Главная     Редакция     Архив     11(63)/2008  
 

В округах
("ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ - ЖЕМЧУЖИНА МОСКВЫ")


Возрождение
(ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ)


Новшества
(ШЕДЕВРЫ НА УЛИЦАХ МОСКВЫ)


Театр
(ЛЕТНИЙ СЕЗОН "НА БАСМАННОЙ")


Очаги культуры
(ЗДЕСЬ НАУЧАТ НА МАМУ)


Очаги культуры
(КНИЖНОЕ ЦАРСТВО В НОВОМ ИНТЕРЬЕРЕ)


Память
("ПОЮТ И ПЛАЧУТ СОЛОВЬИ...")


Мнение
(О НАЗНАЧЕНИИ ТВОРЦОВ В ЭПОХУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ)


Искусство
(ПАЛИТРА ГРИГОРИЯ УШАЕВА)


Год семьи
(ХРИСТИАНСКИЙ БРАК)


Год семьи
(ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ ДК ЗИЛ)


Год семьи
(ОБНИМАЯ ВЕСЬ МИР)


Издания
(НОВОЕ В СОЦИОЛОГИИ,
"БРАТИНА"-11)


Издания
("ВАШИ ДЕТИ УМЕЮТ РИСОВАТЬ МУЗЫКУ?")


Культ личностей
("ТЕПЕРЬ МИЛА МНЕ БАЛАЛАЙКА...")

ОБНИМАЯ ВЕСЬ МИР

В искусстве часто встречается круг людей, связанных родственными узами. Эти связи с близкого расстояния, как через увеличительное стекло, отображают тончайшие нюансы взаимоотношений в семье. Мир искусства широк, многомерен, могуч, разнопланов и безграничен. Откуда он берёт свои истоки? Где начало всему? Один из возможных ответов - семья.

Отцы и дети - точка отсчёта, начало жизни, начало всех начал. Мы все в своём движении вращаемся вокруг солнца, которым является семья. Охватывая взором мир природы, жизни, людей, вновь возвращаешься в ту точку бытия к отцу, деду, маме, в малый круг с его человечностью, радостями, скорбями как к истоку всего и вся. Важнейшим в семье является воспитание, формирование характера, личных качеств. Это - быт, предания, традиции, связь прошлого и будущего - прародители и внуки.
     В Москве давно сложились творческие династии композиторов, писателей, музыкантов. Всем известную картину "Явление Христа народу" написал А.Иванов - сын профессора живописи А.Иванова. Художник А.Васнецов - внук Виктора Васнецова, автора хрестоматийных полотен. Всем известна большая семья художников-писателей-режиссёров Михалковых-Кончаловских. И среди скульпторов, графиков, архитекторов это не редкость.
     Художники семьи Чернышёвых-Горских - живописцы. Это три поколения мастеров. Легендой и основателем династии считается Николай Михайлович Чернышёв. Его дочь Екатерина Николаевна Чернышёва и зять Андрей Петрович Горский - старшее поколение. Среднее звено -их сын Николай Андреевич Горский-Чернышёв. На многочисленных портретах, автопортретах, фото и документах запечатлена сама история. Не просто глаза, улыбки и чувства.
     Холсты большие и маленькие, эскизы и этюды. На одном размером чуть больше ладони изображён цветок или лист растения. На другом, масштабном, в размер большой картины, - судьбы мира и человечества, мудрость и смысл жизни. Единый сплав прошлого и настоящего.
     Н.М.Чернышёв прожил большую и непростую, наполненную трудом, встречами, творчеством жизнь. Он работал в живописи, создавал композиции, рисовал, написал труд по теории фрески Древней Руси и техники стенной росписи.
     В отечественной истории изобразительного творчества Николай Михайлович Чернышёв занимает собственное положение. Со своим пониманием целей и задач искусства. Его живопись чиста и сердечна. Труд на совесть. Желание "Обнять весь мир" - а так и называется одна из его картин - искренне выражает его отношение ко всему окружающему. И в то же время - обращение к живому чувству в эскизе "Покинутая скамейка", где не только венок и отблеск лунного света может рассказать о переживаниях любви. При всей своей ясности, без внешних видимых эффектов художник вселяет в вас умиротворённость и покой, размышления о ценностях жизни, о богатстве окружающей природы, о человеке, живущем не в городской суете, а среди цветов под мерцающими созвездиями, и способном отведать воду из родника народной жизни. Завораживающее качество настоящей личности - умение вызывать интерес у окружающих. До чего пронзителен взгляд на его автопортрете! Взгляд-вопрос. Взгляд исповедника, требовательный, взыскательный и неравнодушный. Взгляд мудрого собеседника. Способность чувствовать свою сопричастность всему, что происходит с нами, в прошлом, что стало историей, но живой и доступной для размышлений. То, что составляет духовный "хлеб наш насущный". Это - обязанность и чувство долга перед близкими людьми, делом, которому посвятил жизнь, перед собственной совестью, умение в красках, линиях и образах донести свои мысли и чувства, созвучные другим людям. Кроме того, он -человек, открывающий "двери" в искусство перед своими учениками. Дочь Н.М.Чернышёва Екатерина Николаевна, художник-живописец, наследовала идеи отца в своём творчестве и продолжает разрабатывать тему семьи, дома, детских образов. Быт семьи - основа её творчества. Она пишет то, что близко и дорого. Её живопись тепла и открыта добру. Она предлагает нам причаститься к чистым образам детства. Кисть плавно и неторопливо передаёт ощущения теплоты семейных отношений, единства мысли и чувств, словно боясь нарушить это состояние. У неё тщательный отбор деталей, которые просчитаны и поданы в картине с безупречным вкусом. Цвет ровно распределяется по холсту, излучая почти внутреннее свечение. Живопись спокойна и умиротворённа. Поэтому и привлекают внимание непосредственность жеста, детские глаза, капризно поджатые губы, вихрастые волосы.
     Муж Е.Н.Чернышёвой - Андрей Петрович Горский, художник особого дарования. Живопись его сочная, густая, плотная, сгармонированная по цвету. Это - энергия и страсть к любимому делу. Его твёрдые, рубленые формы говорят о том, что в живописи А.П.Горского есть уверенность и незаурядное мастерство. В крупных по размеру холстах-картинах проявлено чувство государственности, даже почти ныне забытой, в лучшем смысле этого слова, державности. Архитектура прорисована и написана, словно выражение символа страны, олицетворение её власти и надежды. Абсолютное ощущение тверди и незыблемости. Аллегория не эфемерная, а почти явленная воочию. За этими образами видны базовые ценности. Такие, как нравственный долг, служение искусству. Верность навсегда избранной теме. Размышления художника о судьбах страны, о её трудных победах и горестях. Это - память о пережитом.
     Их сын - Николай Андреевич Горский-Чернышёв - принадлежит к следующему поколению. Он воспитан с тонким пониманием души и внутрисемейных взаимоотношений. Закончил с блеском Суриковский институт. Его отличают выучка и профессиональная грамота. Опираясь на естественные родственные отношения, он переносит их на любовь к родному краю. Органично чувствуя свою принадлежность к традиционным семейным ценностям, он создал произведения философского, глубокого звучания, в которых присутствуют взволнованность и серьёзность подхода к сложной теме. Он пишет родной дом, комнату и кровать, стол с самоваром - и русский пейзаж за окном, освещённый солнцем луг, усеянный разнотравьем. Поэтому и появляется в его картинах блеск речной волны, вдали склонившиеся созревшие колосья к земле, которая их взрастила, и полёт ласточек в небе с высокими облаками. Его работы отличает выверенный колорит, цветовая гармония, очень тонкие взаимоотношения тёплых и холодных оттенков цвета.
     Глядя на работы художников этой семьи, можно понять, как передаются от деда к внуку и дальше известные только в узком семейном кругу тайны семейного общежития и восприятия мира, отношения к живой природе, уют и нежность друг к другу. Это всё составляет вечные, непреходящие ценности, с обретением которых возрастает надежда на их укрепление и передачу по наследству.
     В круг этой большой семьи входят также две дочери Н.М.Чернышёва - Полина Николаевна и Наталья Николаевна и художники Зотовы. Ещё одна веточка - Дрёмины, архитекторы, графики, искусствоведы, дети и внуки, новое поколение, которому предстоит ещё найти и определить свои жизненные пристрастия. Учиться и жить. Познать и "обнять мир", в котором можно услышать пение птиц, нежный трепет листьев, стрекот кузнечика в вечернюю пору, ощутить влажность росы - принять всё это как непреходящую ценность первозданного мира, созданного Творцом для всех нас.

Александр ВЛАСЕНКО