Главная     Редакция     Архив     2(30)/2006  
 

Традиции
(РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА В «РОССИИ»)


Культура - детям
(ПОД ШУМ СВИРИДОВСКИХ МЕТЕЛЕЙ)


Культура - детям
(ПРИОБЩЕНИЕ К КЛАССИКЕ)


Музеи
(«СОТВОРИТЬ МИР ВОЗДУХА
ИЗ ПРЕДМЕТОВ ЗЕМНЫХ ВЕЩЕЙ...»)


Память
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ)


Память
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Улицы Москвы
(АРБАТ)


Театр
(«МЫ РОДОМ ИЗ МХАТа»)


Театр
(В МОСКОВСКИХ ПРЕДМЕСТЬЯХ)


Театр
(«СКАЗОЧНЫЙ» НАЧИНАЛСЯ С ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ВЯЧЕСЛАВ ОВЧИННИКОВ: «НАЧНЁМ ХОТЯ БЫ С МАЛЫХ ДЕЛ»)


Культ личностей
(ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВ: «БАЛЕТ - МОЙ БОГ»)


Культ личностей
(ВАСИЛИЙ НЕСТЕРЕНКО: «МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ДАЛА РОССИЯ»)


"СКАЗОЧНЫЙ" НАЧИНАЛСЯ С ЛЮБВИ

Виктория ПЕТРОВА

Что для человека главное: быть сытым или быть честным? И что важнее - доброта или красные сапожки? Маленькие ребятишки, которые приходят в Московский детский "Сказочный театр", тоже думали над этими большими и серьёзными вопросами. И отвечали.

"Главное, чтобы тебя накормили и напоили!" - кричит один. "Важнее всего доброта!" - возражает другой. "А где ты видела доброту?" - спрашивает со сцены кукла. "У меня в душе!" - отвечают ей.
     Сидя в таком бурлящем зале, понимаешь, что для детей это не просто спектакль, это - эпизод из реальной жизни, где ты можешь что-то изменить, а можешь и растеряться, но во всяком случае никак не "пройдёшь мимо". А куклы - не просто куклы. Вот эта - добрый друг, вон та же - враг, жестокий деспот. Ну как тут не закричать: "Долой деревянного короля!".
     Это - реакция зала на то, что происходит на сцене. А что за кулисами? Точнее, под сценой: ведь сказочный театр - театр кукол. Захотелось узнать, кто всё-таки эти люди, которые оживляют кукол, передают им свой голос и поверяют свои мысли?
     Основали театр в 1989 году члены Союза театральных деятелей России Ирина Петровна Миленина и её супруг Михаил Николаевич Миленин. Сегодня Ирина Петровна - художественный руководитель "Сказочного театра", Михаил Николаевич - главный режиссёр. Оба и актёры театра.

     В театре должно быть всё самое лучшее!
     Ирина Петровна: Сначала у нас не было вообще никакого здания. Потом нам дали помещение на репетиционной базе, и мы стали работать над спектаклями. За выступления, например, в онкологическом центре, детских домах мы, конечно же, денег не брали. Но что-то всё же иногда получали.
     Михаил Николаевич: Мы заранее кресла покупали -хранили на репетиционной базе, на будущее. Даже половины заработанного в карман не клали - ведь иначе мы ничего бы не построили. Всё продали, у кого что было, - дачи, машины, квартиры. Нас спрашивали: "Вы что - дураки, что ли?". Но мы же театр строим! Что такое квартира? Я утром встал - иду куда? Правильно, в театр. А что такое театр? В нём должно быть всё лучшее, самое красивое от всех видов искусств: живописи, графики, архитектуры.
     И.П.: В конце 90-го года нам дали это разваленное здание - на улице Таганка, 15а, где сейчас и находится "Сказочный театр". Всё было в отвратительном состоянии - везде грибок, сыпался кирпич на голову, фасад был ужасный просто... Многие не верили, что у нас что-то получится. Но если человек хочет, он сделает всё.
     М.Н.: Нам предлагали здесь стены разукрасить, как в детском саду. А мы отказались от этой затеи - всё-таки хочется, чтобы была какая-то классика. Вы заметьте, когда дети заходят, у нас классическая музыка звучит.

     Надо работать так, чтобы ребёнку после спектакля было о чём вспомнить.
     М.Н.: Спектакль может создаваться год, два. Огромная работа идёт в первую очередь по поиску идеи. А потом, когда мы её нашли, встаёт вопрос: как её вывести, какими театральными средствами? Например, "вспенилось синее море" - как это сделать?
     И.П.: Мы ведь неспроста перед представлением, например, "Сказки про Иванушку-Дурачка" говорим о том, что она была написана Горьким 100 лет назад, а уже потом на её основе была создана пьеса. Нам самим стало интересно: почему Горький написал эту сказку? Оказалось, он пришёл в гости к Репину, увидел на стене тарелочку с изображением мальчика, очень заинтересовался, и у него с Репиным состоялась по этому поводу беседа. Горький пишет, что это был красивый мальчик. И мы решили не делать Иванушку дурачком, ведь он -сама непосредственность, в нём такая чистота, настолько он верит всем!
     М.Н.: К слову, у Горького ведь очень важна была тема человека. Мы стали искать - ведь это так просто! - что такое человек? И сколько мы статей, книг перерыли! Выходит, человек - это понятие объёмное. Права человека прописаны, а что такое сам человек, нигде не сказано. Вот мы говорим: "Родился человек". Рождается он чистым, светлым, распахнутым миру, а потом получается, что мы его подгоняем под шаблон всех людей.
     И.П.: Мы стараемся потрясти сознание ребёнка: нужно взволновать детей, чтобы им было о чём подумать, вспомнить, поплакать даже.

     В тростевую куклу веры больше.
     И.П.: Именно тростевая кукла для нас самая выразительная из всех видов кукол. Изготовляют их наши художники. И когда спрашивают: "Вы кукловоды или артисты?". Что тут ответить? Это же единое целое! Это же только от сердца можно озвучить, ведь всё связано с нашей душой. И мы передаём это нашей кукле. А потому - как можно работать, например, под фонограмму? Будет же совсем не то!
     М.Н.: Кукла рождается очень долго. Мы её переделываем и не успокаиваемся до тех пор, пока она нас не устроит чисто образно... Художники обижаются, дуются. Вот, к примеру, сделал художник Иванушку-дурачка. Получился типичный, настоящий, хороший, но - просто Иванушка-дурачок. Мы сказали: "Нет, не такой нам нужен образ. У нас не мультипликация, у нас - театр!".

     Здесь работают одержимые люди!
     И.П.: Родоначальник интерактивности между куклами и зрителями - Михаил Николаевич, постановщик и ведущий артист театра. А появилась она изначально. Вот в спектакле "Заколдованный лес" конфликт в самом зале происходит: и зал, как общество, раскалывается, и зрители начинают спорить друг с другом. Причём вопросы, о которых идёт речь, очень важные. Ну, например, что самое главное в жизни?
     М.Н.: Посмотрите, ведь мы общаемся - зрители нам отвечают! Почему мы решили сделать именно такой театр? Я 20 лет работал в другом театре. Но когда кукла ушла из него, произошла подмена, и я сказал: "Не могу здесь работать. Куклы нет...". Куклам же ребёнок верит по-настоящему!
     И.П.: Ни в одном театре кукол, скажем, нет декораций. К нам однажды, будучи в Москве проездом, зашёл итальянец. Как мы потом узнали, он обговорил это с переводчиком таким образом: "15 минут посидим на спектакле и уйдём". Так вот, он просидел в ложе 2 часа, кричал громче детей, а потом мы с ним ещё 1,5 часа беседовали. Он и говорит: "Приезжайте к нам в Италию". Ибо такого театра, как у нас, нет нигде.
     М.Н.: Кукольник -уникальная профессия. Многие к нам приходят работать, а не получается. Это или дано, или не дано - жить куклой, чувствовать куклой. Актёров-кукольников нигде не готовят! Для нас сейчас это большая проблема: чтобы найти актёра, приходится ездить по всей стране, искать.
     И.П.: Здесь работают одержимые люди, которые безумно любят своё дело и очень любят детей. Мне кажется, что я мама их всех, хотя у меня есть и свои. Как сказала Фаина Раневская: "Сердце должно кровоточить каждый раз, когда ты играешь". И когда к нам приходят работать, я всегда задаю вопрос: а что главное в театре? Всё правильно отвечают: главное - это коллектив, главное - отношение, пьеса, драматург, сцена... Все они правы. Но почти никто не говорит о том, что действительно главное - это любовь. Если человек приходит, поработает, и мы видим, что нет полной самоотдачи, - мы с ним расстаёмся. По-другому нельзя. Ты или умирай здесь, в театре, или вообще не приходи к нам работать.
     Мы стали первым театром в России, который получил премию "Сердце". А было это вот как: вызвали нас в Пушкинский музей. Мы подумали, что нас позвали для массовки. Перед началом нас тихонько спрашивают: "А вам куда потом ехать-то?". - "На Таганку". Мы ещё удивились вопросу. Началась церемония... Мониторы, народные артисты, вручения, разрываются концерты... Было 220 (!) номинантов: из Кореи, Финляндии, Канады и многих других стран. В одной из номинаций ("Доброта и гармония" - прим, авт.) вдруг мы видим себя на экране монитора. До последнего момента не верили. Выходит Лиепа во фраке и вручает нам огромный букет. А саму-то эту премию - всего было 8 церетелиевских статуй - только по монитору показывали. После фуршета мы, наконец, увидели эти неподъёмные статуи. Сразу стало ясно, для чего нужна была машина...
     На статуе, которая украшает фортепиано в фойе театра, надпись "Быть, а не казаться", а на дипломе -"За личный вклад в дело возрождения духовного и нравственного начала у подрастающего поколения; защиты и сохранения высоких идеалов добра, красоты и гармонии в человеческом мире". Сидя в маленьком шумящем зале, понимаешь, что эта престижная награда, эти слова - не пустой звук. В них - светлая надежда на наше будущее, в чём нет никаких сомнений, особенно когда слышишь от пятилетнего кудрявого мальчугана отчаянно-победное: "Долой деревянного короля!". А ведь "Сказочный театр" - это всего лишь маленький театр для маленьких ребятишек...