Главная     Редакция     Архив     2(30)/2006  
 

Традиции
(РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА В «РОССИИ»)


Культура - детям
(ПОД ШУМ СВИРИДОВСКИХ МЕТЕЛЕЙ)


Культура - детям
(ПРИОБЩЕНИЕ К КЛАССИКЕ)


Музеи
(«СОТВОРИТЬ МИР ВОЗДУХА
ИЗ ПРЕДМЕТОВ ЗЕМНЫХ ВЕЩЕЙ...»)


Память
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ)


Память
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Улицы Москвы
(АРБАТ)


Театр
(«МЫ РОДОМ ИЗ МХАТа»)


Театр
(В МОСКОВСКИХ ПРЕДМЕСТЬЯХ)


Театр
(«СКАЗОЧНЫЙ» НАЧИНАЛСЯ С ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ВЯЧЕСЛАВ ОВЧИННИКОВ: «НАЧНЁМ ХОТЯ БЫ С МАЛЫХ ДЕЛ»)


Культ личностей
(ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВ: «БАЛЕТ - МОЙ БОГ»)


Культ личностей
(ВАСИЛИЙ НЕСТЕРЕНКО: «МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ДАЛА РОССИЯ»)


В МОСКОВСКИХ ПРЕДМЕСТЬЯХ

Олег ИГНАТОВ

Фестиваль "Театральная неделя в Химках", проведённый при поддержке отдела культуры администрации Химкинского района и Министерства культуры Московской области, стал событием всего Подмосковья и, конечно, Москвы.

Движение подмосковных театров, объединяющее города-спутники столицы, существует уже давно, имея целую историю подмосковного театрального братства. Подмосковье - это крупный театральный регион с невероятно энергичной творческой жизнью. Однако театры всех этих городов - Химок (зовущихся московским предместьем), Зеленограда, Долгопрудного, Мытищ, Лобни, Истры - очень отдалены друг от друга и в том числе от Москвы с её центральными событиями и столичной модой. И потому для подмосковных режиссёров, живущих обособленно и замкнуто, ничего нет дороже ощущения своего единства, своего круга, а фестиваль для этого -самый подходящий момент. У театров масса проблем, в том числе финансовых. Фестиваль же решает их главную проблему: творческого взаимообогащения. В кои-то веки встретиться, посмотреть друг другу в глаза, увидеть спектакли собратьев, сравнив себя с остальными и приобретя новый опыт, пообщаться с коллегами и критиками, услышав мнения о собственных достижениях - что может быть важнее?
     Фестиваль и организовал, и принял у себя крошечный театр "Наш дом" - столь крошечный, что непонятно даже, как сам он ухитряется существовать в своём мизерном помещении, не говоря уже о наплыве фестивальных гостей. Однако худрук театра и хозяин фестиваля Сергей Постный создал фестивальную атмосферу столь творческую и тёплую, что приходилось лишь радоваться: ежедневная газета с горячей хроникой событий и анализом спектаклей регулярно собирала вокруг себя всех интересующихся; ежевечерние творческие встречи участников организованы были со вкусом и шармом; а обсуждения спектаклей критиками длились по нескольку часов, собирая полные залы болельщиков. Да, театр "Наш дом" был истинным домом для всего Подмосковья, оставшись в фестивальной памяти обителью тепла, уюта и творчества.
     Фестивальная неделя открывалась и закрывалась спектаклями самого Сергея Постного, представившего дилогию "Два Гоголя" (завоевавшую в итоге "Гран-при") и позиционировавшего серьёзную просветительскую роль своих "классических проектов" в родном городе.
     Часть первая называлась "Чичиков и Ко" и являла собою крупное философское полотно по "Мёртвым душам". Гоголевская фантасмагория тут жила в чисто русской беспредельности, где всё приобретало абсолютно фантастический характер. Сам Чичиков фигурировал в трёх лицах воплощая режиссёрский порыв к гротесковому сверканию образа, а также пафос всестороннего исследования данного персонажа (и словно отвечая нашему вечному ощущению, что в лице одного исполнителя этому герою чересчур тесно). Образы же легендарных гоголевских помещиков будут теперь для химкинцев (и для всех остальных) надолго неотделимы от их исполнителей: В.Красовского - Плюшкина, А.Хворова - Ноздрёва, Г.Баранова - Собакевича и самого Постного -Манилова, создавших феерически неожиданные и многое объясняющие сегодня портреты.
      "Старосветские помещики" - иной российский сюжет, камерный и тёплый, искрящийся юмором, фольклорной фактурой лубка, переходящего в перформанс (когда все выставленные к обеду блюда подаются на пробу зрителям), и пронзительной нежностью к незамысловатой и праведной жизни простого русского человека. Впрочем, так ли уж обычна и проста знаменитая пара Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны (в исполнении супругов Евгения и Ирины Крохиных), пребывающая в блаженной и неправдоподобной любви друг к другу "до гроба"? Нынче виделась она как экзотическая "лав стори", фантастическая и невероятная. Рождающая редкой силы нравственный урок сегодняшним поколениям и обнажающая свой великий гуманный смысл, с годами всё возрастающий.
     Гоголевскую панораму фестиваля продолжал "Ревизор" на кукольной сцене, поставленный в Мытищинском театре "Огниво" румынским режиссёром Петру Вуткареу. Это была модная сейчас смесь драматического и кукольного театров, этакая полифония человеческого и кукольного мира, сыгранная в чисто драматическом неистовстве страстей. Румынский постановщик (награждённый за режиссуру) сочинил сатирическую мистерию о "сне разума", превратившем гоголевских персонажей в законченных чудовищ, бесовский шабаш которых, запущенный в оголтелом клиповом режиме, обрывался внезапным финалом "очищения и прозрения". Переводившем действие из сфер европейской массовой культуры в православную со свойственным ей покаянием и молитвой. Словом, в густом замесе культур и жанров ожил для нас "Ревизор".
     Да, фестиваль шёл на серьёзных оборотах - являя публике "большую классику" и режиссёрский поиск. "Ведогонь-Театр" (находящийся в Зеленограде, но считающийся московским театром), который позиционирует себя как "театр русской реалистической школы" и никогда не гонится за суетной модой, показал эскиз шиллеровской "Марии Стюарт". Молодой режиссёр Пётр Васильев вычленил из известной трагедии лишь линию взаимоотношений королев Марии и Елизаветы -дав мастер-класс погружения в дух роли и игнорируя всякие ухищрения формы. А Химкинский театр "Апрель" выступил с пьесой Сартра "За закрытыми дверями" - крайне популярной на российских просторах своим "потусторонним" экзистенциализмом. Худрук театра Татьяна Гальперина блеснула своими актёрскими кадрами и эффектно развёрнутой темой расплаты каждого на небе за содеянное на земле.
     Особым экзотическим форматом прошла работа театра "Переулок" (объединение Москвы, Химок и Долгопрудного) "Здравствуйте, дорогой Мартин Алексеевич!" по роману Владимира Сорокина "Норма". Этот моноспектакль в режиссуре и исполнении Владимира Красовского стал чисто "авторским жестом" когда человек, "ударенный" сорокинским текстом, сам слепил его композицию и сам прожил его, не отступив от буквы ни на шаг. Давно ставший фактом нашей литературы, на сцену Сорокин пробивается с трудом, ставят же его редкие смельчаки.
      "Здравствуйте, дорогой Мартин Алексеевич!" - это 15 писем пожилого фронтовика, живущего в 80-е годы на чужой даче, принадлежащей некоему учёному Мартину Алексеевичу. Дача-то чужая, но ежедневный труд, вкладываемый в её поддержание, в непрерывный ремонт и благоустройство земли, -конкретно его, автора этих писем. Учёный же со своей роднёй наезжает сюда лишь отдыхать и "паразитировать" на плодах чужих, собственно, трудов. И потому каждое новое письмо, начинающееся одним и тем же приветствием к хозяину, кончается всё более негодующими обертонами, вырастающими к финалу в истинное безумие классовой ненависти, на коей были замешаны целые поколения нашей страны. В сих бредовых и трогательных письмах, где, как на заезженной пластинке, тупо перечисляются одни и те же бытовые проблемы с протекающей крышей, доставанием по блату шифера и копанием грядок, уборкой мусора после гостивших хозяев, а также со всё нарастающей нецензурщиной в их адрес - целая драма сознания советского работяги-фронтовика, который вечно гол как сокол и вечно готов к революции и новому переделу собственности. Именно этим и грозит эпистолярный автор своему столичному адресату - когда запас его последних матерных композиций иссякает, и, вконец обезумев от бессильной ненависти, он теряет власть над речью и над собой, превратившись в рычащее, рыдающее в судорогах существо.
     Чисто русская традиция беспредельности чувств нашла тут своё блистательное выражение, снискав приз за лучшую мужскую роль фестиваля. А виртуозный показ стихии родной русской речи, данной в уникальном нецензурном словотворчестве, отразившем наше сознание и всю нашу жизнь, тянул к отдельному, уже теоретическому разговору - который и захлестнул возбуждённую публику на страстных дебатах вокруг этого спектакля.
     Элегантным московским гостем явился на фестиваль "Модельтеатр" Анатолия Ледуховского, показавшего со своими учениками фантазию "Chaika live", ставшую очередным опусом в ряду его многолетних романтических экспериментов. Эта "фантазия о полётах чаек" и "о несомненных преимуществах полётов над земным бытием" решена была посредством джазового вокала, явив собою вольный поэтический театр. В меру шуточный и в меру стёбный - каким и должен быть нынешний предмет молодёжной культуры. Весь же фестиваль обнажил целый спектр сегодняшних театральных жанров Подмосковья - от канона традиции до новых авангардных стилей.