Главная     Редакция     Архив     6(46)/2007  
 

День Победы
(ПРАЗДНИК НА ТВЕРСКОЙ)


Наше наследие
(ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Очаги культуры
(КЛУБ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ)


Очаги культуры
(«МОСКОВСКИЕ ДУХОВЫЕ СЕЗОНЫ»)


Очаги культуры
(«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»)


Театр
(АЛЬМА МАТЕР)


Рядом с нами
(«БИБЛИОТЕКА – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ»)


Конкурсы
(ЗОЛОТО В БОРОЗДЕ)


Конкурсы
(НА ВЕРНИСАЖЕ КАК-ТО РАЗ…)


Музеи
(ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА В КОЛОМЕНСКОМ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮНЬ)


Год ребёнка
(ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ ШАРЛЯ ПЕРРО)

Год ребёнка
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ)


Год ребёнка
(ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ ХХI ВЕКА)


Культ личностей
(ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ЖИЗНЬ – КАК МОРЕ:
ТО ОТЛИВ, ТО ПРИЛИВ»)


Культ личностей
(КРЕДО – СИНТЕЗ И ГАРМОНИЯ)


ЗОЛОТО В БОРОЗДЕ

Фёдор ЧЕРЕПАНОВ

У каждого времени года свой цвет. Вот уже в 4-й раз московское культурное лето перенимает эстафету у весны, окрашенной в… золотой цвет.

Ставший традиционным IV Московский международный конкурс поэзии "Золотое перо" огласил свой золотой список. В 4-х его номинациях "Лучшее лирическое стихотворение", "Лучшее патриотическое стихотворение", "Лучшие стихи, посвящённые теме славянского единства" и "Нечаянная радость" лауреатами и дипломантами стали соответственно Юрий Паркаев (Москва) и Елена Рыхлова (Мурманск), Василий Мишинёв (Вологодчина) и Евгений Чеканов (Ярославль), Эдуард Балашов (Москва) и Валерий Михайлов (Алма-Ата), Владимир Нежданов (Московская область) и Николай Нырков (Рязанщина). В номинациях "Лучшие стихи о Москве" и "За беззаветное служение поэзии" лауреаты Александр Сорокин (Московская область) и Вилен Иванов (Москва) остались в "гордом одиночестве".
     В нашем народе говорят: "Слово - серебро, а молчание - золото". Негромкий, несмотря на свой международный статус, конкурс поэзии "Золотое перо", пожалуй, ничуть не противоречит этой мудрости. Он как будто боится крика о себе, боится слова, не оправданного содержанием. Эта мерцающая приглушённость, может быть, всего и уместней в преддверии Дней славянской письменности и культуры. Тем более что организаторы конкурса - Московский институт социально-культурных программ и Союз писателей России - хотели бы видеть в своём "золотом проекте" не столько состязание, сколько своеобразный поэтический собор. Так что и сам этот собор - как символическая свеча перед иконой первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. И чем ярче будет сиять в нашем народе образ святых наставников - тем громче зазвучит и поэтическое посвящение празднику.
     Этот конкурс и вправду напоминает свечу. Невозможно отделаться от впечатления: делу продолжаться, покуда теплится в стихах участников неподдельная искренность, не угасает радость новых встреч и открытий, покуда светится, живёт, не умирает то, что точнее всего определяется словом "совесть". Совестливость - вот, пожалуй, и названо главное свойство русской традиции. Можно, конечно, радоваться, что конкурс растёт и ширится, но если среди тысяч стихов не найдётся одного стиха-правды, конкурс умрёт. В этом смысле каждое подлинное слово сегодня - это лучший задел на завтра. Вот уж действительно: "В начале было слово…".
     Тем не менее у IV конкурса "Золотое перо" есть и собственные черты, отличающие его от предшественников. Одна из примет времени - в этом четвёртом приливе почти не было стихов воинственно-публицистичных, как, впрочем, и стихов декларативно-православных. Возможно, оно связано с тем, что забота о русском языке, о русской культуре, наконец, прозвучала с самой высокой трибуны. Будем надеяться, что помудрел и сам конкурс. Позволим себе пошутить, что конкурс даже приобрёл "немецкую" основательность - в его ежегодную антологию вошли два поэта из Гамбурга.
     Тут мы и начнём знакомить читателей с победителями. Начнём с, быть может, самого прикровенного из них. В его стихах жюри не встретило ни одного упоминания имени столицы, ни одной из её общеизвестных примет. Но сам строй мыслей, сам воздух образов подмосковного автора однозначно говорил о Москве. Жюри присудило поэту первенство в номинации "Лучшие стихи о Москве", ещё не зная, что Александр Сорокин и в самом деле воспитанник московских улиц.
     Номинация "Нечаянная радость" подразумевает поэтическое открытие, заметим - открыть сердцем можно и давно знакомого человека. В нынешнем году радость тем нечаянней и нечаянность эта тем радостней, что победителем стал батюшка Владимир Нежданов. У него и фамилия самая подходящая.
     Слово - серебро… Осмелимся предложить ещё одно толкование поэзии - как согласия слова и тишины. Настоящий читатель ищет не столько глубины слов, сколько стоящей за ними тишины. Хочется пожелать именно такого читателя и маститому Эдуарду Балашову, и пока обделённому широкой известностью Василию Мишинёву. Впрочем, Мишинёв уже покорил своим творчеством земляков и теперь, со свойственной его стихам неспешностью, возделывает (употребим это слово) всё новые и новые пространства.
     Хочется сказать несколько тёплых слов и о победителе в "лирической" номинации, москвиче Юрии Паркаеве. Немалую часть своей жизни он посвятил творчеству Сергея Есенина. Более того - к нам на конкурс попали как раз стихи из книги посвящений великому поэту. Такая поэтическая "жертвенность" уже сама по себе достойна удивления в наше - извините, довольно "шкурное" - время. Однако, и жертвуя собой, Паркаев не утрачивает собственной пронзительной интонации. Он - собеседник русского гения.
     Заметим: когда для получения наград на церемонии награждения победителей в Центральном Доме художника выходили убелённые сединами люди, не мог не поражать контраст между физическим возрастом поэтов и молодостью их лирических героев. Чем не свидетельство вечности человеческой души? Думается, читатель оценит и умудрённость стихов Вилена Иванова - качество, также вечной молодости ничуть не противоречащее.
     В начале было слово… Есть что-то символическое в том, что торжественная часть "Золотого пера" традиционно проходит в пору весенней сельской страды. Как будто золотое зерно ложится в борозду. Говорят, что культуру России, согласно теории этногенеза, ожидает золотая осень плодоношения. Пусть же взойдут самые добрые семена. Как общая надежда всех склонявшихся над бороздой. Ведь наш конкурс, и в самом деле, не столько состязание, сколько поэтический собор.