Главная     Редакция     Архив     2(30)/2006  
 

Традиции
(РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА В «РОССИИ»)


Культура - детям
(ПОД ШУМ СВИРИДОВСКИХ МЕТЕЛЕЙ)


Культура - детям
(ПРИОБЩЕНИЕ К КЛАССИКЕ)


Музеи
(«СОТВОРИТЬ МИР ВОЗДУХА
ИЗ ПРЕДМЕТОВ ЗЕМНЫХ ВЕЩЕЙ...»)


Память
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ)


Память
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Улицы Москвы
(АРБАТ)


Театр
(«МЫ РОДОМ ИЗ МХАТа»)


Театр
(В МОСКОВСКИХ ПРЕДМЕСТЬЯХ)


Театр
(«СКАЗОЧНЫЙ» НАЧИНАЛСЯ С ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ВЯЧЕСЛАВ ОВЧИННИКОВ: «НАЧНЁМ ХОТЯ БЫ С МАЛЫХ ДЕЛ»)


Культ личностей
(ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВ: «БАЛЕТ - МОЙ БОГ»)


Культ личностей
(ВАСИЛИЙ НЕСТЕРЕНКО: «МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ДАЛА РОССИЯ»)


ВАСИЛИИ НЕСТЕРЕНКО: МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ДАЛА РОССИЯ"

Ирина АВЕРКИЕВА

Василий Нестеренко - заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, награждён орденом Сергия Радонежского за росписи храма Христа Спасителя в Москве. По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси возглавил работу над созданием храма Живоначальной Троицы, сооружённого в честь тысячелетия крещения Руси в Царицыне, нового живописного убранства Успенского кафедрального собора в Дмитрове.

В середине января в выставочных залах "Нового Манежа" под патронажем Правительства Москвы и Комитета по культуре города Москвы Российской академией художеств была представлена большая выставка художника. В её экспозиции десятки новых произведений. Наш корреспондент Ирина АВЕРКИЕВА встретилась с Василием Игоревичем.
     - Хотелось бы начать разговор с Вашей творческой биографии. Несмотря на Вашу молодость, она не укладывается в рамки даже нескольких страниц...
     В.НЕСТЕРЕНКО:
     - В искусстве часто размыты критерии возраста. Я окончил художественный институт имени Сурикова в 1990 году, через 2 года сделал первую выставку. Когда готовил персональную выставку в Академии художеств, мне было 26 лет. Я был молодым и когда делал выставку в большом Манеже в 2004 году. Я и сейчас молодой, но уже часто называют по имени-отчеству. Искусство тем и отличается от всех видов деятельности, что "не признаёт" возраста. В свои 38 лет я существенно "пережил" знаменитого пейзажиста Фёдора Васильева, который умер в 23 года, но навсегда вошёл в историю русского искусства. А Микеланджело создал своего Давида в 24 года... В искусстве нет многих присущих обыденной жизни критериев. По формуле Александра Сергеевича Пушкина, в творческом вдохновении художник подвержен лишь зову "божественного глагола". В изобразительном искусстве это проявляется в манере и стиле живописи, первичности смыслов и образов, в духовной динамике работ.
     Я получил полное академическое советское образование. Это - Московская средняя художественная школа при Московском государственном академическом художественном институте имени В.И.Сурикова, которую я окончил с золотой медалью. Затем - суриковский художественный институт, мастерская народного художника СССР академика Т.Т.Салахова. Сегодня моя дипломная работа - монументальный холст "Триумф Российского флота" - открывает экспозицию Музея Вооруженных Сил России. Позже была стажировка в США, куда меня направило Министерство культуры СССР. Учёба в Художественном институте Нью-Йорка ПРАТТ совпала с первыми моими персональными выставками и групповыми экспозициями в крупных галереях этого города. По окончании стажировки и затем в разные периоды в течение 8 лет я активно участвовал в выставочной деятельности в Соединённых Штатах, был принят в члены Американской лиги профессиональных художников.
     - Какое место в Вашей жизни занимает "американский" период?
     - Это было началом моей второй биографии... После второй мировой войны столица мировой художественной культуры из Парижа переместилась в Нью-Йорк. Для меня было очень важно окунуться и почувствовать ту атмосферу. Скажу, в чём-то она очень близка московской. Москва -тоже крупнейший мегаполис мира, одна из культурных европейских столиц со своими очень сходными с Нью-Йорком особенностями и характерными чертами. Моё твёрдое убеждение - художник должен учиться черпать вдохновение в любом источнике окружающей жизни. Опять обращусь к примеру Александра Сергеевича Пушкина, который никогда не был за границей. Но когда я увидел в Испании Гвадал-Квевир, первое, что вспомнил, были его строки. А русские художники? Когда я попал в Израиль, в Аравийскую пустыню, то узнал место "действия" картины Крамского "Христос в пустыне" - художника, который никогда там не бывал, а писал картину в Крыму.
     Иванов создал "Явление Христа народу", изобразив берег реки Иордана почти в абсолютном сходстве, хотя тоже там не был. Это говорит о том, что художник "видит и чувствует" мир в большем "масштабе", чем обычный человек. Хотя, безусловно, новые впечатления художнику необходимы. В этом смысле любая страна даёт очень много.
     Для меня же больше всего дала Россия. Я приостановил многие свои западные проекты, поскольку жизнь в России для меня гораздо интереснее. В последние годы это было связано с росписями храма Христа Спасителя в Москве. Один из результатов моей выставки в Манеже - появление моих работ в провинциальных музеях России. Выставки проводятся по разным направлениям. Очень часто - в рамках Дней Москвы, в которых принимает участие или их организует Комитет по культуре. Такие выставки прошли в Оренбурге и Вологде. По приглашению руководства Центрального территориального округа мои выставки состоялись в Орловском и Липецком художественных музеях, готовится ряд других экспозиций. Но по-настоящему почувствовать провинцию довелось мне в селе Домнино Костромской области, родовом имении бояр Романовых, что в 8 километрах от города Сусанина. Четыре года я вместе с группой художников восстанавливал храм во имя Успения Божьей Матери в селе, где родился крестьянин Иван Сусанин, где жила инокиня Марфа, мать Ивана Романова. Ответственность была большая: храм значимый, о комплексной реставрации было известно патриарху.
     Костромская область - символ нашей Родины. Не потеряла глубинка своей весьма существенной для России роли источника талантов, источника всего главного для всей страны, а значит, и для Москвы. И связь столицы с малыми городами и регионами очень важна. Это говорит о том, что жизнь идёт.
     - Вы - человек незаурядного видения и восприятия жизни. Какие корни напитали Вас?
     - Я позаимствую слова Зураба Константиновича Церетели, президента Российской академии художеств, и процитирую его выступление на открытии моей выставки в большом Манеже. Он сказал тогда, что "учился у своей мамы и вырос хорошим художником". Эту фразу я полностью хотел бы отнести и к себе. Не бывает так, чтобы человек вырос сам по себе, на пустом месте. Все, кто знает моё искусство и знаком с моей мамой, понимают правоту этих слов. Родители мои -геологи и не имеют прямого отношения к искусству. Долгие годы жили на Украине, затем переехали в Москву. Мне было тогда 9 лет, но мои украинские корни крепки и по сей день.
     Мой недавний проект - презентация картины "Отстоим Севастополь!" и персональная выставка в Художественном музее Севастополя - организован совместно с Правительством Москвы при личной поддержке Ю.М.Лужкова. Для меня это было очень важно. Я хочу, чтобы творчество моё было мостиком дружбы между Украиной и Россией. Я успешный человек в России, получивший российское образование, притом украинец, и я это подчеркиваю, хотя меня пытаются перетянуть в разные стороны. В то время, когда я родился и рос, была одна страна, в которой мы учились и которой обязаны всем. Украина обязана Советскому Союзу и нашим родителям, предкам, воевавшим за нашу страну. Теперь это забыто, и мне очень грустно на это смотреть. Давайте не будем об этом забывать. Главное, чтобы не меня-лись отношения между людьми, тогда и государства договорятся между собой. Думаю, что искусство при этом имеет очень большое значение.
     Я уверен, что ни в одной стране мира оно не значит так много и не является такой трибуной, рупором для всех и для каждого человека в отдельности, как в России. В том числе живопись. Наш народ любит искусство, и уж все знают наиболее популярные имена классиков: самый простой человек назовёт вам картины Шишкина, Айвазовского... А спросите на Западе, кого они знают из своих художников - английских, американских. Никого не знают... У нас степень воздействия искусства очень велика. Поэтому весьма важно, какие идеалы несёт художник - добрые или злые. Но если злое ещё и талантливо, степень его воздействия усиливается многократно, и об этом нельзя забывать.
     Для меня критерии добра и мира очень важны. В 2004 году я сделал выставку в большом Манеже: более чем на 5 тыс. квадратных метров были выставлены внушительных размеров холсты - фрагменты росписи храма Христа Спасителя, исторические полотна, пейзажи. Юрий Михайлович Лужков, зная давно о моём творчестве, но впервые увидев мою живопись в таком объёме и количестве, сказал: "Василий, твоё искусство - примиряющее". Я очень ценю это мнение, поскольку именно это и хотелось донести до людей. Я учился художественному мастерству, чтобы люди видели и воспринимали моё искусство. Большая радость для художника, когда искусство воспринимается именно в том смысле, который заложил в него автор. Хотелось, чтобы люди выходили с выставки моих работ не озлобленные и взвинченные, а умиротворённые, исполненные желанием посмотреть вокруг, подумать, обратиться к красоте, которой много в нашем мире. Надо, чтобы мы не забывали, что наша российская культура, куда входит и украинская, и всех других национальностей и что было когда-то одним целым, несёт в себе огромные воспитательные традиции, так необходимые и семье, и обществу.
     - Проблем пока не убавляется, и особая забота - молодое поколение.
     - Человек должен знать, что существует путь иной, чем тот, которым он неверно идёт. Вот говорят, что искусство умерло, идеалы не существуют, есть только матрица. Я с этим не согласен. То, что сейчас тяжёлый, непростой период, это так. Но в истории России были ещё более тяжкие времена. Например, Смутное время, начало XVII века, характерное упадком деревень, ремёсел, повальным пьянством, когда нравственность опустилась до нижайших пределов. Но сегодня духовное слово, которое заставит людей найти в себе силы оглядеться, понять, что изменить, и измениться в первую очередь самим, уже звучит в полную силу. Много в нашем обществе тех, кто пытается что-то предпринимать в этом направлении.
     - Вы причисляете себя к таким людям?
     - Я просто стараюсь честно делать своё дело. Если то, что я создаю, близко и понятно людям, это уже факт борьбы за Россию, за её новое поколение. Такие события, как встречи со зрителем через выставки, есть способ посмотреть и самому, с чем ты пришёл к некоему промежуточному рубежу, проверить ещё и ещё раз свои помыслы.