕМЬЯ)

Интеллект - центр
(ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО)

Фестиваль
(«ВЕРСИЯ МОЛОДЫХ»)

Театр
(СТРОИТЕЛИ ТЕАТРА)

Театр
(«САМА ЖИЗНЬ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ БЫЛ ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ»)

Улицы Москвы
(СТОЛЕШНИКИ)

Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Соотечественники
(ДОМ, ГДЕ ПРОБУЖДАЮТСЯ СЕРДЦА)

Соотечественники
(НИЖНЯЯ РАДИЩЕВСКАЯ, 2)

Культ личностей
(МЕТАМОРФОЗЫ ИВАНА КАЗАНСКОГО)

Культ личностей
(ТВОРЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН ЛАРИСЫ ВАСИЛЬЕВОЙ)

Продолжение традиции
(РОМАНСЫ НЕРОМАНТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ)

Искусство - детям
(ЛИНИЯ, РИТМ, ЦВЕТ)

"САМА ЖИЗНЬ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ БЫЛ ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ"

Татьяна БЛИКОВА

На входе в ЦДРИ выдавали программки цвета выцветшей газеты. С обложки смотрели лица женщин с тюремных фотографий. Анфас и профиль. Так решили начать свой спектакль авторы и исполнительницы спектакля "Дороги, которые мы не выбирали", Фотографии ожили на сцене под лучшие патриотические песни 30-х годов. И зазвучала литература - стихи и проза женщин, испивших чашу несправедливости до дна.… Сразу говорить об этой работе невозможно. С Ольгой НЕПАХАРЕВОИ и Еленой ТОКМАКОВОЙ встретились спустя несколько дней после премьеры, Нужно было время, чтобы принять увиденное на сцене как состоявшийся факт. Как событие, после которого невозможно сказать, что ты не причастен к истории своей страны и что прошлое твоего Отечества лично тебя не касается. Что ты был не зрителем, а свидетелем горьких событий, случившихся с твоим народом.

- Ольга, я в трудной ситуации. Ваша работа потрясает, но вопрос "Понравилось ли?" ставит в тупик. Я никогда столько не плакала, общаясь с искусством.
     Ольга Непахарева: Некоторые из тех, кого я приглашала на спектакль, отказались прийти: "Это тяжело, расстроюсь, не надо!". Человек инстинктивно бережёт себя. Тех, кто всё-таки пришёл, я сознательно не спрашиваю: "Ну как?", но люди сами подходят и говорят, говорят. Не про нас, а про эту тему. Они забыли, что это был спектакль.
     Елена Токмакова: Понятно, что никто не хочет плакать и страдать, и когда тебя приглашают в театр, хочется какой-то радости. Но у людей должна быть потребность ощутить в себе способность к состраданию. Это - тоже радость, радость от сознания, что мы не совсем очерствели. Жизнь у нас непростая, иногда кажется, что ты совсем уже озлобился, и вдруг открываешь в себе способность к сочувствию. Мне кажется, что зрелища такого рода необходимы именно для этого. Человек должен понять, что он человек по большому счёту, а не просто существо, которому лишь бы развлечься.
     - С чего началась Ваша работа над "Дорогами"?
     Ольга Непахарева: Пожалуй, ещё с моей дипломной работы. Это был прозаический отрывок о Колыме. Потом я читала этот отрывок в школах, ребята слушали с большим интересом, и мне стало понятно, что нужно раскрыть тему полностью. Но материал специфический. Я искала везде: магазины, Интернет, библиотеки - нет материала. Наконец нашла книгу Ольги Адамовой-Слиозберг "Путь" издательства "Возвращение". Если бы не Историко-литературное общество "Возвращение", не было бы спектакля. Потихоньку я сделала сценарий.
     - Почему Вы решили, что эта литература должна быть воплощена на сцене?
     Ольга Непахарева: Потому что я увидела очень яркие образы и ситуации, которые могут взволновать людей. Нас интересовал человек в экстремальных ситуациях, не политика или международное положение того времени, а именно человек. И я думаю всё время: какими мы были бы в той ситуации? кем бы мы были - предателями или чистыми людьми?
     - Вы нашли ответ на свой вопрос?
     Ольга Непахарева: Ну, это сложно. Я могу теоретически знать, что я хороший человек, но практически... Кто знает, как бы он поступил в концлагере? Сколько я читала воспоминаний, люди, которые прошли это, стали другими. Когда они вернулись из лагерей, они даже не могли общаться с обычными гражданами, настолько изменилось их видение жизни. Они приобрели другую реальность, и им были смешны те проблемы, которыми мучаются обыватели. Им было непонятно и странно, над чем те бьются, когда просто дорога сама жизнь.
     Елена Токмакова: Когда Оля заговорила о своей идее, я сразу сказала, что буду участвовать. Это очень интересно именно потому, что нет ничего скучнее благополучных положительных героинь. А тут совершенно понятно, что сама среда и сами условия такие, что всё время будут какие-то страшные испытания, какие-то очень трудные ситуации. Это очень интересно по наполненности. Это будет другой язык, другие песни и звуки.
     - Лена, Вы сами испытали состояние шока, вот Вы, в этих предлагаемых обстоятельствах?
     Елена Токмакова: Себя в этих обстоятельствах очень трудно представить. Когда я впервые прочитала "Крутой маршрут", это всё было на порядок интересней, чем любой граф Монте-Кристо, настолько потрясающие судьбы. Я поняла, что на их месте умерла бы несколько раз. Нельзя писать, нельзя читать, нельзя громко разговаривать. Это же непредставимо. А что тогда делать? Человек начинает создавать стихи и заучивать их. Потрясающие стихи по ритмике, по чувствам. А какое проявление юмора! Переговариваться при помощи песен, когда разговаривать не разрешали. Они начинали петь, чтобы их было слышно на другом этаже. Вдруг с каким-то юмором эти подпевочки возникают, чтобы что-то сказать, что-то передать. Потрясающе! А самое удивительное, что всё это правда. Абсолютная подлинность.
     - Удалось ли понять: откуда силы берутся, чтобы всё это выдержать?
     Ольга Непахарева: Ну, в принципе да. Человек в таких экстремальных ситуациях проявляется весьма ярко. Я прочитала очень много материала, и это меня потрясло. Даже, когда я репетировала первый кусок, у меня случилась истерика, потому что на душе было очень тяжело. Но как на мне отразился этот материал? Теперь мне становится стыдно, когда жизнь кажется трудной. Переоценка ценностей очень серьёзная. Ну что делать, когда человек остаётся без всего? Он остаётся наедине со своей душой и может черпать силы только оттуда. Тогда человек понимает, что он что-то собой представляет. И если в душе что-то есть действительно настоящее, это чувство ещё больше возрастёт. Именно в таких ситуациях человек может возвыситься духовно. Вот интересная глава у Адамовой-Слиозберг - как раз тот момент, когда она решает жить. Она говорит: "Я найду в себе силы выжить, чтобы всё это рассказать". И вот стихи:
     Мы пронесли свой крест за всех.
     Прошли крутым путём.
     О, Господи, спаси же тех,
     Что станут жить потом.

     - Почему вы считаете, что людям нужно знать про это?
     Елена Токмакова: Конечно, надо, чтобы жизнь была благополучной, чтобы всё было легко и здорово, но такое ощущение, что ослабеет наш народ, если не будет знать о цене, которую за благополучие потомков заплатили отцы.
     - Почему вам это надо? Даже напрашивается классическое "Тебе-то что?".
     Ольга Непахарева: Некоторые говорили мне: "Оля, это совершенно не нужная тема!". А я говорю: "Это нужно лично мне!". Я же, когда делала эту работу, не думала заранее о каком-то резонансе. Спектакль получился непростым, тема оказалась близкой и интересной многим и дала возможность поговорить со многими людьми. Наверное, сама жизнь хотела, чтобы этот спектакль был.