Главная     Редакция     Архив     11(27)/2005  
 

Рядом с нами
(«ЗДРАВСТВУЙТЕ,
ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ!»)

Очаг культуры
(СЕМЬЯ)

Интеллект - центр
(ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО)

Фестиваль
(«ВЕРСИЯ МОЛОДЫХ»)

Театр
(СТРОИТЕЛИ ТЕАТРА)

Театр
(«САМА ЖИЗНЬ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ БЫЛ ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ»)

Улицы Москвы
(СТОЛЕШНИКИ)

Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Соотечественники
(ДОМ, ГДЕ ПРОБУЖДАЮТСЯ СЕРДЦА)

Соотечественники
(НИЖНЯЯ РАДИЩЕВСКАЯ, 2)

Культ личностей
(МЕТАМОРФОЗЫ ИВАНА КАЗАНСКОГО)

Культ личностей
(ТВОРЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН ЛАРИСЫ ВАСИЛЬЕВОЙ)

Продолжение традиции
(РОМАНСЫ НЕРОМАНТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ)

Искусство - детям
(ЛИНИЯ, РИТМ, ЦВЕТ)

НИЖНЯЯ РАДИЩЕВСКАЯ, 2

Ева ГАБУЛОВА

В обширной программе празднования Дня города в этом году был примечательный пункт - открытие на Таганке по адресу, указанному в заголовке, Дома русского зарубежья.

В присутствии мэра Москвы Ю.М.Лужкова, начальника Управления культуры Центрального административного округа Р.Р.Крылова-Иодко, многочисленных почётных гостей из администрации президента РФ, Государственной Думы, Московской городской Думы, посольств 11 государств и, конечно, представителей русского зарубежья была разрезана символическая ленточка и распахнуты двери нового Дома, а скорее Дворца, так как построенное Московским правительством здание и его внутреннее убранство вполне заслуживает превосходных степеней.
     Предыстория же этого события такова. 30 лет назад Александр Исаевич Солженицын начал собирать дневники, воспоминания, рисунки, письма - всё, что касалось жизни наших сограждан, по тем или иным причинам оказавшихся за пределами России. Семья писателя собирала эти документы буквально по листочку. После изгнания Солженицына из СССР он обратился к русским эмигрантам с просьбой присылать архивы, воспоминания. Рукописи приходили с пометкой: "Передать в Россию после свержения большевизма". Постепенно коробки с письмами заполнили почти весь дом.
     Идея собирания, сбережения и накопления бесценных документов и архивных материалов, литературного наследия и исторических документов была поддержана и "там": этим занялись знаменитый Русский заграничный исторический архив в Праге, Русский педагогический музей и архив в Париже, Русская военная библиотека в Белграде, "Русские архивы" в Варне... Но было бы странно, если бы у русского зарубежья не было Дома в России, куда можно вернуться или хотя бы вернуть то, что, безусловно, принадлежит Родине.
     Идея Дома была юридически оформлена ещё в июле 1995 года, когда Ю.М.Лужков подписал постановление о создании библиотеки-фонда "Русское зарубежье". Учредителями стали Правительство Москвы, Общественный фонд Александра Солженицына и русское парижское издательство "ИМКА-Пресс". Выделено было небольшое здание. Это тоже был Дом, пусть маленький, но открытый и действующий.
     Никогда прежде в Москве не собиралось столько потомков эмигрантов первой волны - самых известных российских фамилий: Апраксины, Толстые-Милославские, Трубецкие, Оболенские, Струве. А в несгораемых шкафах, в специальных коробах, запечатанных сургучом, стали появляться рукописи потомков рода Романовых. Здесь же - переписка генерала Деникина, черновики философских трудов Ивана Франко, неопубликованный дневник Цветаевой. Есть и пейзаж знаменитого Бенуа, сделанный на кофейной салфетке. Собранные здесь рукописи Бердяева, Булгакова, десятков выдающихся историков, богословов и писателей ещё нигде не публиковались. Прознавшие о чудесном доме, потомки русских эмигрантов готовы принести сюда семейные реликвии. Передо мной старая запись, хотя и подчищенная, проступает из-под нотных знаков: у автора не было денег на новую нотную бумагу. Эта соната для фортепиано Владимира Ильина - выдающегося русского философа, литературоведа и математика - в России звучит впервые. Сегодня сын Ильина передал фонду семейный архив. Это было завещание отца вернуть документы на Родину. "Я засыпал под эту музыку. Иногда она прекращалась, и тогда начинался какой-то скрип. Я долго не мог понять, что это такое. Но потом выяснилось, что это отец стирал ноты бритвой", -вспоминает сын композитора Николай Ильин.
     Кроме ценностей, которые можно потрогать, Дом русского зарубежья - ещё и место, в котором можно насладиться необыкновенным общением. Это не просто библиотека, скорее, это культурное представительство русской эмиграции в России. Здесь регулярно проходят встречи с соотечественниками. Для иногородних исследователей даже есть номера. Здание оборудовано прекрасно. Ему можно доверять, оно на века. А вот самой России долго не доверяли.
     Когда Россия только "открылась" и когда семья Солженицыных призывала эмигрантов высылать архивы, первое время после перестройки действительно обладатели опасались: а вдруг будет снова регресс, а вдруг снова что-то случится. Сейчас настроение переломилось. Остались чисто технические проблемы. Никита Струве ("ИМКА-Пресс") замечает: "Проблема в том, что все архивы передаются даром. А у нас есть конкуренты - Стэнфордский архив, например, платит большие деньги русской эмиграции. Вообще, людям трудно иногда... Да и самому трудно, у меня есть личный архив, часть из него я уже передал, но как-то жить совсем без архива не хочется. Но я в этом смысле работаю, и с собой работаю, и с другими". Кстати, семейный архив Струве - второй по величине вклад в библиотечный фонд "Русское зарубежье" после мемуарного собрания, переданного Солженицыными.
     Президент России Владимир Путин увидел ещё одну важную роль, которую новый Дом русского зарубежья может сыграть за границей. Дмитрий Медведев, руководитель администрации президента, в день открытия прочёл обращение президента к сотрудникам центра: "Сегодня фонд не только сохраняет для потомков поистине бесценное литературное и культурно-историческое наследие, но и много делает для русского языка, его популяризации за границей и расширения русскоязычного информационного пространства".