В округах
("ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ - ЖЕМЧУЖИНА МОСКВЫ")
Возрождение
(ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ)
Новшества
(ШЕДЕВРЫ НА УЛИЦАХ МОСКВЫ)
Театр
(ЛЕТНИЙ СЕЗОН "НА БАСМАННОЙ")
Очаги культуры
(ЗДЕСЬ НАУЧАТ НА МАМУ)
Очаги культуры
(КНИЖНОЕ ЦАРСТВО В НОВОМ ИНТЕРЬЕРЕ)
Память
("ПОЮТ И ПЛАЧУТ СОЛОВЬИ...")
Мнение
(О НАЗНАЧЕНИИ ТВОРЦОВ В ЭПОХУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ)
Искусство
(ПАЛИТРА ГРИГОРИЯ УШАЕВА)
Год семьи
(ХРИСТИАНСКИЙ БРАК)
Год семьи
(ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ ДК ЗИЛ)
Год семьи
(ОБНИМАЯ ВЕСЬ МИР)
Издания
(НОВОЕ В СОЦИОЛОГИИ,
"БРАТИНА"-11)
Издания
("ВАШИ ДЕТИ УМЕЮТ РИСОВАТЬ МУЗЫКУ?")
Культ личностей
("ТЕПЕРЬ МИЛА МНЕ БАЛАЛАЙКА...")
|
"ВАШИ ДЕТИ УМЕЮТ РИСОВАТЬ МУЗЫКУ?"
Гоголю принадлежит простое, но глубокое по смыслу замечание: "Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек".
В современном контексте это означает, что музыка проходит вместе с человеком через всю его жизнь, в значительной степени формирует его личность и эмоциональный настрой души. Однако с музыкальным образованием и воспитанием у нас дела обстоят далеко не так благополучно, как хотелось бы.
Своими соображениями по этому поводу
делится известный московский музыковед, ведущий научный сотрудник
Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина Марк Мануйлов.
Поводом для встречи стала его новая книга "О музыке для всей семьи".
- Марк Эммануилович, плод
Вашей многолетней творческой работы созрел как раз вовремя. Интерес
к духовному воспитанию человека и ребёнка, в частности к созданию
взаимопонимания в семье, сейчас как никогда высок.
М.Э.Мануйлов: Это
ещё раз подтверждает, что всё в мире не случайно. Если книга будет
полезна сегодняшнему поколению людей, для меня это лучшая оценка
моего труда.
Композиционно книга состоит из двух частей. Первая предназначена взрослым - от старшеклассников до людей старшего возраста. Это 30 историй с несколько игривым названием "Букет историй музыкальных - серьёзных, шуточных, скандальных". На мой взгляд, истории весьма нестандартные, порой даже неожиданные по содержанию. Прочитав их, можно узнать много нового о музыкантах, композиторах, музыкальных произведениях в несколько необычном ракурсе, а затем, на что я в большей степени и рассчитываю, рассказать их другим, в первую очередь детям, не только дав им определенные сведения, но и вызвав интерес к творчеству тех композиторов, к тем музыкальным произведениям, о которых шла речь.
Вторая часть книги - это музыкальный детектив из 7-ми серий для младших школьников. Я его предваряю обращением к родителям: "Если вы хотите воспитать гармоничную личность, приобщить ребёнка к облагораживающей душу музыке, постарайтесь, чтобы он прочитал книжку до конца". У меня огромный опыт лекторской работы с детьми, и я имею право на такую просьбу к родителям.
- Какими же историями можно
сегодня удивить нашу искушённую публику?
- Как оказывается, очень многими. Все мы хорошо знаем фразу Пушкина: "Поэт беспечный, я писал из вдохновенья, не из платы". А оказывается, что очень многие известные и великие произведения писались на заказ. По заказу Моцарт написал оперу "Волшебная флейта" и свой гениальный реквием. В ознаменование открытия Суэцкого канала Каирский оперный театр заказал Верди "Аиду". Венское хоровое общество, влачившее жалкое существование, чтобы привлечь публику, заказывает Иоганну Штраусу вальс - и мы имеем "На прекрасном голубом Дунае". В том числе и из-за денег Чайковский взялся за "Лебединое озеро". Это одна история из букета, которую я назвал "Так продаётся ль вдохновенье?". Можно рассказать о музыкальных премьерах, которые сопровождались скандалами, полным неприятием у публики, а затем эти произведения превращались в шедевры мировой музыки. Или ещё одна история: отравил ли Сальери Моцарта и справедливо ли, что большинство из нас не знает великолепных творений этого прекрасного композитора? А задумывались ли вы, какую роль в музыке играет число четыре? Сколько струн у скрипки? Четыре. Сколько частей в традиционной симфонии? Четыре. Сколько групп инструментов в оркестре? Опять четыре. Рассказ о "великолепной четвёрке" в музыке и жизни человека (четыре угла в доме, четыре времени года, четыре группы крови) всегда воспринимается аудиторией очень живо.
Слышали ли Вы имя композитора Набокова? Сравнительно недавно мы и о писателе Владимире Набокове ничего не знали. А ведь его двоюродный брат Николай Набоков был известным на Западе композитором, писал музыку исключительно на стихи русских поэтов и сюжеты русской истории. Но он работал после войны музыкальным комментатором на радиостанции "Голос Америки"... И композитор, которому восторженно рукоплескала планета, неведом в своём Отечестве! К сожалению, и сейчас. А знаете ли Вы, как вопреки Пушкину заканчивалась на премьере опера "Евгений Онегин"? О чём 4 минуты 33 секунды в "Карнеги-Холл" молчал за роялем Джон Кейдж? Если нет, может быть, Вам интересно будет ознакомиться с "Букетом музыкальных историй".
- Вы уже сказали, что у Вас
очень большой опыт лекторской работы с детьми. Как Вы оцениваете
в плане восприятия музыкальной культуры наших сегодняшних школьников?
- Всё не так уж и плохо с младшими ребятками. Они проявляют огромный интерес к тому, что я им преподношу. Мой музыкальный детектив опробован на них. Сидят и слушают с широко открытыми глазами. Я никогда не начинаю своё общение с детьми сразу с разговора о музыке. В первую очередь нужно разбудить их интерес, увлечь чем-то другим. Поддерживать внимание вопросами, живым непринуждённым общением. Обрываю встречу всегда на самом интересном месте, и они ждут с изумлением и надеждой новой встречи, новой музыкальной серии.
В этом году к нам в музей имени Скрябина приходят младшие школьники из арбатской школы № 1231. С радостью хочу отметить, что производят они самое лучшее впечатление. Я связан со многими другими московскими школами. В нашем музее прошла очень интересная выставка "Дети рисуют музыку".
Со старшими школьниками, молодёжью дела обстоят несколько сложнее. Не их вина, что от настоящей музыки они уже давно оторваны. Многие годы просветительство в области музыкальной культуры у нас было в загоне. Потеряны годы и целые поколения. Проблему я вижу в том, что между сценой, где звучит музыка, и залом, который должен эту музыку слушать, воспринимать, зачастую стоят преподаватели, не так профессионально подготовленные и не так, как надо, воспитанные в плане музыкальной культуры. Это меня тревожит и огорчает.
- Ушли в прошлое и когда-то
популярные лекции-концерты...
- Вы знаете, моя книга, о которой мы сегодня говорим, родилась в том числе и от сознания, что многие формы массового музыкального воспитания девальвировались, из тех же лекций-концертов исчезает порой ощущение современности, они часто не отвечают запросам и ожиданиям аудитории. Стремительность сегодняшнего дня требует совершенно иного подхода. Датами жизни композитора уже никого не заинтересовать. Надо всё время преподносить элемент новизны, актуальности в том, что ты рассказываешь, искать в беседе неожиданный ракурс, поворот-это сейчас задача музыкального просветительства.
- В каком же ракурсе можно
преподнести нынешнему школьнику биографию кого-то из великих композиторов?
- Никогда, например, не начинать рассказ с предмета, о котором пойдёт речь, избрать совершенно неожиданное вступление. В1961 году в космос полетел Юрий Гагарин. 12 апреля торжественный голос Левитана объявляет об этом знаменательном событии. Перед музыкальными редакторами на радио стоит непростая задача, что давать после Левитана. Песен о космосе ещё нет: подготовка к полёту велась в условиях строжайшей секретности. И тогда звучит... финал Девятой симфонии Бетховена с её поистине космическим размахом. После такого начала слушать рассказ о творчестве великого композитора будут уже совсем по-другому.
- Если вдруг хорошая и дружная
семья становится счастливой обладательницей Вашей книги, как можно
ею практически воспользоваться в музыкально-воспитательных целях?
- Идёте с вашим умным ребёнком по Москве и спрашиваете его: а ты знаешь, какие великие музыкальные произведения родились в Москве? Они известны всему миру. Как высоко взметнулся в небо знаменитый "Соловей" Алябьева! Романс этот до сих пор звучит на концертных эстрадах разных стран, его включают в репертуар самые знаменитые оперные певицы. А потом дома, конечно, хорошо послушать этот романс. Я уверен, что ребёнку он запомнится на всю жизнь.
Ещё в давние времена Арам Ильич Хачатурян рассказывал мне, как его встречали в Америке "Танцем с саблями" из балета "Гаяне". Всю дорогу от аэропорта до Нью-Йорка играли в машине сопровождения только этот танец. Я удивился, так сколько же раз повторили "Танец с саблями", звучащий минуты две-три? Оказывается, ни разу. Сначала его исполнял симфонический оркестр, затем играл ксилофонист, потом тромбонист, подхватывал хор. Удивлённому Хачатуряну объяснили, что продемонстрировали только часть имеющихся в архиве записей. Оказывается, "Танец с саблями" был в то время самой популярной музыкальной пьесой в Америке. Я потом даже перепроверил это по данным ЮНЕСКО. Вот вам ещё один повод познакомить ребёнка с классикой в самой ненавязчивой форме. Подобных историй в моей книге много. Главное, не переусердствуйте. Не перегружайте дитя информацией, иначе интерес пойдёт на убыль.
- Марк Эммануилович, так хочется
приобщить детей с малолетства к классической музыке! Пусть крошки
сидят в своих игрушках, а вокруг них звучит прекрасная музыка Чайковского
из "Щелкунчика", ведь детская память такая цепкая.
- Я считаю, что это неправильно. Классическая музыка не должна быть фоном. Ни для детей, ни для взрослых. Она требует сосредоточенного внимания. Ребёнку лучше сказать: давай посидим немного, помолчим и послушаем музыку. Тихо, ни на что не отвлекаясь. Только это должен быть короткий отрезок времени. Ребёнку постарше рассказывайте по частям сказку про Щелкунчика, а потом скажите, что давай послушаем, как это звучит в музыке.
- Хорошая музыка - это не
только высокая классика. Вспомним, какая у нас была прекрасная эстрадная
музыка. И сейчас есть много произведений, достойных для музыкального
воспитания.
- Всё должно быть в меру. Например, на одном музыкальном занятии с младшими школьниками я включаю в программу два небольших классических произведения: отрывок из песни-басни Кабалевского "Мельник, мальчик и осёл" и песню Шаинского "Улыбка".
Что касается классической музыки, то мы сегодня в нашем обществе её значение, к сожалению, недооцениваем. Почему, например, в Японии фирма "Mitsubishi" на свои средства построила концертный зал, где обязательным условием его использования стало исполнение только музыки классической? Ответ один - для того, чтобы воспитывать потребителя с высочайшим художественным вкусом. Я могу привести пример и из собственной практики. Когда я работал в Тольятти, меня пригласили на экскурсию в музей знаменитого завода. Я отнекивался, от машин я далёк. Но меня всё-таки уговорили посмотреть и указать на ту, дизайн которой мне больше всего понравится. Я действительно заинтересовался одной машиной. Сопровождавшие меня заулыбались и сказали: "Вот ведь как, её создатели увлекаются Бальмонтом и Шнитке".
Что касается современной музыки, то я многое слушаю с интересом. Мне нравятся творения мелодичные, светлые. Те, где торжествует ритм, у меня вызывают отторжение. Приговор современной музыке сейчас выносить ещё рано, всё по своим местам расставит время.
Нина ЮХНО
|