День Победы
(ПРАЗДНИК НА ТВЕРСКОЙ)
Наше наследие
(ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)
Очаги культуры
(КЛУБ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ)
Очаги культуры
(«МОСКОВСКИЕ ДУХОВЫЕ СЕЗОНЫ»)
Очаги культуры
(«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»)
Театр
(АЛЬМА МАТЕР)
Рядом с нами
(«БИБЛИОТЕКА – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ»)
Конкурсы
(ЗОЛОТО В БОРОЗДЕ)
Конкурсы
(НА ВЕРНИСАЖЕ КАК-ТО РАЗ…)
Музеи
(ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА В КОЛОМЕНСКОМ)
Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮНЬ)
Год ребёнка
(ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ ШАРЛЯ ПЕРРО)
Год ребёнка
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ)
Год ребёнка
(ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ ХХI ВЕКА)
Культ личностей
(ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ЖИЗНЬ – КАК МОРЕ:
ТО ОТЛИВ, ТО ПРИЛИВ»)
Культ личностей
(КРЕДО – СИНТЕЗ И ГАРМОНИЯ)
|
РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮНЬ
Пётр БАРАНОВСКИЙ
В Древнем Риме месяц июнь был посвящён жене верховного бога Юпитера Юноне - покровительнице брака и материнства, которая обеспечивала также плодородие и хороший урожай.
На Руси этот месяц назывался "червень", потому что в это время начинали собирать насекомых, известных под именем "червца" и употребляемых для окраски (червлёный - тёмно-красный, багряный). В связи с тем, что в июне появлялось множество кузнечиков - "изоков", про него могли сказать ещё - "изок". Называли его и "скопидом", "хлеборост", "быздень" - от слов "быза" и "бызовать" (что указывает на скот, страдающий от комаров и оводов), "разноцвет" и "кресник". Последнее наименование связано со словом "крес", т.е. "огонь", потому что солнечное колесо достигает в это время высшей точки на небе. И недаром июнь (в некоторых местах - июль) слывёт макушкой лета: "Всем лето пригоже, да макушка тяжела", - гласит народная мудрость.
Когда наступал июнь, в народе часто приговаривали: "Июнь, в закрома дунь! Поищи: нет ли где жита, по углам забыта! Собери с полу соринки - сделаем по хлебце поминки!". Так подсмеивался над собой сельский люд. Но горевать особенно было некогда. Тут же на смену этой крылатой поговорке приходила другая: "Пришёл июнь-розанцвет, отбою от работы нет!". Ещё более насмешливая поговорка звучала уже с другой интонацией: "В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут, соловьи поют!".
Когда бывает поздняя Пасха (в конце апреля или начале мая), в июне празднуют день Вознесения Господня и день Святой Троицы. Но в нынешнем году Пасха ранняя, поэтому в июне нет больших праздников. Однако религиозная ментальность русского человека помогла ему ощущать и будни по-особому - как преображающую силу, дарованную свыше. Понимая, что лето дано не для гуляний и надо в поте лица своего добывать хлеб, русские люди повторяли не только поговорку "Летом день год кормит", но и евангельскую истину: "Не хлебом единым жив человек". Это означает, что человек постоянно нуждался в хлебе духовном, принятие которого позволяет видеть за материальной сущностью тварного мира иную реальность, освобождающую нас от бремени тяжёлого труда и рабской зависимости от природы.
Пафосом этого освобождения, которое произойдёт окончательно только в будущем, проникнут весь народный календарь, именуемый "Месяцесловом". В нём причудливым образом соединились приметы и наблюдения над природными явлениями и религиозные святцы. Поэтому, вставая с зарёй, чтобы идти работать на свою ниву, русский крестьянин помнил не о том, какое сегодня число, а о том, какой сегодня день, поскольку дни были "безчисельными", т.е. каждый день имел имя какого-то святого. У православного народа, трепетно относящегося к слову Божьему, графическое изображение числа в том виде, в каком оно существует сейчас, отсутствовало. В "роли" числа выступала буква или сочетание нескольких букв в зависимости от величины числа. Поэтому народный календарь точно соответствовал тому, чем жил православный люд, - и не зря он назывался "Месяцесловом". Это означало, что дни можно было не столько сосчитать, сколько "окликнуть", как живых людей, участвующих в той реальной драме нашего земного существования, которая завершится в день Страшного суда. Но пока о дне том и часе не ведает никто, календарное время, двигаясь циклично, позволяет людям из года в год вновь и вновь переживать встречу со святыми людьми, ставшими за свою праведную жизнь покровителями земли русской и каждого отдельного человека. Поэтому каждый день был новой встречей с поминаемым в этот день святым, к которому обращались с молитвой, прося его ходатайствовать за них перед Богом.
Разумеется, такая встреча не могла не быть праздником, потому что смысл и назначение праздника в том, чтобы вывести человека за пределы обыденного. Все религиозные праздники основаны именно на этом. И народный календарь, помогавший сохранять нашим предкам трудовой ритм, сохранял и духовную радость непреходящего праздника жизни, который не может быть омрачён никакими бытовыми трудностями и испытаниями. В народном календаре запечатлелось освящённое время, свидетельствуя тем самым и о подлинном Торжестве Православия в том народе, который умел не только заимствовать, но и беречь свои культурные традиции. Благодаря этому "Месяцеслов" полностью соответствовал духовной природе человека как существа словесного, называвшего всё по имени. Поэтому можно сказать, что народный календарь стал как бы невидимым иконостасом, "растворённым" во времени нашего бытия. Для народного сознания дни не просто сменяли в своей монотонности друг друга, а "передавали" всё человеческое сообщество друг другу, имея в себе внутреннюю цель, определённую свыше. Тем самым людям сообщались через календарь главный смысл и назначение конкретного дня.
Не будет преувеличением сказать, что эти "малые" ежедневные праздники, несмотря на то, что ради них, как правило, не останавливалась трудовая деятельность, имели огромное значение. Входя в "состав" трудовых будней, они преобразовывали их: через эти праздники в наше земное время вливалась та божественная вечность, которую созерцали первые люди в раю.
Учитывая ограниченные возможности журнала, мы не можем досконально поговорить обо всех праздниках. Расскажем лишь о некоторых. 3 июня Церковь отмечает день памяти святых и равноапостольных Константина и Елены. По народному календарю этот день получил название - день Олены-Ленничи. Связано оно с тем, что в это время начинали сеять лён. Имя Елена приобрело здесь другое звучание и стало произноситься как Олена - отсюда уже рукой подать и до поговорки, как бы закрепляющей "законность" нового наименования: "Олена - длинные льны" и "Олена-леносейка".
Во время самой процедуры сеяния льна существовал удивительный обычай, рассчитанный на то, чтобы "разжалобить" природу. Так, кто-нибудь из жителей села непременно должен был раздеться донага (как правило, это была старая женщина) и предстать перед льном, чтобы "тронуть" его своей "бедностью".
Лён как культура "сознательная" после такого театрализованного представления, вероятно, начинал "понимать", что от его урожайности зависит судьба и этой бедной женщины, и всех её односельчан. И таких театрализованных элементов, органически входивших в состав полевых работ, было очень много.
Любопытно, что столь нежная сельскохозяйственная культура, как огурец, требовал "внимания" со стороны нескольких святых. При этом учитывалось то, что Россия занимала огромную территорию, следовательно, на всём её пространстве существовали различные климатические зоны. А потому покровительственная "забота" об одной и той же культуре "передавалась" от одного святого к другому. Так, в конце мая в более тёплых областях страны за дело "принимался" Сидор-огуречник, 2 июня его сменял Фалалей-огуречник, а 5 июня, в день Леонтия-огуречника, сажали последние огурцы.
Особое внимание в народе было и к святым, которые покровительствовали домашней скотине и живности. 10 июня, в день памяти Никиты-гусятника, гусям задавали наиболее сытный корм. 11 июня, в день святой Федосьи-колосяницы, молодёжь отправлялась в поле водить хороводы и величать рожь. В этот день к скотине тоже было самое заботливое отношение - ей непременно давали печёный хлеб, чтобы она лучше плодилась.
С Федосьи-колосяницы и у детей появлялось долгожданное развлечение: наконец-то им разрешалось качаться на качелях. Поскольку существовало суеверие, согласно которому доска, положенная плашмя на бревно, может каким-то образом помешать земле в вынашивании урожая, качели детям временно запрещались. Столь же непонятным было и другое представление, связанное с этим днём: он считался самым несчастным днём в году. О нём говорили, что "он один стоит всех понедельников".
На Руси существовал особый праздник - колодезников. Колодезники считали своим покровителем святого преподобного Фёдора Стратилата, память о котором отмечалась 21 июня. Для того чтобы найти подземный ключ, колодезники ставили накануне вечером на предполагаемые места, где должна быть вода, сковородки вверх дном и оставляли их до утра. Перед восходом солнца сковородки снимали и осматривали. В том случае, если они покрывались каплями воды, можно было смело копать, если же оставались сухими, копать было бесполезно. С именем святого связана ещё одна поговорка, ставшая приметой: "Фёдор Стратилат грозами богат".
В этот день в сельской местности на Руси происходил ещё один "трудовой праздник", во время которого на поля вывозили перегной. В то время, когда вся семья, начиная с детей 6-7-летнего возраста, сваливала и распределяла по всему полю навоз, пожилые члены семьи готовили на всех обед, состоящий ровно из 12-ти блюд - на каждый месяц года, чтобы никого из братьев-месяцев не обидеть и, "задобрив" их таким образом, весь год провести в достатке.
Для того чтобы придать этому занятию ещё более праздничный вид, лошадей запрягали в самую лучшую сбрую, к которой привешивали бубенчики. Разбрасывали навоз с песнями и плясками. В некоторых местах присутствовал элемент ряжения, когда поверх навоза садились бабы, одетые мужиками. Молодые девушки, разбивавшие навоз, назывались "разбойницами". Об этом празднике тут же порой сочинялись озорные частушки о том, как парню "прилюбилася девчонка с навозной толоки". Заканчивалась работа обильным угощением.
Самым главным блюдом на Руси была гречневая каша. В народном сознании с гречихой связывали такое понятие, как достаток в доме. У гречихи была своя покровительница - Акулина-гречишница. День памяти этой святой - 26 июня. В этот день, если была сухая погода, в средней и северной полосах России сажали гречиху, которую за прихотливость прозвали "барыней".
По народным наблюдениям, 30 июня, в день святого Мануила, солнце на небе застаивается, т.е. медлит в зените. Ещё до принятия на Руси христианства в последний день июня отмечали специальный "ярилин праздник" в честь молодого Ярилы. (О старом Яриле мы рассказывали в предыдущем номере журнала.) Языческому божеству Яриле приписывали ярость и суровость, но, как говорят исследователи народной культуры, этот весенний бог распространял тепло, возбуждал производительную силу в растениях и людях, вносил в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполнял души людей храбростью. Просыпавшаяся после зимы энергия в дни Ярилы находила выход в коллективном веселье, плясках ряженых, в игрищах, кулачных боях. Почему праздновали два праздника Ярилы: один отмечали за неделю до дня Ивана Купалы, другой - непосредственно перед Ивановым днём (7 июля) - остаётся загадкой.
Во время праздников молодого Ярилы девушки приходили "поневеститься". Самого Ярилу представляли молодым и красивым парнем, сидящим на белом коне. Он был в белой одежде, с венком на голове из полевых цветов. В руке у него обязательно была горсть ржаных колосьев.
Со стороны девушек тоже избирали одну и наряжали её точно так же, как Ярилу. Затем сажали её на такого же белого коня и водили вокруг неё длинный хоровод. Если не было дождя, все выходили на засеянные нивы. За этими играми и ритуалами, посвящёнными Яриле, наблюдали старики. Девушки пели песни, прославляя деяния Ярилы, помогающего крестьянам в их нелёгком труде.
В прошлом, кроме этих всеобщих народных праздников, у каждого православного человека был свой личный праздник. В народе его называли именинами, по-церковному - тезоименитством. Не следует путать день ангела с днём рождения. Ангел-хранитель и святой небесный покровитель, получивший за свою праведную жизнь ангельский чин, - тоже не одно лицо. Ангел-хранитель даётся при рождении для охраны человеческой души и тела от всяческих напастей и испытаний во время земного пути, и он же провожает душу усопшего на суд Божий. А имя в честь святого угодника Божьего и небесного покровителя давали человеку при крещении. В переводе с греческого слово "ангел" означает "вестник".
В настоящее время люди отмечают преимущественно только дни рождения, которые в старину праздновались как раз очень скромно. Зато день ангела был поистине важным духовным событием, означающим не только появление на свет, но и вхождение в Христову церковь. Поэтому в этот день непременно надо было сходить в храм, исповедаться и причаститься святых тайн, заказать поминовение о здравии и упокоении родных, а также заказать молебен своему святому. Во время праздничного обеда необходимо было соблюдать умеренность в еде и питье, чтобы не потерять духовную благодать, связанную с этим праздником живой человеческой души, которая дорожит всем, что послано ей свыше для её спасения.
6 июня в России отмечается ещё один поистине народный праздник. Он, правда, не уходит своими корнями в древнюю старину, зато входит в самую сердцевину нашей национальной жизни. Это - день рождения Александра Сергеевича Пушкина. "Пушкин наше всё", - произнёс Аполлон Григорьев в июне 1880 года в день открытия первого памятника поэту в Москве. "Закатилось солнце русской поэзии", - написал Владимир Одоевский 29 января 1837 года в некрологе. Сегодня мы всё больше и больше чувствуем, что это солнце не может закатиться для нас никогда. Оно постоянно находится в зените, посылая нам свои животворные лучи, благодаря которым мы становимся добрее, умнее и веселее. В этом, вероятно, и заключается смысл праздника.
На 6 июня (если Пасха поздняя) иногда приходится и день Святой Троицы. Так "солнце русской поэзии" и Трисолнечный Бог, осветившие русскую цивилизацию своим двойным светом, не оставляют нас на протяжении всей нашей древней, новой и новейшей истории.
|