Главная     Редакция     Архив     6(46)/2007  
 

День Победы
(ПРАЗДНИК НА ТВЕРСКОЙ)


Наше наследие
(ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Очаги культуры
(КЛУБ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ)


Очаги культуры
(«МОСКОВСКИЕ ДУХОВЫЕ СЕЗОНЫ»)


Очаги культуры
(«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»)


Театр
(АЛЬМА МАТЕР)


Рядом с нами
(«БИБЛИОТЕКА – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ»)


Конкурсы
(ЗОЛОТО В БОРОЗДЕ)


Конкурсы
(НА ВЕРНИСАЖЕ КАК-ТО РАЗ…)


Музеи
(ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА В КОЛОМЕНСКОМ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮНЬ)


Год ребёнка
(ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ ШАРЛЯ ПЕРРО)

Год ребёнка
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ)


Год ребёнка
(ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ ХХI ВЕКА)


Культ личностей
(ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ЖИЗНЬ – КАК МОРЕ:
ТО ОТЛИВ, ТО ПРИЛИВ»)


Культ личностей
(КРЕДО – СИНТЕЗ И ГАРМОНИЯ)


"ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ"

Игорь ЯСИНСКИЙ

…5 ноября 1909 года газета "Русские ведомости" опубликовала сенсацию: "На днях последует открытие "Художественного электро-театра" в специально выстроенном здании на Арбатской площади. Зрительный зал на 400 мест и фойе со светящимся фонтаном художественно отделаны. Грандиозный экран в светящемся гроте. Оркестровые симфонические антракты под управлением И.Г.Лескес. О дне открытия последует особая публикация". Через несколько дней кинотеатр распахнул свои двери для многочисленных посетителей, чтобы навсегда войти в историю киноиндустрии Москвы и России.

По воспоминаниям известного кинопромышленника Александра Алексеевича Ханжонкова, первые кинотеатры представляли собой "любой сарай, амбар, склад, магазин - всё, что имело крышу и могло укрыть от дождя "уважаемых посетителей". Под экраном располагался пианист; мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давались и без мебели: это значительно увеличивало вместимость зрительного зала и доходы предпринимателя".
      "Художественный" стал, как мы теперь говорим, кинотеатром "нового типа". Он был снабжён электрическим освещением, центральной вентиляцией, отоплением и водоснабжением. Одновременно в нём могло разместиться до 400 человек. Было предусмотрено место и для оркестра на 20 человек.
     Первоначальный проект "Художественного" был выполнен в 1909 году архитектором Н.Н.Благовещенским, но наплыв посетителей, желающих приобщиться к новому виду искусства, был столь велик, что уже в 1912 - 1913 годах здание кинотеатра было перестроено выдающимся московским архитектором Ф.О.Шехтелем. Количество мест было увеличено до 900, а фасаду здания были приданы черты античной классики.
      "Художественный" завораживал посетителей красочными афишами и новинкой тех лет - гирляндами электрических лампочек на фасадах, мраморными колоннами, пальмами в фойе и ярким светом ажурных люстр. Перед началом сеансов на небольших эстрадах выступали артисты, играли музыканты. Здесь собиралась московская интеллигенция. По воспоминаниям современника, это выглядело так: "Зрительный зал занят, ни одного свободного места, всё унизано оживлёнными рядами лиц. Тут и почтенные физиономии финансистов со своими семьями, тут и юнкера, офицеры, лицеисты, модные шляпки, синие околышки студентов. Аудитория отменная. Многие ведут прерванную беседу… Но вот медленно гаснет электричество, вспыхивает белый четырёхугольный экран. Разговоры забыты. Начинается магия кино"…
     Вот, например, каким был репертуар кинотеатра в октябре 1914 года: "Призрак счастья", "Развалины древнего Египта", "Я люблю энергичных", "Принцевы острова", "Миражи жизни", "У берегов Бельгии", "Только бы не узнала жена", "В Греции", "Анна Каренина", "Дух времени", "Современная Греция", "Переход русских войск через реку Сан после победы над австрийцами", "Запутанное родство". Разнообразие фильмов объясняется тем, что по продолжительности они были всего на 10-15 минут.
     Судьба "Художественного" неразрывно связана со знаменательными событиями в истории города и отечественной кинематографии. В 1917 году во время февральской революции в его здании заседал военно-революционный комитет, проходили митинги. В дни Октябрьского вооружённого восстания кинотеатр, находившийся рядом с Александровским военным училищем, оказался в центре ожесточённых боев, здесь красноармейцы разоружали юнкеров. При советской власти "Художественный" стал местом политических митингов и собраний. В годы гражданской войны из-за топливного кризиса он почти не работал, а в 1921 году открылся одним из первых в столице, но теперь уже он назывался Первым показательным.
     Зимним морозным утром 18 января 1926 года удивлённые москвичи подолгу останавливались на Арбатской площади около первого кинотеатра Госкино, с любопытством разглядывая огромный макет легендарного броненосца "Потёмкин", закрывавшего собой весь фасад здания. Трепетали на корабельных мачтах сигнальные флаги, у входа в кинотеатр зрителей встречали строгие билетёры в чёрных бушлатах и бескозырках. Такой праздничной кинопремьеры Москва ещё не знала. На следующий день фильм режиссёра С.М.Эйзенштейна появился на экранах сразу 12-ти столичных кинотеатров. В марте 1931 года в "Художественном" демонстрировался первый звуковой фильм "Путёвка в жизнь", а в 1936-м - первая цветная кинолента "Груня Корнакова".
     В 2009 году кинотеатру, ведущему свою родословную от "Художественного электро-театра", исполнится век. Он так же, как и многие столичные кинотеатры, пережил непростые 1990-е. Основательно износилось здание, технологическое оборудование необходимо было обновить практически полностью. В результате ремонтно-восстановительных работ кинотеатру на Арбатской площади, возведённому в стиле модерн, возвращён прежний облик, а сам он вошёл в созвездие московских кинотеатров Государственного унитарного предприятия "Московское кино", созданного в 2002 году с целью широкого проката в первую очередь отечественных фильмов и лучших образцов мировых.
     Сегодня кинотеатр нацелен на реализацию городских социальных программ в области кинематографии. Оборудованный по последнему слову техники, он стал государственным центром российских кинопремьер. В своём новом качестве, как сказала директор ГУП "Московское кино" Анна Пендраковская, "Художественный" открыт для сотрудничества, деловых предложений и советов. Новая задача кинотеатра стала предметом дискуссии кинематографистов, продюсеров, режиссёров, киноведов, которая состоялась в его стенах. В центре обсуждения были вопросы репертуара, поиски собственной ниши, собственного "лица".
      "Ничего случайного в репертуарной политике, ничего на экране без отпечатка подлинного творчества - вот задача "Художественного", а наша академия в стороне от общего дела не останется, - сказал кинорежиссёр Владимир Наумов, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России. - Ведь очевидно, что для руководства Москвы судьба "Художественного" - один из коренных вопросов культурной политики в целом".
     К сохранению традиций прошлого призывали потомки Альберта Людвиговича Брокша, владельца "Художественного электро-театра". А как их развить далее, сохранив своеобразие деятельности кинотеатра? Ирина Гращенкова, представлявшая Союз кинематографистов как специалист в области кинообразования детей и юношества, говорила о необходимости сочетать в "театре кино" и классические, и современные формы. Она выразила уверенность, что здесь должен быть и дискуссионный клуб, и центр кинопросвещения, и центр досуга. А попечителем мог бы стать крупнейший киноконцерн страны "Мосфильм", когда-то проводивший в здешнем кинозале свои творческие отчёты.
     Андрей Разумовский с уверенностью опытного продюсера высказал предложение, что кинотеатр должен пролагать новые пути в освоении творческого направления "Наше новое кино". Это придаст "Художественному" общественный статус стартовой площадки, откуда по России будут распространяться все новинки кинопроката и кинопропаганды.
     Фильмы Галины Долматовской шли в "Художественном". Именно поэтому она называет себя "счастливым режиссёром". На обсуждении она высказала ряд соображений, как выстраивать премьерные показы. Режиссёр-документалист Сергей Мирошниченко предложил возродить практику показа перед полнометражным художественным фильмом хроники кино "короткого метра", ведь малый зал кинотеатра отлично подготовлен и должен быть со хранён как зал документального кино.
      "Возрождение "Художественного" я воспринимаю как появление самого главного союзника Музея кино, - заявил его директор Наум Клейман. - Здесь нужно устраивать премьеры с привлечением как можно большего числа достойных фильмов, показывать их как можно шире, варьируя время показа, стараясь охватывать весь спектр зрительской аудитории столицы. Здесь должны идти фильмы, являющиеся настоящими произведениями искусства, а не "продуктом". В присутствии авторов может пройти премьера работы польской, шведской, португальской студии. Потому что уже сам брэнд "Художественного", одно то, что кинотеатр демонстрировал фильмы первым в стране, заинтересует тех, кто их закупает, продвигает по всей России. Музей кино окажет своему "близнецу-брату" любую помощь.
     Председатель Гильдии кинокритиков Виктор Матизена обратился к коллегам с цифрами и фактами в руках: из выпускаемых в год 215-ти российских фильмов едва ли 30 достойны быть представленными здесь, остальные художественной ценности не имеют.
     Чем заполнять "премьерный поток" специализированного кинотеатра? По мнению телеведущего передачи "Магия кино" Сэма Клебанова, в Москве не хватает киноплощадок для демонстрации "арт-хаусного" кино, где можно было бы увидеть и российский авангард, и новую картину Ларса фон Триера.
     В завершение дискуссии директор ГУП "Московское кино" Анна Пендраковская подчеркнула, что ожидания от плодотворной деятельности кинотеатра "Художественный" как центра российских премьер связаны с возрождающимся российским кино. Производящие организации и продюсеры должны знать, что есть в Москве площадка, где они имеют возможность бесплатно показать свои работы. Так что место встречи зрителя с новым российским кино назначается на территории "Художественного".