В округах
("ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ - ЖЕМЧУЖИНА МОСКВЫ")
Возрождение
(ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ)
Новшества
(ШЕДЕВРЫ НА УЛИЦАХ МОСКВЫ)
Театр
(ЛЕТНИЙ СЕЗОН "НА БАСМАННОЙ")
Очаги культуры
(ЗДЕСЬ НАУЧАТ НА МАМУ)
Очаги культуры
(КНИЖНОЕ ЦАРСТВО В НОВОМ ИНТЕРЬЕРЕ)
Память
("ПОЮТ И ПЛАЧУТ СОЛОВЬИ...")
Мнение
(О НАЗНАЧЕНИИ ТВОРЦОВ В ЭПОХУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ)
Искусство
(ПАЛИТРА ГРИГОРИЯ УШАЕВА)
Год семьи
(ХРИСТИАНСКИЙ БРАК)
Год семьи
(ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ ДК ЗИЛ)
Год семьи
(ОБНИМАЯ ВЕСЬ МИР)
Издания
(НОВОЕ В СОЦИОЛОГИИ,
"БРАТИНА"-11)
Издания
("ВАШИ ДЕТИ УМЕЮТ РИСОВАТЬ МУЗЫКУ?")
Культ личностей
("ТЕПЕРЬ МИЛА МНЕ БАЛАЛАЙКА...")
|
"ТЕПЕРЬ МИЛА МНЕ БАЛАЛАЙКА..."
Эту пушкинскую строчку мог бы повторить каждый, кто хоть раз побывал
на концерте известного московского балалаечника-виртуоза Андрея
Горбачёва.
Больше столетия минуло с тех пор, как одним из "упоительных" летних российских вечеров юный дворянин по имени Василий Андреев, проживавший с родителями в фамильном имении Марьино близ Бежецка, пленился звуками крестьянской балалайки. Юноша имел хорошее музыкальное образование и к балалайке относился так же, как и всё его окружение, - как к инструменту забавному, но весьма убогому. Но тут он просто остолбенел: сидевший на ступеньках крыльца усадебный работник извлекал из своей "балабайки" такое невообразимое количество звуков, да ещё с такой потрясающей ритмичностью, что молодой барин немедленно попросил его показать хотя бы некоторые приёмы столь удивительной игры, а потом засел за чертежи, горя желанием немедленно усовершенствовать незатейливый инструмент. С этими чертежами Андреев вскоре предстал перед известным петербургским скрипичным мастером В.Ивановым. Тот решил, что его разыгрывают, а когда понял, что посетитель не шутит, с видом оскорблённого достоинства демонстративно удалился в соседнюю комнату. Андреев был в отчаянии. И тогда он заиграл - на простой деревенской балалайке, еловой, за 35 копеек, с навязанными ладами. Он всё играл и играл, не замечая, что хозяин давно вернулся и слушает его, застыв от изумления...
Балалайка, построенная! В.Ивановым, была вскоре! значительно усовершенствована не менее знаменитым мастером Ф.Пасербским: из его мастерской впервые вышел полноценный концертный инструмент с полным хроматическим звукорядом (Андреев, наконец, придумал, как зафиксировать пять балалаечных ладов, чтобы больше не перевязывать шейку грифа толстой жилой). Потом был судьбоносный для русской музыки сольный концерт Андреева в зале петербургского Благородного собрания, распахнувший перед трёхструнной крестьянской Золушкой двери на академическую сцену, издание "Школы игры на балалайке", открытие балалаечного учебного класса, положившего начало первому в России оркестру русских народных инструментов (как говорят теперь музыканты, ОРНИ). Триумф андреевского ансамбля балалаечников на Всемирной выставке в Париже заставил искусствоведов заговорить о новом явлении в европейской музыкальной культуре, а 30-летний "отец русской балалайки" был награждён орденом Почётного легиона и званием академика Французской академии музыки.
В прошлом веке дело Василия Андреева достойно продолжали Н.Осипов, Б.Феоктистов, Л.Воинов, М.Рожков, П.Нечепоренко. А кто продолжает его в веке нынешнем? И не просто продолжает, а собирает на концертах полные залы, имеет свою школу, авторские учебные пособия, многочисленных лауреатов-учеников, а главное ~ самозабвенно прославляет русскую балалайку по всему миру, так же, как когда-то Василий Андреев. Я задавала этот вопрос руководителям ОРНИ, композиторам, любителям народной музыки. Все они говорили, что "волшебников трёх струн" в России и сегодня предостаточно, но написать мне непременно нужно об Андрее Горбачёве. Почему же именно о нём, - допытывалась я, - если есть более маститые, более прославленные, увенчанные более пышными лаврами?". "А Вы сходите на его концерт", - отвечали мне. Я пошла - в Московский Дом композиторов... Тех, у кого слово "балалаечник" ассоциируется с образом развесёлого деревенского мужичка в косоворотке и фуражке с цветком, в Андрее Александровиче, наверное, удивила бы внешность строгого учёного мужа (коим он, между прочим, и является). На сцену вышел интеллигентный, чуть полноватый человек в чёрном концертном костюме. Умное, доброе, открытое лицо, очки, застенчиво-доверчивая улыбка. "Пьер Безухов, - сразу же сказала я про себя. - Пьер Безухов с балалайкой". Вскоре, однако, обнаружилось, что от героя "Войны и мира" моего героя отличают сила воли, целеустремлённость, фантастическое трудолюбие, великолепные организаторские способности, а также очень здравое, глубокое, мудрое, истинно народное понимание жизни, в том числе и культурной. Что же касается концерта, то это надо видеть и слышать - как набивается "под завязку" огромный зал, радостно предвкушая встречу с чудом, как благоговейно замирает вместе с первыми аккордами, как доверчиво раскрываются сотни душ навстречу сидящему на сцене человеку с балалайкой, с каким трудом сдерживают зрители желание то разрыдаться, то пуститься в пляс (хотя и носовые платки незаметно достают, и ногами потихоньку притопывают), как проступает на оживших, словно очнувшихся от сна лицах какая-то дерзкая, весёлая окрылённость, дающая силы жить. И люди покидают зал, переполненные благодарностью (так благодарят врача, вернувшего пациента к жизни), и мутное "житейское море" скатывается с них по капельке, как с того самого гуся, оставляя душу "сухой" - просветлённой, парящей над суетой сует.
Балалайкой Андрей "заболел" в пять лет, едва переступив порог воронежской ДМШ № 1. Да и как было не "заболеть", если мальчика определили в класс к известному балалаечнику И.В.Иншакову (сейчас он заслуженный деятель искусств России, профессор Воронежской государственной академии искусств). Андрюшина мама поначалу была против: она хотела, чтобы сын играл на "интеллигентном" фортепиано. Но, к счастью, случайно увидела концертную афишу П.И.Нечепоренко, где было написано, что он не только народный артист СССР, лауреат Государственной премии, но ещё и профессор. Это её очень удивило: оказывается, балалаечник может стать профессором! И мама согласилась. (Знала бы она, что через 14 лет этот профессор с афиши станет гнесинским педагогом её Андрюши...) А потом, увидев, как Иван Викторович работает с детьми, привела к нему и дочку Марину (ныне она солирует на домре в Губернаторском ОРНИ Вологодской области). После ДМШ Андрей экстерном окончил Воронежское музыкальное училище (у того же И.В.Иншакова), служил в Ансамбле песни и пляски Балтийского флота; в 1994 г. окончил ГМПИ имени Гнесиных (класс профессора П.И.Нечепоренко), после чего последовала трёхлетняя ассистентура-стажировка в alma mater.
Сегодня Андрей Горбачёв - не только всемирно известный балалаечник-виртуоз, значительно расширивший технические и художественные возможности инструмента, но и опытный музыкальный педагог, заведующий кафедрой струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных. В свои неполные 40 лет он успел создать самобытную школу игры на балалайке, воспитать целое поколение блестящих молодых лауреатов, организовать и ежегодно проводить в рамках Международных курсов памяти С.В.Рахманинова в Тамбове Международные курсы высшего художественного мастерства балалаечников, разработать авторский курс "Методика обучения игре на струнных народных инструментах", три вузовские программы, учебно-методические пособия, издать шесть репертуарных сборников и "Антологию литературы для балалайки". Горбачёвым были найдены новые решения проблем звукоизвлечения, поставленных когда-то Василием Андреевым, - гитарное пиццикато в сочетании с pizz.(1) и pizz.(2), использование октавного тремоло, широкопозиционных аппликатур левой руки. Музыкант освоил способы звукоизвлечения, характерные для верхнего регистра балалайки. По его предложению мастером Е.Н.Виноградовым были впервые изготовлены "горбачёвские" инструменты с тридцать одним ладом.
Вот уже 20 лет Андрей Горбачёв выступает в "Классик-дуэте" с заслуженной артисткой России Татьяной Ханиновой (фортепиано). Великолепная пианистка, Татьяна - не аккомпаниатор; с Андреем они составляют полноценный, равноправный дуэт, и это тоже - впервые в истории жанра. Яркий, эмоциональный исполнительский стиль, "умные" интерпретации, безупречная техника, а также удивительный эффект "слияния тембров" двух инструментов за счёт необычного динамического баланса и присущего обоим исполнителям особого характера туше - всё это сразу же принесло "Классик-дуэту" заслуженный успех на международных конкурсах. Сегодня дуэт Горбачёва и Ханиновой хорошо знают не только по всей России, но и за рубежом: музыканты гастролировали в США, Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии, Японии, Испании, Португалии, Венгрии, Польше, Латвии, причём в некоторых странах - по четыре-пять раз (а в Германию их приглашают ежегодно). Ведутся переговоры о гастролях в Австралии и ЮАР. Для "Классик-дуэта" пишут музыку композиторы С.Слонимский, Е.Подгайц, М.Броннер, К.Волков, А.Тихомиров, М.Цайгер, В.Панин, Е.Крючков, Д.Захаров, А.Исакова, Е.Дербенко. Что касается Андрея, то список ведущих ОРНИ и симфонических оркестров, с которыми он регулярно выступает, занял бы здесь не менее страницы. Среди них не только ведущие оркестры России, но и Вашингтонский American Balalaika Symphony, немецкий SWR Symphony Orchestra, Президентский оркестр Турции, Симфонический оркестр г.Адана (Турция). Музыкант с таким publicy на Западе был бы очень богатым человеком, в Японии получил бы почётное звание "Национальное сокровище", в СССР стал бы Героем Социалистического Труда; в "возрождающейся" России он работает за бюджетные гроши, курсируя с зачехлённой балалайкой за плечом между Гнесинкой, вокзалами и аэропортами. Зарубежные выступления тоже идут в основном "за тарелку супа", и иностранные менеджеры не могут понять, почему так дёшево ценят себя эти странные русские. Не могут они понять и другое: для таких людей, как Андрей Александрович, возможность приобщения зарубежной аудитории к музыке своего народа гораздо важнее гонораров; он не просто музыкант, он - русский "культуртрегер", просветитель-народник. В Германии Горбачёв даёт около 80-ти концертов в год, в России - не более 30-ти, в Москве - всего 3-4 концерта. Эти цифры свидетельствуют о том, что прижимистые зарубежные дельцы реально делают для пропаганды русского искусства намного больше, чем наши чиновники.
"Экономикой управлять - это вам не на балалайке играть", ~ заявил не так давно один российский государственный деятель, публично выразив тем самым своё отношение к инструменту, ставшему символом страны и её народа. Интересно, какова была бы судьба испанского политика, сказавшего нечто подобное о гитаре, итальянского - о мандолине? Здесь же - ничего, даже не пожурили... Можно ли представить, чтобы на сцене, ну, скажем, Эдинбургской консерватории более полувека никто не играл на волынке, а в концертном зале Финской консерватории в течение такого нее срока ни разу не звучало кантеле? А ведь последний сольный концерт балалаечника (Н.Осипова) в Большом зале Московской государственной консерватории состоялся в 1937 г... Между прочим, в главном музыкальном вузе России вообще нет народного отделения. Нет его и в гнесинской десятилетке, поэтому юные таланты, во множестве обнаруживаемые Андреем Александровичем в российской глубинке, брать некуда. А тем временем в Японии вместе с введением всеобщего музыкального образования для каждого школьника стало обязательным обучение игре на одном из национальных инструментов... Кстати, в Токио существуют целых два оркестра русских (!) народных инструментов - "старый" и "молодой". Тот, который постарше, был создан после войны японскими солдатами, вернувшимися из советского плена: из трудовых лагерей они вынесли любовь и огромный интерес к нашей народной культуре. Так появился в Японии "русский" хор "Берёзка", положивший начало "русскому" оркестру. А знают ли наши читатели, что вашингтонский American Balalaika Symphony, созданный эмигрантом Петром Трофименко, уже много лет занимает одно из первых мест в ежегодном short list американских оркестров?
Впрочем, читатели, возможно, не знают и другое: что, наперекор всему, наши дети "западают" на родную балалайку; что в московских ДМШ всё ещё работают энтузиасты-педагоги, создающие великолепные детские балалаечные ансамбли; что ежегодный конкурс в РАМ имени Гнесиных среди абитуриентов-балалаечников - не менее трёх человек на место; что в Гнесинке трудится удивительный человек по имени Андрей Александрович Горбачёв. Побывав на его концерте, молодёжь обнаружит, что это "очень крутой экшн", а люди постарше, возможно, скажут словами Пушкина: "Теперь мила мне балалайка...".
Светлана ГАЛАГАНОВА
|