Главная     Редакция     Архив     6(46)/2007  
 

День Победы
(ПРАЗДНИК НА ТВЕРСКОЙ)


Наше наследие
(ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Очаги культуры
(КЛУБ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ)


Очаги культуры
(«МОСКОВСКИЕ ДУХОВЫЕ СЕЗОНЫ»)


Очаги культуры
(«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»)


Театр
(АЛЬМА МАТЕР)


Рядом с нами
(«БИБЛИОТЕКА – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ»)


Конкурсы
(ЗОЛОТО В БОРОЗДЕ)


Конкурсы
(НА ВЕРНИСАЖЕ КАК-ТО РАЗ…)


Музеи
(ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА В КОЛОМЕНСКОМ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮНЬ)


Год ребёнка
(ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ ШАРЛЯ ПЕРРО)

Год ребёнка
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ)


Год ребёнка
(ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ ХХI ВЕКА)


Культ личностей
(ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ЖИЗНЬ – КАК МОРЕ:
ТО ОТЛИВ, ТО ПРИЛИВ»)


Культ личностей
(КРЕДО – СИНТЕЗ И ГАРМОНИЯ)


КРЕДО - СИНТЕЗ И ГАРМОНИЯ

Елена ЛАПШИНА

Слова московского художника Татьяны Ивановой "Да не устанут глаза быть широкими" могут стать эпиграфом всего её творчества.

Татьяна Иванова училась в художественной школе, ЛВХППУ имени В.И.Мухиной в Ленинграде, окончила МВХПУ имени Строганова в Москве. Этой художнице важно не только, как сказать, но и что. И здесь Татьяна Иванова соответствует собственному предназначению. В портретах она утверждает семейные ценности и красоту человеческих лиц, в натюрмортах - непреходящее многообразие и красоту природы, в пейзаже - таинство, казалось бы, обыденных сцен, но с "говорящими" тенями. В городских пейзажах у неё - величие и лиричность уголков Москвы. Она то облагораживает их, то экспрессивно привносит в них загадочность. В её абстрактных работах то довлеет конструктивное начало, то преобладает поп-арт, экспрессивная абстракция соседствует с геометрической.
     Сочетание эмоционального и рационального начал в работах Татьяны Ивановой меняется вслед за поставленной ею конкретной целью, порой что-то просто уходит на задний план, скрывается, но прорывается в отдельных деталях полотна. В последнее время она тяготеет, по её определению, к метафизическому реализму, сочетающему многое из разнонаправленных её поисков. Синтез и гармония, понимаемые как одна из высших форм художнической деятельности, остаётся сильной стороной творчества художницы.
     Побывав у неё в гостях и полюбовавшись её работами, мы задали ей несколько вопросов.
     - Как рано Вы стали интересоваться изобразительным искусством и что определило Ваш творческий путь?
     Татьяна ИВАНОВА: Понимала ли я в 2-3 года, что, рисуя каракули, стану Подданной Искусства? Вряд ли. Для меня рисование было естественным состоянием. Помню: дедушкина комната, он пишет свои труды, я - здесь же - рисую. Пачки бумаги, стаканы с множеством карандашей, стеллажи с книгами, в том числе по искусству. Тихо. Листы бумаги покрываются знаками, буквами, цифрами, а в воздухе ощущение благодати и важности изображаемого… И это было Начало.
     - Почему именно живопись?
     - Сочетание красок, света, тени - для меня абсолют, магнетическое желаемое. Так я устроена.
     - Что определяет Ваше творчество, является той путеводной звездой, за которой Вы следуете?
     - Мой путь - поиск и творение Гармонии. Гармония - это благость, равновесие - условия созидания. Гармония - рядом, считай - выросли крылья. Иногда во сне я учила людей летать. Я объясняю, показываю: "Это так легко - только почувствовать гармонию тела, уловить равновесие и - свобода!". Сны были настолько явно убедительными, что, просыпаясь, хотелось уловить момент и задержаться в воздухе. Но… вспоминался всемирный закон тяготения, Ньютон с его яблоком (шутка) и приходилось "блаженно зависать", создавая картины.
     - Самые яркие Ваши воспоминания?
     - Однажды в детском саду предложили нарисовать что-нибудь новое, необычное. Дома поняла, что для меня загадочно слово "караван". Мама объяснила значение. "Ка-ра-ван", - пел голос из проигрывателя. На следующий день я нарисовала верблюдов и погонщика, а остальные детки, как всегда, - принцесс и бои с танками. Это была моя Первая Творческая Удача с признанием её окружающими. Я ощутила себя особенной - я стала художником.
     Помню, как хотелось "обнять весь мир", когда услышала, что поступила в ЛВХПУ имени Мухиной да ещё единственная из всех абитуриентов института сдала все экзамены на "5".
     А в 1993 году меня пригласили в Швейцарию на биеннале. Шла подготовка к вернисажу. К моему стенду подошли несколько журналистов. Один из главных устроителей выставки рассказывал обо мне и моих работах. По тону разговора я поняла, что мои работы всем понравились. Неожиданно рассказчик повернулся ко мне и представил как автора картин. "Автор - женщина?!" - выдохнули журналисты и кинулись меня фотографировать и расспрашивать. Я была горда за всех женщин сразу…
     - Современное изобразительное искусство и Ваши ощущения? Как взаимодействуют общество и искусство?
     - Нас усиленно убеждают, что современность и изобразительное искусство - понятия несовместимые, что понятие "арт-рынок" и высокое искусство смешались. Считаю это искушением. Знаю, что Совесть, Честь, Призвание, Чистота Помыслов, как и Любовь, - главные ценности. Призвал Господь быть творцом - твори радость, твори гармонию, открывая глаза и душу, учи людей летать - это твоя работа… Изобразительное искусство было, есть и будет. До наших дней развивалось и дальше будет развиваться.
     Актуальное искусство - это параллельный вид искусства, это тоже интересно, но в нём нет чуда. Когда смотришь на картину, анализируешь сюжет, формальную часть, стиль работы, т.е. традиционно воспринимаешь живопись. Но вдумайтесь: из чего состоит картина - льняное полотно, разноцветные порошки, растёртые с маслом… А зритель видит живого человека или пейзаж! Это разве не чудо? Актуальное искусство есть комбинация уже готовых предметов, изготовленных для чего-то другого. Поэтому тут нет таинства, нет чуда, нет иллюзий. Актуальным искусством может заниматься любой неподготовленный человек. Но живопись требует школы, огромного запаса знаний и практики. Настоящая картина несёт в себе духовность и тепло рук, её создавших.
     - Ваша позиция, Ваше творческое кредо?
     - Творческое кредо: "И создал Бог мир видимый и невидимый…". О видимом - напомни, о невидимом - расскажи.
     - А Ваши творческие планы?
     - Очень хочется"воскресить", напомнить о наших заслуженных людях России с благодарностью. Когда создаёшь портрет исторического лица - делаешь его современником, когда пишешь современника - вводишь его в историю.
     Хотелось бы продолжить серию пейзажей моей любимой Москвы. И ещё хотелось бы написать серию работ, связанных с Россией. Портреты и картины о современниках, любимой природе… Кто услышит, кто увидит, кто поймёт - спасибо! Мы - друзья!