Главная     Редакция     Архив     2(30)/2006  
 

Традиции
(РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА В «РОССИИ»)


Культура - детям
(ПОД ШУМ СВИРИДОВСКИХ МЕТЕЛЕЙ)


Культура - детям
(ПРИОБЩЕНИЕ К КЛАССИКЕ)


Музеи
(«СОТВОРИТЬ МИР ВОЗДУХА
ИЗ ПРЕДМЕТОВ ЗЕМНЫХ ВЕЩЕЙ...»)


Память
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ)


Память
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Улицы Москвы
(АРБАТ)


Театр
(«МЫ РОДОМ ИЗ МХАТа»)


Театр
(В МОСКОВСКИХ ПРЕДМЕСТЬЯХ)


Театр
(«СКАЗОЧНЫЙ» НАЧИНАЛСЯ С ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ВЯЧЕСЛАВ ОВЧИННИКОВ: «НАЧНЁМ ХОТЯ БЫ С МАЛЫХ ДЕЛ»)


Культ личностей
(ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВ: «БАЛЕТ - МОЙ БОГ»)


Культ личностей
(ВАСИЛИЙ НЕСТЕРЕНКО: «МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ДАЛА РОССИЯ»)


АРБАТ

Елена ДРЁМОВА

Арбат - душа Москвы. Именно в этом определении, по воспоминаниям коренных москвичей и в исследованиях специалистов-москвоведов, всегда была заложена исторически сложившаяся сущность одной из древнейших московских улиц.

К сожалению, сейчас приходится говорить об этом в прошедшем времени, так как многое из того, что составляло особый арбатский мир, дух, колорит, безвозвратно ушло... Но всё же Арбат жив и по-прежнему приглашает москвичей и гостей города пройтись по переулкам своей истории... Улицей московской Арбат стал не сразу. Первоначально так назывался один из участков местности, простиравшейся за пределами "городских ворот" - стен и башен Кремля. Именно здесь проходили важные торговые пути, соединявшие "город" - Кремль с западными и восточными русскими землями и иностранными государствами. Восточные купцы тянулись сюда, в "рабад" или "арбад" (по-арабски - "пригород") со своими караванами. (Отсюда, по самой распространенной из существующих версий, и укоренилось в русском языке за данной местностью название "Арбат".) После сооружения в конце XVI века стен и башен Белого города - третьего кольца оборонительных укреплений разросшейся территории Москвы - местность "Арбат" перестала быть пригородом, и название это перешло к улице, лежащей за Арбатскими воротами Белого города. Почти в это же время за стенами Белого города был сооружён ещё один пояс укреплений Земляной вал (или Земляной город), и улица Арбат прочно вошла в черту Москвы. А первое летописное упоминание об Арбате относится к 1493 году в связи с нередкой в те времена бедой, постигавшей город, состоящий в основном из деревянных строений, - большим пожаром: Москва горела, в частности, "у храма Бориса и Глеба на Орбате". Арбат издавна был не только важной торговой артерией Москвы, но и боевым форпостом Кремля. С ним связано немало событий ратной истории города. Здесь, в XIV веке князем Юрием Литовским было отбито нападение казанского хана Улу Муххамеда. В XVII веке русские войска под предводительством князя Дмитрия Пожарского нанесли мощный удар по войску польского гетмана Ходкевича. Поэтому долгое время основными жителями московского Арбата были военные -для охраны города здесь "находились на постое" (размещались) три отборных стрелецких полка. Их слободы располагались в районах нынешних арбатских переулков -- Малом Каковинском (по имени командира одного из полков Степана Каковина), Спасопесковском (по выстроенной здесь стрельцами церкви Спаса Преображения на Песках) и Большом Николопесковском (по церкви Николы Чудотворца на Песках). Соседями стрельцов были мастеровые люди, обслуживающие царский двор, -плотники, каменщики, денежники (или чеканщики), повара, трубочисты, печники, ювелиры, кречетники (или охотники с соколами), иконописцы, конюшенные, псари и многие другие. Бывшие их слободы также дали названия будущим арбатским переулкам - Плотникову, Денежному, Трубниковскому, Хлебному и прочим. В конце XVIII века земли бывших арбатских слобод отошли в собственность дворянского сословия. С этого времени Арбат становится одним из самых модных аристократических районов города, который нередко называли "дворянским гнездом", "московским Сен-Жерменом". Близость центра, тихое и уютное расположение привлекали сюда родовую и чиновную знать, высших сановников и вельмож. Здесь, в одно - двухэтажных богатых особняках в стиле "ампир", непременно с мезонином (такой стала застройка Арбата и арбатских переулков) обитали многие знатнейшие фамилии: Толстые, Гагарины, Ростопчины, Долгорукие, Волконские, Шаховские, Милославские... Но это были не просто представители московской аристократии, а высокообразованные, культурные люди своего времени. Салоны арбатских домов и особняков с течением времени стали собирать весь цвет московской творческой, а затем и разночинной интеллигенции. Даже, когда во второй половине XIX века Москва дворянская ушла в прошлое, уступив место Москве торгово-промышленной, и центральные улицы города обрастали банковскими конторами, торговыми домами и представительствами, Арбат не изменил своего жизненного уклада и архитектурного колорита. И обеспечивал всем необходимым себя сам: в небольших магазинах и торговых лавках можно было приобрести разнообразные товары, а уютные кафе и рестораны располагали к неспешному общению.
     Так постепенно сложился особый мир древнего Арбата, и Москва здесь ощущалась "особым городом" (как точно подметил один из классиков отечественной литературы и знаток Москвы Иван Бунин). Арбат и его переулки были родными и близкими (и в прямом, и в переносном смысле) многим литераторам, артистам, художникам, музыкантам, врачам, юристам, учёным, общественным деятелям, чьи имена стали достоянием России и вошли в золотой фонд отечественной и мировой культуры, науки, общественной мысли (их более пятисот). В первые годы сложного и противоречивого XX века начал меняться архитектурный облик старого Арбата. Появились доходные дома в стиле "модерн" высотой в 5 - 6 этажей, среди которых не было ни одного похожего друг на друга. Но предприимчивые домовладельцы, стремясь обеспечить места для строительства всё новых доходных домов, нередко сносили постепенно ветшавшие старинные дворянские арбатские особняки, часть из которых пережила даже пожар Москвы 1812 года. 1920-е - 1930-е - годы государственной антирелигиозной пропаганды и бурного социалистического строительства - уничтожили многие храмы старого Арбата. А прокладка в 1960-х годах Калининского проспекта (нынешнего Нового Арбата) как одной из центральных магистралей Москвы привела к исчезновению не только многих отдельных арбатских домов, но и целых его кварталов: не стало Собачьей площадки, Большого Каковинского, Кречетниковского переулков и др. И лишь в 1986 году было принято решение сделать Арбат первой в Москве заповедной пешеходной улицей. Современный старый Арбат лишь отдаленно напоминает о том, каким он был на протяжении многих веков истории. Но живы потомки коренных арбатцев, впитавших в себя через предшествующие поколения своих дедов и прадедов особый арбатский дух, для которых, по словам известного писателя Анатолия Рыбакова, автора романа "Дети Арбата", эта улица стала своеобразным символом интеллигентности, культуры, верности традициям. Её истории как одной из древнейших улиц Москвы посвящена масса статей, публикаций, исторических эссе и исследовательских трудов. Облик старого Арбата, его заповедные уголки запечатлены в полотнах живописцев, на старинных открытках и фотографиях, в произведениях писателей и поэтов. И всё же понять до конца значение Арбата в истории Москвы, всей отечественной культуры, науки и общественной мысли нам ещё предстоит.