Главная     Редакция     Архив     2(30)/2006  
 

Традиции
(РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА В «РОССИИ»)


Культура - детям
(ПОД ШУМ СВИРИДОВСКИХ МЕТЕЛЕЙ)


Культура - детям
(ПРИОБЩЕНИЕ К КЛАССИКЕ)


Музеи
(«СОТВОРИТЬ МИР ВОЗДУХА
ИЗ ПРЕДМЕТОВ ЗЕМНЫХ ВЕЩЕЙ...»)


Память
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ)


Память
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Улицы Москвы
(АРБАТ)


Театр
(«МЫ РОДОМ ИЗ МХАТа»)


Театр
(В МОСКОВСКИХ ПРЕДМЕСТЬЯХ)


Театр
(«СКАЗОЧНЫЙ» НАЧИНАЛСЯ С ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ВЯЧЕСЛАВ ОВЧИННИКОВ: «НАЧНЁМ ХОТЯ БЫ С МАЛЫХ ДЕЛ»)


Культ личностей
(ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВ: «БАЛЕТ - МОЙ БОГ»)


Культ личностей
(ВАСИЛИЙ НЕСТЕРЕНКО: «МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ДАЛА РОССИЯ»)


ВАЛЕРИИ СЕРГЕЕВ: "БАЛЕТ - МОЙ БОГ"

Маргарита ЩЕПЕТОВА

Российский антрепренёр Валерий Сергеев - один из пяти человек в мире, который в 1993 году удостоен премии за выдающиеся заслуги в области балета. Московский международный фонд содействия ЮНЕСКО вручил Сергееву специальный приз за мировой вклад в российское хореографическое искусство. В Британии, в городе Лидсе, в Музее русской литературы и искусства открыт творческий фонд нашего с вами современника, живущего и работающего в Москве, - Валерия Сергеева.

Валерий Юрьевич - человек удивительно яркий, талантливый, наделённый кипучей энергией, владеющий знаниями особых законов искусства балета. Он - выпускник театроведческого отделения Ташкентского театрально-художественного института и факультета экономики и кинопроизводства ВГИКа. С 1989 года его гастрольно-концертная фирма "Дубль В" показала более 600 концертов и программ только в России, не говоря о сотнях успешных гастролей балетных коллективов в разных странах. Московскому и зарубежному зрителю благодаря неутомимой деятельности В.Сергеева были представлены ведущие российские балетные коллективы, известные балетмейстеры, прославленные звёзды русского классического балета. Георгий Алексидзе, Никита Долгушин, Людмила Сахарова, Май Мурдмаа, Вячеслав Гордеев, Фарух Рузиматов, Светлана Смирнова, Галина Шляпина, Людмила Семеняка, Нина Семизорова - вот далеко не полный список имён тех, с кем работал Сергеев. Он говорит: "С настоящими творческими людьми очень легко работать. Возникает сразу столько идей, фантазий и приходит удивительная энергия, чтобы их воплощать!". Он не делает скидок на имена и звания - крутой, принципиальный, педантично требовательный, не прощающий творческой фальши. Валерий Сергеев объясняет, что антрепренёр - это не только человек, который открывает, показывает, представляет, но и занимается всем комплексом организационных вопросов как продюсер, импресарио, менеджер и художественный руководитель.
     Удивительная судьба, рассказанная Валерием в своём интервью, как сказка, напоминает и трагические ноты судьбы Оливера Твиста, и приключения Тома Сойера... Воспитывался и рос Валерий на границе Казахстана и Узбекистана, это был своеобразный интернациональный "котёл", где проживали и корейцы, и русские, и чеченцы, и немцы, и греки. У самого Валерия греческие корни от матери, а отец русский. Он мальчишкой попал в детский дом. В 14 лет, сбежав из детского дома, случайно столкнулся с очень интересными людьми, которые определили всю его дальнейшую жизнь. Подростком работал на военном заводе, учился и жил в общежитии. Театральная карьера началась с победы на республиканском и всесоюзном конкурсах художественного чтения. (Он и сегодня великолепно читает поэмы русских классиков.) Далее поступил на театроведческий факультет, начал самозабвенно постигать основы истории и теории русского театра и драмы, увлёкся искусством балета. Его первая курсовая работа была сложной и неожиданной для педагогов и посвящена 150-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого, она называлась "Лев Толстой на сцене ГАБТ имени Навои. А именно: балет "Анна Каренина" в постановке Майи Плисецкой и Б.А.Львова-Анохина". Валерий продолжает: "В Ташкентском театральном институте до сих пор нет такого факультета, где бы обучали балетоведению, балетной критике или истории музыкально-классического театра, а я решил вопреки традициям писать о балете. Думаю, что моя индивидуальность в том, что я не привык работать с тем, что лежит на поверхности. Люблю идти непроторёнными дорогами".
     Сергеева пригласили в Москву из Ташкента как уже состоявшегося специалиста в области музыкального театра. В Росконцерте он начал заниматься классическим музыкальным театром, т. е. всем, что входит в это понятие, - оркестрами, оперой, балетом и опереттой. Валерий вспоминает: "Росконцерт долгое время отчитывался перед Правительством и Управлением культуры Москвы за все мероприятия, которые довелось проводить мне одному в 90-е годы: и за проведённый мною фестиваль санкт-петербургских театров балета в Москве, за фестиваль "Балеты малых форм России", за многие другие крупные фестивали. Это были презентационные программы новых театров балета в Москве".
     В.Ю.Сергеев стоял у истоков создания театров балета, таких как "Русский камерный балет "Москва", театр балета Российской академии театрального искусства, при его участии создавался "Балет Санкт-Петербургской государственной капеллы" и "Мужской балет России". Он занимался и проведением циклов "Ведущие мастера классического балета", и бенефисами звёзд российской хореографической сцены, и творческими вечерами выдающихся балетмейстеров, исполнителей. И в то же время возвращал в Россию русских мастеров классической хореографии, которые в тот период находились на Западе, - Людмилу Семеняку, Галину Рогозину-Панову, Фаруха Рузиматова, Вадима Писарева, Галину Шляпину. Об открытии в Британии личного творческого фонда, носящего его имя, он узнал только в 1995 году в Иерусалиме.
     Валерий Сергеев гордится своим зрителем. Более 17 тысяч москвичей приходили на балетные вечера по абонементной системе три раза в месяц. Программа никогда не повторялась. Всё было расписано на год. Вечера проводились на престижных площадках Москвы: в Государственном концертном зале "Россия", в Государственном Кремлёвском дворце, в театрах имени Пушкина, Вахтангова, Станиславского. Валерий вспоминает: "Особых доходов не было, но было колоссальное творческое удовлетворение. Как правило, все мои программы снимало английское телевидение, потом - корпорация "Видеофильм". Кстати, Сергеев - первый российский балетный импресарио театра Вячеслава Гордеева "Русский балет". Он представлял в различных городах московские балетные коллективы - в Волгограде, Санкт-Петербурге, Ташкенте, Минске и многих других.
     За последние 10 лет в России, с горечью отмечает Сергеев, не создано ни одного хореографического театра, в то время как, например, в одном Париже более 500 балетных трупп. К сожалению, русский классический репертуар сегодня на Западе запустили в тираж по принципу новогодних представлений или же банального гастрольного чёса. За рубежом показывают только известные российские классические балетные спектакли, и на первом месте - "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и "Жизель". Идёт поглощение нашей русской культуры. Секреты и методика российской хореографической школы раскрыты для всех. Нашей интеллектуальной собственностью пользуется совершенно бесплатно весь мир. Однако там не знают современных российских хореографов. Наши хореографы не имеют международного признания и авторитета.
     Сергеев считает, что в России необходимо если не возрождать, то хотя бы сохранять то, что ещё не исчезло из русской культуры. Интересно было узнать, что в Японии существует Институт русского балета, где более 70% преподавателей из России. В Америке более 50 балетных трупп состоят из русских артистов балета. В одной только Германии, в Дрездене работают более 1000 русских артистов. А в Москве многие артисты классической хореографии вынуждены обслуживать за копейки выступления эстрадной попсы. А ведь государство потратило немалые деньги на обучение этих артистов. Мы можем видеть, что нынешний русский классический балет болен теми же болезнями, что и всё современное общество. О тех педагогах, которые вносят неоценимый вклад - и педагогический, и творческий - в развитие русского балета, забывают. Никто в России не вспомнил о юбилее народной артистки СССР Л.П.Сахаровой, а ведь сегодня все театры Москвы, Санкт-Петербурга и огромной России имеют её учеников, начиная от Надежды Павловой, Ольги Чемчиковой, Любови Кунаковой и других. К счастью, только Валерию Сергееву удалось восполнить этот пробел. Он единственный в Москве, кто провёл юбилейные вечера, отдав дань уважения великому русскому педагогу Людмиле Павловне Сахаровой, в 1992 г. в Кремле ив 1996 г. в театре им.Вахтангова.
     Одна из последних творческих работ Валерия Сергеева - постановка оперы-балета "Кармина Бурана" в Москве в мае 2005 года на сцене театра "Новая опера" на музыку немецкого композитора Карла Орфа. Спектакль прошёл с триумфом. Продюсером постановки стал Валерий Сергеев, это была его идея показать современный балет в сочетании с оперой и оркестром. Он пригласил в Москву хореографа с мировым именем Май-Эстер Мурдмаа и "Русский имперский балет" под руководством Гедеминаса Таранды. Как говорит Сергеев, он пустился на все возможные хитрости, чтобы этот балет был представлен в Москве. Ещё в 1992 году он впервые использовал приём синтеза в балетном спектакле, где одновременно принимают участие не только солисты и артисты балета, но и солисты оперы, хор и оркестр. Это было представление в Москве нового театра - "Балет Санкт-Петербургской капеллы" - под руководством профессора Г.Алексидзе. Программа вечера посвящалась русской патриархии, и впервые программа была создана на духовную классическую музыку Чеснокова, Бортнянского и Чайковского.
     Представляя московские коллективы в наших провинциальных городах, в частности в Орле, Сергеев традиционно принимает участие в проведении Андреевского и Турненевского театральных фестивалей. Валерий говорит, что дорожит этой зрительской аудиторией: "Она самая благодарная". Продолжая работать в Москве, Валерий Юрьевич воплотил в жизнь идею привлечения из той лее провинции на открытие храма Христа Спасителя более 80 российских хоров, и данная работа явилась колоссальным успехом его творчества!
     Ещё один интересный проект, созданный Сергеевым, - это стремление показать историю русского театра и русского балета на сюжетах древнегреческой мифологии. На основе своих балетных программ В.Сергеев создал совместно с ТВЦ телевизионный музыкальный фильм "Мифы Древней Греции в русском балете", получивший международное признание. Акция была посвящена 2000-летию христианства. В фильме звучит признание одного из известных деятелей культуры режиссёра и театрального критика Б.А.Львова-Анохина: "Я всегда удивлялся и восхищался энергией Валерия, который и меня вовлёк в своё дело. Я не раз работал в его программах как режиссёр и считаю его редкую энергию плодотворной и полезной. Он настоящий энтузиаст балетного искусства. Программы, которые он организует и сочиняет, очень интересны. Он представляет московскому зрителю звёзд балета, и многие звучат своеобразно и неожиданно в его вечерах. Его творческая энергия необходима и потому, что мы наблюдаем сейчас некоторое падение отечественного искусства. А он находит интересных исполнителей, интересные номера и умеет их преподносить, создаёт атмосферу праздника на своих концертах. Многие артисты балета и зрители благодарны ему за его кипучую, упрямую и талантливую деятельность".
     Валерий Юрьевич занимается научно-просветительской работой, выделяя 40% бесплатных билетов на проводимые им концерты для студентов московских вузов, хореографических школ и военных училищ, даёт возможность молодёжи приобщаться к классическому искусству. В последние годы он сосредоточил своё внимание на проведении международных фестивалей русского классического искусства в Греции и на Кипре. Традиционно организует "Дни Греции в России" и фестиваль "Дни культуры России в Греции". Особый интерес у греческой публики вызвали проведённые им дни празднования 850-летия Москвы на Кипре. Он представлял на кипрских фестивалях Московский симфонический камерный оркестр "Московия", "Кремлёвский балет", "Оркестр Вивальди", "Президентский оркестр России", балет Большого театра, "Балет России", театры "Ромэн" и "Геликон-опера". Неутомимый энтузиаст и горячо преданный своему делу человек, Валерий Сергеев был автором идеи создания на Кипре в городе Пафосе оперного фестиваля "Афродиты", который открывался оперой Большого театра "Аида".
     Сегодня В.Ю.Сергеева пригласили возглавить артистическую часть в проекте "Миссис Мира-2006" - он будет впервые проводиться в России. Дважды Валерий Сергеев организовывал конкурс "Мисс Россия": и режиссуру, и хореографию. Режиссировать это - очень большая ответственность, необычайно сложно превратить всё в единый спектакль.
     Легенда российского балета - народный артист СССР профессор Н.А.Долгушин - говорит о В.Ю.Сергееве с необыкновенной теплотой: "Если бы не его энергия, наш театр Санкт-Петербургского балета имени Римского-Корсакова не видели бы и не знали в мире. Кроме того, он делает постановки спектаклей настолько человечно и по-доброму, энергично, с большим чувством времени, с пониманием того, что нужно сегодняшнему зрителю. Я бы сказал, это - современный Дягилев".