Главная     Редакция     Архив     6(46)/2007  
 

День Победы
(ПРАЗДНИК НА ТВЕРСКОЙ)


Наше наследие
(ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Очаги культуры
(КЛУБ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ)


Очаги культуры
(«МОСКОВСКИЕ ДУХОВЫЕ СЕЗОНЫ»)


Очаги культуры
(«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»)


Театр
(АЛЬМА МАТЕР)


Рядом с нами
(«БИБЛИОТЕКА – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ»)


Конкурсы
(ЗОЛОТО В БОРОЗДЕ)


Конкурсы
(НА ВЕРНИСАЖЕ КАК-ТО РАЗ…)


Музеи
(ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА В КОЛОМЕНСКОМ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮНЬ)


Год ребёнка
(ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ ШАРЛЯ ПЕРРО)

Год ребёнка
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ)


Год ребёнка
(ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ ХХI ВЕКА)


Культ личностей
(ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ЖИЗНЬ – КАК МОРЕ:
ТО ОТЛИВ, ТО ПРИЛИВ»)


Культ личностей
(КРЕДО – СИНТЕЗ И ГАРМОНИЯ)


НА ВЕРНИСАЖЕ КАК-ТО РАЗ…

Ольга РУМЯНЦЕВА

В Дни славянской письменности и культуры сразу 4 "золотых" конкурса подводили итоги в залах Центрального Дома художника на Крымском валу: Московская международная выставка-конкурс современной живописи "Золотая кисть", Московский международный конкурс поэзии "Золотое перо" и аналогичные им конкурсы юных художников и поэтов "Золотая кисточка" и "Золотое пёрышко".

Все эти творческие состязания проходят при поддержке Правительства Москвы и Комитета по культуре города Москвы. Главным организатором проекта является Московский институт социально-культурных программ.
     В апреле вернисаж "Золотой кисти" проводился уже в 17-й раз. И этот факт сам по себе является убедительным доказательством того, что данная выставка-конкурс востребована временем и определение "золотая" не случайно в её названии. Из года в год "Золотую кисть" ждут и художники, и специалисты-искусствоведы, и те, кто не занимается живописью профессионально, но следит за художественной жизнью Москвы, интересуется развитием изобразительного искусства.
     На торжественном открытии "Золотой кисти-2007" были названы имена победителей конкурса. Премии "Гран-при" удостоена картина Константина Бердникова "Знойный берег", 1-е место заняла работа Андрея Подшивалова "Мать", 2-е - "Окно" из серии "Дом Левитана" Андрея Очнева и 3-е - "Полночь над Кремлём" Геннадия Ефимочкина.
     Торжественная часть, официальные приветствия, поздравления победителей, встречи старых друзей, их искренняя радость и непринуждённый обмен мнениями, более сдержанные деловые обсуждения увиденного среди тех, кого принято называть "заинтересованными лицами", и необременительные, ни к чему не обязывающие беседы случайных знакомых - всё это вернисаж с его праздничной атмосферой, приподнятым настроением и некоторой сутолокой. Но если уловить момент и уйти от внешней суеты, обратиться к главному - картинам, внимательно вглядеться в живописные полотна, представленные на выставке, то можно ещё раз убедиться в её тематическом, жанровом, стилистическом многообразии. В этом смысле "Золотая кисть" очень демократична. Для работ основным "пропуском" в экспозицию (его "выдаёт" Художественный совет под председательством народного художника России Николая Соломина) служат оригинальность авторского замысла и мастерство его воплощения. Фантазию художника ничто не ограничивает. Такой подход к организации выставки-конкурса позволяет, с одной стороны, отразить с максимальной полнотой тенденции современной живописи, с другой - продемонстрировать бесконечное многообразие жизни в самых разных её проявлениях. При этом "Золотая кисть" всегда откликается на знаменательные для общества события. В этом году таковым стало 860-летие Москвы. Значительная часть экспозиции отведена городскому пейзажу столицы: "Москва осенняя" Анатолия Канушкина, "Замоскворечье" Сергея Борисова, "Весенняя суета Воронцовской улицы" Анны Выходец, "Таганка" Дмитрия Некрасова, "Снегопад. Китай-город" Анны Чариной, "Кузнецкий мост" Владимира Чумаченко. Москва - её архитектура ("Замоскворечье" Геннадия Пасько, "Высокое небо" Евгения Куманькова, "Меншикова башня" Станислава Скобелева), история, культура, прошлое ("Улица Чернышевского. 1942 г." Виктора Макеева) и настоящее ("Наутилус" из цикла "Новая Москва" Дмитрия Добросердова, "Новостройка Москвы" Татьяны Чекадановой, "Стихи, написанные мной в метро подростком" Ильи Рубана), люди ("Третьяковы" Ильяса Айдарова) - подарила вдохновение многим современным художникам, представителям разных поколений и школ. Просторные площади и магистрали ("Таганская площадь" Олега Журавлёва, "Казанский вокзал" Николая Крутова, "Площадь Павелецкого вокзала" Марии Наумовой), тенистые парки, бульвары ("Нескучный сад" Владимира Аграната и "Нескучный сад" Валентина Борисова, "Петровский парк" Марии Годыны, "Рождественский бульвар" Александра Брусилова, "Октябрь на Патриарших прудах" Алексея Суховецкого, "Архангельское" Александра Чичигина), старинные улочки и переулки ("Новоспасский проезд" Тамары Анохиной, "В Малом Ивановском переулке" Любови Бордуковой, "Подкопаевский переулок" Олега Захарова, "1-й Басманный. Снег. Сумерки" Игоря Реброва, "Серебрянический переулок" Ольги Чумаченко), набережные, мосты ("Река Москва" Юрия Маланенкова, "Мост" Бориса Проказова), храмы ("Покровский собор" Виктора Оленникова, "Вид на храм Христа Спасителя в Москве" Евгения Ромашко, "По Пушкинским местам. Церковь Большого Вознесения" Надежды Борисовой, "Москва. Собор иконы Смоленской Божией Матери в Новодевичьем монастыре" Виктора Куколя) и, безусловно, Кремль ("Кремль" Михаила Куприкова)- всё это Москва. Как видим, и знаковые, знаменитые во всём мире силуэты, и мало кому известные, но такие милые и родные уголки нашей столицы, запечатлённые на холстах, нашли достойное место в залах ЦДХ и стали подарком участников "Золотой кисти-2007" к 860-летию столицы.
     Москва строится, меняется, смотрит в будущее. А будущее во многом зависит от того, как и какими растут наши дети. Юбилейный для столицы год решением Правительства Москвы объявлен Годом ребёнка. Темы материнства, детства, которые, конечно же, всегда присутствуют на "Золотой кисти", сегодня воспринимаются по-особенному. Ребёнок неразрывно связан со своей матерью, и образ матери стал центральным в работе призёра выставки Андрея Подшивалова. Полотно Сергея Афонского "Лето Господне", на котором тоже изображена мать в окружении детей, - низкий поклон и дань уважения той, которая дарует и бережёт новую жизнь. Мотив детства звучит в картинах Евгения Биткина "Коломенское", Татьяны Добросердовой "Новогодний Арбат", Елены Ширениной "Зима". Детские персонажи придают цельность и динамичность композиции Дмитрия Яровова "Выходной в Битцевском парке". Аллегорический образ ребёнка обращает на себя внимание в работе Анастасии Хохряковой "Прощание с днём" и на тройном, решённом в самобытной манере портрете "Вера, Надежда, Любовь" Ирины Хабибовой. Светлана Ананьина, создавая симпатичную сценку "Девочка и зебра", обратилась к стилистике наивного искусства. Автор словно перевоплотилась в ребёнка и смотрит на мир его чистыми, незамутнёнными глазами. В лучших академических традициях реализма воссоздан облик обаятельной девочки на холсте Александра Ящука "Вера". Сергей Гавриляченко придал выбранному им житейскому, весьма прозаическому эпизоду домашней уборки философский смысл, назвав свою работу "Золушка". Метафорическое значение угадывается и в названии "Маленькая фокусница": возможно, так автор Татьяна Иванова намекает не столько на род занятий, сколько на озорной нрав своей очаровательной рыжеволосой модели. Психологический портрет девочки ("Задумалась"), написанный Глебом Терниным, вводит нас в мир детских переживаний. Начинающая художница трогательно сжимает в своих ручонках карандаш и о чём-то не по-детски сосредоточенно размышляет. Лицо, взгляд из-под ресниц, поза передают эмоциональное напряжение ребёнка.
     О чём же думают, о чём мечтают юные? Об этом рассказывают их рисунки и стихи. Соседство в залах ЦДХ полотен профессиональных живописцев с творчеством детей является наглядным выражением идеи преемственности поколений, которой руководствуются вдохновители и организаторы конкурсов "Золотая кисточка" и "Золотое пёрышко". Данные конкурсы - яркие примеры тех важных, общественно значимых мероприятий, о которых говорил в одном из своих выступлений мэр Москвы Ю.М.Лужков: "Год ребёнка в нашем понимании - это и продолжение уже начатых дел, и отправная точка, своеобразный старт для новых начинаний".
     В поэтической тетради альбома "Золотая кисть. Золотое перо. 2007" есть тревожные строки московского поэта Вилена Иванова:
     Люди редко думают о вечности,
     Все во власти мелкой суеты.
     Людям не хватает человечности,
     Нежности, заботливой сердечности,
     Людям не хватает доброты.

     Да, в первый момент здесь, кажется, нечего возразить: та разобщённость людей, чёрствость и даже жестокость, с которыми порой сталкиваешься, пугают. Но жизнь многомерна, и в ней существует искусство, мир красок, поэтических образов. Всё новые и новые поколения обращаются к творчеству, стремятся ответить на вечные вопросы: что же такое счастье, красота, в чём заключается человеческое предназначение, как отыскать собственный путь, сделать нашу действительность добрее, великодушнее. И пока живописные полотна, стихотворные строки получают отклик в сердцах людей, заставляют нас думать, сопереживать, всё не так мрачно и безнадёжно. Жизнь продолжается, а значит, будут новые вернисажи, встречи, впечатления.