День Победы
(ПРАЗДНИК НА ТВЕРСКОЙ)
Наше наследие
(ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)
Очаги культуры
(КЛУБ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ)
Очаги культуры
(«МОСКОВСКИЕ ДУХОВЫЕ СЕЗОНЫ»)
Очаги культуры
(«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»)
Театр
(АЛЬМА МАТЕР)
Рядом с нами
(«БИБЛИОТЕКА – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ»)
Конкурсы
(ЗОЛОТО В БОРОЗДЕ)
Конкурсы
(НА ВЕРНИСАЖЕ КАК-ТО РАЗ…)
Музеи
(ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА В КОЛОМЕНСКОМ)
Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮНЬ)
Год ребёнка
(ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ ШАРЛЯ ПЕРРО)
Год ребёнка
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ)
Год ребёнка
(ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ ХХI ВЕКА)
Культ личностей
(ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ЖИЗНЬ – КАК МОРЕ:
ТО ОТЛИВ, ТО ПРИЛИВ»)
Культ личностей
(КРЕДО – СИНТЕЗ И ГАРМОНИЯ)
|
ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН
Валентин НОВИКОВ
Всевозможными праздниками и разного рода массовыми мероприятиями, нередко проводимыми в столице, ныне мало кого удивишь. Но ставшие уже традиционными Дни исторического и культурного наследия Москвы, проходящие 18 апреля (День охраны памятников) и 18 мая (Международный день музеев) занимают всё-таки особое место.
Ведь в данном случае дело касается важнейших проблем нашего (и не только москвичей) бытия - сохранения наиболее благоприятной среды физического и духовного обитания, повседневно влияющей на формирование человека и на все сферы его деятельности, а также последствий неизбежного изменения этой среды в результате перемен исторических условий. В связи с чем невольно вспоминается глубоко прочувствованное признание известного русского писателя, друга Достоевского Аполлона Григорьева: "Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников".
Так какими же богатствами, завещанными нам предками, Москва вправе гордиться сегодня, как они сохраняются и какие обретения может сулить будущее? Ответы на размышления подобного рода и призвано было в возможной мере дать состоявшееся в столице нынешнее празднество, центральное место в котором занял развёрнутый в ЦВЗ "Манеж" Межведомственный выставочный проект "Историческое и культурное наследие Москвы: 10 лет развития", посвящённый 860-летию основания города.
Вероятно, у многих людей, устремлявшихся в "Манеж" для знакомства с выставкой, в памяти всплывали бесчисленные восторженные отзывы соотечественников и иностранных гостей о неописуемой красоте российской столицы, неповторимости лика этого уникального памятника мирового градостроительного искусства, о сказочном сиянии куполов московских храмов, величии древнего Кремля, живописности особняков и усадеб, гармоничности связи городской застройки с ландшафтом… И о тех невосполнимых утратах, которые историческая Москва понесла в годы господства коммунистической идеологии, когда она, подвергшись чудовищному погрому, стала застраиваться безликими типовыми сооружениями в соответствии с поставленной задачей превращения её в "образцовый коммунистический город".
Экспозиция выставки, в которой приняло участие около сотни различных организаций, в том числе департаменты и комитеты Правительства Москвы, музеи, театры и другие учреждения культуры, закономерно открывалась павильоном Музея истории Москвы. Конечно же, на весьма ограниченной площади павильона трудно было представить всё многообразие его коллекции. И здесь среди экспонатов посетители любовались картинами и графическими произведениями с видами столицы в разные исторические времена, фотодокументами, запечатлевшими замечательные сюжеты из жизни города. Неподдельный интерес вызывали проекты реставрации памятников архитектуры и материалы, знакомившие как с ходом ведущихся реставрационных работ, так и с тем, каким образом используются уже отреставрированные памятники. Это хорошо было показано, например, в павильоне филиала музея, знакомящего с русской усадебной культурой "Кузьминки", где, в частности, демонстрировалась великолепная панорама одной из частей усадебного комплекса - Конного двора. В нём организуются разные творческие акции, а в 2006 году в южном флигеле двора открылся "Детский музыкальный центр в усадьбе "Кузьминки", где действуют разные кружки - исторический, театральный, ботанический, декоративно-прикладной, рисунка и живописи, а также реализуются интересные экскурсионные программы, знакомящие с историей и культурой русской усадебной жизни.
А в целом тема московской усадебной культуры заняла в экспозиции выставки одно из главенствующих мест. И это вполне объяснимо. Ведь московские и подмосковные усадьбы и имения, основанные представителями виднейших дворянских родов, становились прославленными центрами духовной, политической и культурной жизни, оставившими глубокий след не только в истории Москвы, но и всей России. Ныне во многих из них размещаются крупнейшие музейные комплексы, выполняющие огромную воспитательную работу. В экспонатах, представленных в музеях-усадьбах "Кусково", "Останкино" и других, оживает дух московской старины, творчество выдающихся зодчих, ваятелей и живописцев, донесших до нас на своих портретах живые образы исторических лиц. Но в музейных собраниях бывших усадеб открываются не только интересные страницы отечественной истории. Немало привлекательных материалов для исследователей, таинственных загадок содержится в истории и самих усадеб. Сколько великих событий пережил за время своего существования, скажем, Дворцово-парковый ансамбль "Царицыно", предназначавшийся вначале для подмосковной резиденции Екатерины II! Создание этого выдающегося памятника истории и культуры связано с именами великих русских архитекторов В.Баженова и М.Казакова. Сохранившийся до ХХ века, он пришёл в упадок и в начале 1980-х годов был передан в ведение организованного Ильёй Глазуновым Всесоюзного музея декоративно-прикладного искусства, который он возглавлял в течение 5-ти лет. Тогда же начались и первые работы по реставрации комплекса, ныне находящиеся в завершающей фазе.
Великие традиции прошлого и их отражение в современной культурной жизни Москвы проявились на выставке в экспонатах творческих организаций разных профилей деятельности. Широко были представлены художественные музеи и галереи - от музея В.А.Тропинина и художников его времени до Музея современного искусства. Примечательно, что ряд этих заведений возник сравнительно недавно. Например, картинные галереи знаменитых художников И.Глазунова, А.Шилова, В.Нестеренко, Школа акварели С.Андрияки, музей "Дом Бурганова". Несмотря на свою молодость, они уже обрели широкую известность. Самая последняя из них - Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова, активно участвующая в культурных мероприятиях, проводимых Правительством Москвы и его Комитетом по культуре, - открылась 31 августа 2004 года. Основу коллекции составили живописные и графические произведения художника, переданные им в дар Москве в связи с 850-летием города. От других современных галерей её отличает то, что в экспозицию, помимо произведений самого Глазунова, входят шедевры древне-русской иконописи, дивные образцы деревянной скульптуры, бронзового литья, предметы мебели, выполненные по рисункам В.Васнецова и И.Билибина.
Атмосфера культурной жизни современной Москвы складывалась на выставке и из знакомства с творческими достижениями городских театров, деятельностью библиотек и иных просветительских учреждений. Строительство старой Москвы, пусть и не лишённое элементов стихийности, влияния воли отдельных исторических личностей и иных обстоятельств, представляло в целом, по мнению специалистов, попытку создания города русской души, в котором, однако, не было тесно и носителям многих инородных языков. И ныне национальный состав Москвы представлен более чем 140 народами и народностями. С целью содействия участию национальных организаций в столице в процессе совершенствования национальной политики в условиях многонационального мегаполиса, создания возможностей для удовлетворения национально-культурных и образовательных запросов впервые за всю историю Москвы в 1998 году было создано такое государственное учреждение, как Московский Дом национальностей. Он разместился в здании - памятнике архитектуры XVIII века, построенном по завещанию выдающегося русского общественного и политического деятеля, сподвижника Петра I Б.И.Куракина для неимущих и заслуженных воинов. Сегодня здесь активно реализуется ряд творческих программ. В экспозицию выставки вошли репродукции портретов знатных особ из династии Куракиных, фотоматериалы о проводимых Куракинских чтениях, серия графических работ художника Р.Миннебаева, представляющая попытку современного прочтения записок историка ибн-Фаллана, жившего в Х веке. Организаторы выставки немало внимания уделили издательским программам Правительства Москвы, деятельности издательств, выпустивших многие фундаментальные исследования, посвящённые истории Москвы, её памятникам архитектуры, а также художественные произведения детских писателей, повествующие о столице. Весьма отрадно было видеть печатные материалы, представляющие Москву как крупнейший религиозный центр мира, где определяющая роль принадлежит православию как в нашей стране, так и за рубежом.
Одухотворяющая красота Москвы, запечатлённая в памятниках истории и культуры и отразившаяся в экспонатах выставки, не могла оставить посетителей равнодушными как к ней, так и к открывающимся перспективам дальнейшей застройки столицы. Будет ли Москва застраиваться как некий космополитический мегаполис или в облике будущих строений найдут отражение черты, роднящие и связывающие её с традициями прошлого, которые складывались на основе национального восприятия и образа жизни? Истории известны примеры, когда обращение к национально-культурному наследию приносило удивительные плоды. Достаточно вспомнить период русского Возрождения конца XIX - начала ХХ веков. Вспыхнувший тогда интерес деятелей культуры к национальному наследию имел характер не просто "исторического любопытства". Протестуя против засилья современной им индустриальной технологии, вытеснявшей творческое начало, художники, архитекторы, писатели, музыканты видели выход в накопленных культурных богатствах - это те самые "прекрасные камни", из которых нужно складывать "ступени грядущего". Мир тогда был буквально потрясён невиданными открытиями во всех сферах творчества, свидетельством чему стал триумф знаменитых "Русских сезонов" за рубежом. В архитектуре этот культурный всплеск отозвался в творениях новорусского стиля, к числу которых принадлежат, к примеру, здания Ярославского вокзала и Французского посольства в Москве. К сожалению, столь многообещавшее направление развития отечественного зодчества было оклеветано сторонниками авангарда и задушено в ходе революционного переворота, как и всё другое, не согласующееся с политикой интернационализма.
Но как теперь сочетать национальное начало в архитектуре с тенденцией возведения гигантских многоэтажных сооружений, каждое из которых может вместить в себя целый город? Вопрос этот весьма проблематичен. На выставке были показаны разработанные и уже реализованные проекты жилых домов и культурных центров, таких как Дом музыки на Красных холмах, Театр "Et Cetera" под руководством А.Калягина, вписавшихся в облик города, а также спортивных сооружений, необходимых транспортных развязок… Все они не вызывают отторжения у большинства людей, вобравших в себя культурные традиции прошлого, о сохранении которых мы радеем и чему была посвящена данная выставка. Но вряд ли вдохновит и вызовет у них прилив эстетических чувств реализуемый проект Московского международного делового центра, включающий набор бездушных геометрических изваяний, не отличающихся от подобных сооружений в западных мегаполисах. Нет, не увязывается, например, представление о возможном облике здания Московской мэрии с образом многоэтажной, насквозь просвечиваемой, напоминающей этажерку конструкции, которая входит в этот архитектурный комплекс.
Нынешний год объявлен в Москве Годом ребёнка. Это обстоятельство во многом сказалось на формировании экспозиции выставки, ориентированной в значительной мере на детскую и молодёжную аудитории. Над решением задач защиты семьи и детства, созданием условий для разностороннего развития детей в столице работают различные государственные учреждения и организации, общественные институты, воплощающие в своей деятельности политику Правительства Москвы в этой сфере. Результаты их трудов проявлялись в большинстве павильонов - как в печатных материалах информационного плана, так и в представлении конкретных участников всего многообразного процесса работы с подрастающими поколениями. В отдельных павильонах демонстрировали свои достижения такие известные учреждения детского и молодёжного творчества, как Детский театр теней, Детская школа искусств "Старт" архитектурно-художественного профиля, Центр досуга и творчества молодёжи "Россия". Наиболее широко была представлена работа многочисленных детских художественных школ. По всему центральному проходу выставочного зала были развешаны рисунки их учеников, выполненные гуашью. Сразу же обращали на себя внимание портреты русских царей - Ивана III (Мария Романча, 15 лет) и Ивана Грозного (Анастасия Коломникова, 14 лет), тщательно сделанные копии миниатюр летописного свода (например, "Городское строительство в Москве в конце XV века" - Мария Шашорина, 14 лет), жанровые композиции ("Венчание" - Даша Ипатова, 11 лет и "Весна. Покровский собор в Измайлове" - Аня Полоткина, 15 лет). Образцы детского творчества встречались во многих павильонах. Так, основу экспозиции Музея-панорамы "Бородинская битва" составили рисунки детей на соответствующую тему. Творческий процесс продолжался и в ходе выставки: создавались новые рисунки, выступали детские художественные коллективы…
Выставка в Манеже, ставшая смотром исторического и культурного достояния столицы, ещё раз напомнила, каким уникальным богатством мы обладаем, какие прочные узы связывают нас с отеческими родовыми корнями и какие надежды можно возлагать на будущее. А если говорить о состоявшихся Днях в целом, то они стали праздником не только для музейных работников, но и весьма способствовали оживлению всей культурной жизни столицы. Ибо их празднование не замыкалось лишь в стенах музейных выставочных и концертных залов. Во многих памятных местах города проводились экскурсии, устраивались детские игры, театрализованные представления. И рождавшееся у их участников праздничное настроение немало способствовало поддержанию и укреплению общего творческого созидательного духа.
|