Главная     Редакция     Архив     2(30)/2006  
 

Традиции
(РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА В «РОССИИ»)


Культура - детям
(ПОД ШУМ СВИРИДОВСКИХ МЕТЕЛЕЙ)


Культура - детям
(ПРИОБЩЕНИЕ К КЛАССИКЕ)


Музеи
(«СОТВОРИТЬ МИР ВОЗДУХА
ИЗ ПРЕДМЕТОВ ЗЕМНЫХ ВЕЩЕЙ...»)


Память
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ)


Память
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Улицы Москвы
(АРБАТ)


Театр
(«МЫ РОДОМ ИЗ МХАТа»)


Театр
(В МОСКОВСКИХ ПРЕДМЕСТЬЯХ)


Театр
(«СКАЗОЧНЫЙ» НАЧИНАЛСЯ С ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ВЯЧЕСЛАВ ОВЧИННИКОВ: «НАЧНЁМ ХОТЯ БЫ С МАЛЫХ ДЕЛ»)


Культ личностей
(ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВ: «БАЛЕТ - МОЙ БОГ»)


Культ личностей
(ВАСИЛИЙ НЕСТЕРЕНКО: «МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ДАЛА РОССИЯ»)


ПОД ШУМ СВИРИДОВСКИХ МЕТЕЛЕЙ

Светлана ГАПАГАНОВА

В феврале завершился музыкальный фестиваль "Всероссийские хоровые ассамблеи", посвящённый 90-летию со дня рождения Г.В.Свиридова, В течение 5-ти месяцев он шествовал по 13-ти российским городам. Мы расскажем об одной из его московских страниц - самой волнующей, самой трогательной, самой радостной.

Почему "самой-самой"? Да потому что речь идёт о детях - о 23 детских хорах, 6 вокальных ансамблях и 20 юных вокалистах, вдохновенно исполнявших "взрослую" свиридовскую музыку. В начале декабря прошлого года внимание московских меломанов было приковано к детской музыкальной школе № 52, носящей имя Г.В.Свиридова. Здесь проходил отдельный фестиваль-конкурс "Свиридовские хоровые ассамблеи", собравший школьников из Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Курска, Ростова-на-Дону, Краснодарского края, Подмосковья. Отыскать более подходящее место для проведения подобного мероприятия вряд ли было возможно, да его никто и не искал, ведь свиридовский фестиваль проводится в ДМШ № 52 уже в третий раз. Коллектив поддерживает тесные контакты с Национальным Свиридовским фондом, Свиридовским институтом и их руководителем заслуженным деятелем искусств России А.С.Белоненко (племянником композитора), инициатором и организатором нынешнего всероссийского хорового проекта, а также со многими другими школами России, носящими имя Г.В.Свиридова.
     А эта школа и впрямь какая-то "свиридовская" - посреди берёзовой рощицы, у живописного водоёма. Когда выходишь в эту красоту из 50-й маршрутки, просто не верится, что где-то совсем неподалёку остались шумные столичные улицы с их вечно спешащей, озабоченной толпой. "Свиридовский дух" царит и внутри здания: во всем чувствуется какая-то особая добротность, серьёзность, основательность. О присвоении школе имени великого русского композитора здесь мечтали давно. И не только мечтали, но и просили и, конечно же, получили категоричный отказ Георгия Васильевича, не допускавшего и мысли о "прижизненных эпитафиях". Почётное имя было присвоено школе через 2 года после общенациональной утраты. "Почему именно Свиридова? Разве мало было ещё "не разобранных" имён русских композиторов-классиков?" - спрашивала я преподавателей. "Понимаете, у нас тут такие люди собрались, все "играющие", с высоким уровнем профессиональной подготовки, общей культуры...", -пытались мне объяснить. Я понимала: "с высоким уровнем культуры" - значит, воспринимающие Свиридова не только как создателя русской музыки прошлого столетия, но и как творца нашей духовной жизни, а XX век в истории российской музыкальной культуры - как свиридовский век; "играющие" -значит, опытно постигшие неисчерпаемость свиридовских сочинений, свойство их художественно-выразительного горизонта удаляться при каждом новом прочтении талантливым исполнителем.
     Гордость школы - музей Г.В.Свиридова. Он занимает всего лишь одну комнату, но богатство и уникальность собранных материалов способны вызвать восторг и удивление у любого специалиста музейного дела: редкие фото (в подсвеченных витринах, огромных альбомах), целая коллекция концертных программок, почти все (!) печатные издания, посвящённые жизни и творчеству композитора, прекрасные видеофильмы, музыкальные записи. Из этой комнаты не хочется уходить, в ней можно было бы незаметно и с удовольствием провести целый день o- смотреть фильмы, слушать музыку, разглядывать альбомы. Сколько бескорыстного труда вложено в этот музейный уют, сколько человеческого тепла, сколько любви! У музея есть два ангела-хранителя - сестры Аптекарь-Айнагуловы, Светлана и Вероника, концертмейстеры, известные в музыкальном сообществе как фортепианный дуэт Московской государственной филармонии. Они с благодарностью рассказывали мне о тех, кто пожертвовал школьному музею свои сокровища - буклеты с автографами композитора, программы очень давних концертов, фотографии. Одно имя звучало особенно часто: Владимир Игоревич Еврей-нов. Заботами этого удивительного, щедрого человека музей обрёл почти половину своих экспонатов. Пропаганда творчества Свиридова стала для Владимира Игоревича делом всей жизни. Он пишет статьи, очерки, делает фильмы для ТВ, ежегодно организует в Доме учёных свиридовские концерты и вечера. Не на таких ли людях - энтузиастах, подвижниках стояла и стоит Россия?..
      "Свиридовским хоровым ассамблеям" предшествовали встречи с людьми, близко знавшими Георгия Васильевича, открытые уроки, научная конференция. С докладами и сообщениями выступали музыковеды, искусствоведы, педагоги. Своими воспоминаниями с гостями делились народный артист Грузии профессор МГК В.Н.Чачава, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы С.И.Субботин, публицист и тележурналист В.И.Евреинов, писатель и композитор А.Б.Вульфов (автор только что вышедшей книги "Теперь лишь вспоминать...").
     Что касается самого фестиваля, то он больше напоминал не конкурс, а весёлый детский праздник. В течение двух дней на школьной сцене сменяли друг друга хоры, вокалисты, вокальные ансамбли. Все очень разные, неповторимые, но все как один красивые и талантливые. Сплошные будущие знаменитости. С такими же красивыми и талантливыми дирижёрами. Зрители от души сочувствовали жюри: попробуй-ка, определи, кто тут лучше! Однако жюри со своей трудной миссией справилось, поскольку тоже состояло из знаменитостей: под председательством заслуженного деятеля искусств России профессора В.Л.Живова (который к тому же ещё и председатель хоровой комиссии Музыкального общества Москвы) в его составе трудились президент Федерации детских и юношеских хоров России заслуженный деятель искусств России, композитор Ю.Л.Тугаринов, главный хормейстер Хора русской песни Российской государственной телерадиокомпании заслуженная артистка России Е.Н.Кутузова и солистка театра "Геликон-опера" заслуженная артистка России Е.Ю.Качура. Юрий Ленславович Тугаринов чувствовал себя именинником: на фестивале звучали его хор "Цветы" на стихи М.Джалиля, переложения свиридовской "Зимней дороги" и одного из номеров "Отчалившей Руси", а также многочисленные обработки народных песен, в том числе и японской.
     Реляции побед ещё раз подтвердили давно известную истину: если знаменитость к тому же и талантлива, она добра, великодушна, щедра на похвалу, склонна к преувеличению человеческих достоинств и преуменьшению недостатков. Из 17 старших и б младших хоров лауреатами стали больше половины! Вокалисты и вокальные ансамбли тоже обделены не были. Плюс к этому специальные почётные дипломы, дипломы за лучшее исполнение отдельных произведений (например, знаменитого "Звенигорода" на стихи А.Барто, ставшего неофициальным гимном фестиваля), ну и, конечно, дипломы участника, которые получили все. Фортуна не могла не вознаградить председателя жюри за такую щедрость: прямо из типографии на фестиваль привезли несколько упаковок новой книги В.Л.Живова "Вокально-хоровая музыка Георгия Свиридова", которую дарили дирижёрам и преподавателям.
     Первые места завоевали: старший хор хорового отделения Московской ДМШ № 52 имени Г.В.Свиридова (руководитель Татьяна Туликова); старший хор "Консонанс" ДШИ № 1 имени Г.В.Свиридова из Санкт-Петербурга (руководитель Марина Фурсова); вокалистка Екатерина Вакуленко из московской ДМШ № 19 имени Н.П.Ракова (преподаватель Надежда Демченко); и ансамбль старших классов ДШИ № 1 имени Г.В.Свиридова из Курска (руководитель Лариса Тараканова).
     Церемония награждения проходила в Доме композитора после заключительного гала-концерта. То, что творилось при этом в зале, очень напоминало Красную площадь 9 мая 1945 года: все плакали, смеялись и обнимались -дети, педагоги, родители. Побеждённых не было - были одни победители. Они одержали победу над засильем низкопробной эстрады, назойливого рока, над агрессивными СМИ, манипулирующими их доверчивым детским сознанием, над семейным безденежьем и государственным безразличием. Эти дети поют в хорах, которые всегда были и остаются главными носителями духовных и народных начал отечественной музыки. Они пока ещё не знают, что именно хоровое пение является у нас культурообразующим фактором, что именно из него произрастает наша соборность, наше умение "укорачивать" себя ради общей высокой цели. Но они уже испытали счастье совместного творчества, радость коллективного концертирования. Они уже знают, что такое хоровая дисциплина; они понимают, что музыкой нельзя "заниматься" - ей можно лишь служить. А главное - они знают настоящую музыку, мелодичную, чистую, благородную, и вряд ли захотят петь и слушать иную.
     "Надо всегда помнить, что сама жизнь гения есть непрестанное излучение света на современников... А если закатится солнце, уйдёт последний гений что тогда?" тревожно вопрошал в начале прошлого века Александр Блок. А тогда его свершения лягут озимыми зёрнами в плодородную национальную почву, и когда-нибудь потомки увидят то, что мы видели на "Свиридовских хоровых ассамблеях", - яркие, изумрудные всходы. Поначалу они всегда воспринимаются как чудо ("это надо же: сквозь асфальт!.."), но никакого чуда здесь нет, есть лишь кропотливый, самоотверженный труд незаметных "садоводов", таких как директор ДМШ № 52 заслуженный работник культуры России Т.В.Черткова, завуч Т.Н.Волосевич, дирижёры-хормейстеры 6-ти (!) школьных хоров и многие другие умные, трудолюбивые, талантливые люди. Это благодаря им в белые вихри свиридовских метелей вплетаются разноцветные ленты детских голосов и излучают свет, потому что им пропитана музыка ушедшего гения. А это значит -
      "миру в утешенье
     я тысячами душ живу в сердцах
     всех любящих, и, значит,
          я не прах,
     и смертное меня
     не тронет тленъе".
     Этот духовный закон задолго до Свиридова сформулировал другой гений Микеланджело. Закон Любви, закон Бессмертия.