Главная     Редакция     Архив     11(63)/2008  
 

В округах
("ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ - ЖЕМЧУЖИНА МОСКВЫ")


Возрождение
(ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ)


Новшества
(ШЕДЕВРЫ НА УЛИЦАХ МОСКВЫ)


Театр
(ЛЕТНИЙ СЕЗОН "НА БАСМАННОЙ")


Очаги культуры
(ЗДЕСЬ НАУЧАТ НА МАМУ)


Очаги культуры
(КНИЖНОЕ ЦАРСТВО В НОВОМ ИНТЕРЬЕРЕ)


Память
("ПОЮТ И ПЛАЧУТ СОЛОВЬИ...")


Мнение
(О НАЗНАЧЕНИИ ТВОРЦОВ В ЭПОХУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ)


Искусство
(ПАЛИТРА ГРИГОРИЯ УШАЕВА)


Год семьи
(ХРИСТИАНСКИЙ БРАК)


Год семьи
(ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ ДК ЗИЛ)


Год семьи
(ОБНИМАЯ ВЕСЬ МИР)


Издания
(НОВОЕ В СОЦИОЛОГИИ,
"БРАТИНА"-11)


Издания
("ВАШИ ДЕТИ УМЕЮТ РИСОВАТЬ МУЗЫКУ?")


Культ личностей
("ТЕПЕРЬ МИЛА МНЕ БАЛАЛАЙКА...")

"ТЕПЕРЬ МИЛА МНЕ БАЛАЛАЙКА..."

Эту пушкинскую строчку мог бы повторить каждый, кто хоть раз побывал на концерте известного московского балалаечника-виртуоза Андрея Горбачёва.

Больше столетия минуло с тех пор, как одним из "упоительных" летних российских вечеров юный дворянин по имени Василий Андреев, проживавший с родителями в фамильном имении Марьино близ Бежецка, пленился звуками крестьянской балалайки. Юноша имел хорошее музыкальное образование и к балалайке относился так же, как и всё его окружение, - как к инструменту забавному, но весьма убогому. Но тут он просто остолбенел: сидевший на ступеньках крыльца усадебный работник извлекал из своей "балабайки" такое невообразимое количество звуков, да ещё с такой потрясающей ритмичностью, что молодой барин немедленно попросил его показать хотя бы некоторые приёмы столь удивительной игры, а потом засел за чертежи, горя желанием немедленно усовершенствовать незатейливый инструмент. С этими чертежами Андреев вскоре предстал перед известным петербургским скрипичным мастером В.Ивановым. Тот решил, что его разыгрывают, а когда понял, что посетитель не шутит, с видом оскорблённого достоинства демонстративно удалился в соседнюю комнату. Андреев был в отчаянии. И тогда он заиграл - на простой деревенской балалайке, еловой, за 35 копеек, с навязанными ладами. Он всё играл и играл, не замечая, что хозяин давно вернулся и слушает его, застыв от изумления...
     Балалайка, построенная! В.Ивановым, была вскоре! значительно усовершенствована не менее знаменитым мастером Ф.Пасербским: из его мастерской впервые вышел полноценный концертный инструмент с полным хроматическим звукорядом (Андреев, наконец, придумал, как зафиксировать пять балалаечных ладов, чтобы больше не перевязывать шейку грифа толстой жилой). Потом был судьбоносный для русской музыки сольный концерт Андреева в зале петербургского Благородного собрания, распахнувший перед трёхструнной крестьянской Золушкой двери на академическую сцену, издание "Школы игры на балалайке", открытие балалаечного учебного класса, положившего начало первому в России оркестру русских народных инструментов (как говорят теперь музыканты, ОРНИ). Триумф андреевского ансамбля балалаечников на Всемирной выставке в Париже заставил искусствоведов заговорить о новом явлении в европейской музыкальной культуре, а 30-летний "отец русской балалайки" был награждён орденом Почётного легиона и званием академика Французской академии музыки.
     В прошлом веке дело Василия Андреева достойно продолжали Н.Осипов, Б.Феоктистов, Л.Воинов, М.Рожков, П.Нечепоренко. А кто продолжает его в веке нынешнем? И не просто продолжает, а собирает на концертах полные залы, имеет свою школу, авторские учебные пособия, многочисленных лауреатов-учеников, а главное ~ самозабвенно прославляет русскую балалайку по всему миру, так же, как когда-то Василий Андреев. Я задавала этот вопрос руководителям ОРНИ, композиторам, любителям народной музыки. Все они говорили, что "волшебников трёх струн" в России и сегодня предостаточно, но написать мне непременно нужно об Андрее Горбачёве. Почему же именно о нём, - допытывалась я, - если есть более маститые, более прославленные, увенчанные более пышными лаврами?". "А Вы сходите на его концерт", - отвечали мне. Я пошла - в Московский Дом композиторов... Тех, у кого слово "балалаечник" ассоциируется с образом развесёлого деревенского мужичка в косоворотке и фуражке с цветком, в Андрее Александровиче, наверное, удивила бы внешность строгого учёного мужа (коим он, между прочим, и является). На сцену вышел интеллигентный, чуть полноватый человек в чёрном концертном костюме. Умное, доброе, открытое лицо, очки, застенчиво-доверчивая улыбка. "Пьер Безухов, - сразу же сказала я про себя. - Пьер Безухов с балалайкой". Вскоре, однако, обнаружилось, что от героя "Войны и мира" моего героя отличают сила воли, целеустремлённость, фантастическое трудолюбие, великолепные организаторские способности, а также очень здравое, глубокое, мудрое, истинно народное понимание жизни, в том числе и культурной. Что же касается концерта, то это надо видеть и слышать - как набивается "под завязку" огромный зал, радостно предвкушая встречу с чудом, как благоговейно замирает вместе с первыми аккордами, как доверчиво раскрываются сотни душ навстречу сидящему на сцене человеку с балалайкой, с каким трудом сдерживают зрители желание то разрыдаться, то пуститься в пляс (хотя и носовые платки незаметно достают, и ногами потихоньку притопывают), как проступает на оживших, словно очнувшихся от сна лицах какая-то дерзкая, весёлая окрылённость, дающая силы жить. И люди покидают зал, переполненные благодарностью (так благодарят врача, вернувшего пациента к жизни), и мутное "житейское море" скатывается с них по капельке, как с того самого гуся, оставляя душу "сухой" - просветлённой, парящей над суетой сует.
     Балалайкой Андрей "заболел" в пять лет, едва переступив порог воронежской ДМШ № 1. Да и как было не "заболеть", если мальчика определили в класс к известному балалаечнику И.В.Иншакову (сейчас он заслуженный деятель искусств России, профессор Воронежской государственной академии искусств). Андрюшина мама поначалу была против: она хотела, чтобы сын играл на "интеллигентном" фортепиано. Но, к счастью, случайно увидела концертную афишу П.И.Нечепоренко, где было написано, что он не только народный артист СССР, лауреат Государственной премии, но ещё и профессор. Это её очень удивило: оказывается, балалаечник может стать профессором! И мама согласилась. (Знала бы она, что через 14 лет этот профессор с афиши станет гнесинским педагогом её Андрюши...) А потом, увидев, как Иван Викторович работает с детьми, привела к нему и дочку Марину (ныне она солирует на домре в Губернаторском ОРНИ Вологодской области). После ДМШ Андрей экстерном окончил Воронежское музыкальное училище (у того же И.В.Иншакова), служил в Ансамбле песни и пляски Балтийского флота; в 1994 г. окончил ГМПИ имени Гнесиных (класс профессора П.И.Нечепоренко), после чего последовала трёхлетняя ассистентура-стажировка в alma mater.
     Сегодня Андрей Горбачёв - не только всемирно известный балалаечник-виртуоз, значительно расширивший технические и художественные возможности инструмента, но и опытный музыкальный педагог, заведующий кафедрой струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных. В свои неполные 40 лет он успел создать самобытную школу игры на балалайке, воспитать целое поколение блестящих молодых лауреатов, организовать и ежегодно проводить в рамках Международных курсов памяти С.В.Рахманинова в Тамбове Международные курсы высшего художественного мастерства балалаечников, разработать авторский курс "Методика обучения игре на струнных народных инструментах", три вузовские программы, учебно-методические пособия, издать шесть репертуарных сборников и "Антологию литературы для балалайки". Горбачёвым были найдены новые решения проблем звукоизвлечения, поставленных когда-то Василием Андреевым, - гитарное пиццикато в сочетании с pizz.(1) и pizz.(2), использование октавного тремоло, широкопозиционных аппликатур левой руки. Музыкант освоил способы звукоизвлечения, характерные для верхнего регистра балалайки. По его предложению мастером Е.Н.Виноградовым были впервые изготовлены "горбачёвские" инструменты с тридцать одним ладом.
     Вот уже 20 лет Андрей Горбачёв выступает в "Классик-дуэте" с заслуженной артисткой России Татьяной Ханиновой (фортепиано). Великолепная пианистка, Татьяна - не аккомпаниатор; с Андреем они составляют полноценный, равноправный дуэт, и это тоже - впервые в истории жанра. Яркий, эмоциональный исполнительский стиль, "умные" интерпретации, безупречная техника, а также удивительный эффект "слияния тембров" двух инструментов за счёт необычного динамического баланса и присущего обоим исполнителям особого характера туше - всё это сразу же принесло "Классик-дуэту" заслуженный успех на международных конкурсах. Сегодня дуэт Горбачёва и Ханиновой хорошо знают не только по всей России, но и за рубежом: музыканты гастролировали в США, Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии, Японии, Испании, Португалии, Венгрии, Польше, Латвии, причём в некоторых странах - по четыре-пять раз (а в Германию их приглашают ежегодно). Ведутся переговоры о гастролях в Австралии и ЮАР. Для "Классик-дуэта" пишут музыку композиторы С.Слонимский, Е.Подгайц, М.Броннер, К.Волков, А.Тихомиров, М.Цайгер, В.Панин, Е.Крючков, Д.Захаров, А.Исакова, Е.Дербенко. Что касается Андрея, то список ведущих ОРНИ и симфонических оркестров, с которыми он регулярно выступает, занял бы здесь не менее страницы. Среди них не только ведущие оркестры России, но и Вашингтонский American Balalaika Symphony, немецкий SWR Symphony Orchestra, Президентский оркестр Турции, Симфонический оркестр г.Адана (Турция). Музыкант с таким publicy на Западе был бы очень богатым человеком, в Японии получил бы почётное звание "Национальное сокровище", в СССР стал бы Героем Социалистического Труда; в "возрождающейся" России он работает за бюджетные гроши, курсируя с зачехлённой балалайкой за плечом между Гнесинкой, вокзалами и аэропортами. Зарубежные выступления тоже идут в основном "за тарелку супа", и иностранные менеджеры не могут понять, почему так дёшево ценят себя эти странные русские. Не могут они понять и другое: для таких людей, как Андрей Александрович, возможность приобщения зарубежной аудитории к музыке своего народа гораздо важнее гонораров; он не просто музыкант, он - русский "культуртрегер", просветитель-народник. В Германии Горбачёв даёт около 80-ти концертов в год, в России - не более 30-ти, в Москве - всего 3-4 концерта. Эти цифры свидетельствуют о том, что прижимистые зарубежные дельцы реально делают для пропаганды русского искусства намного больше, чем наши чиновники.
      "Экономикой управлять - это вам не на балалайке играть", ~ заявил не так давно один российский государственный деятель, публично выразив тем самым своё отношение к инструменту, ставшему символом страны и её народа. Интересно, какова была бы судьба испанского политика, сказавшего нечто подобное о гитаре, итальянского - о мандолине? Здесь же - ничего, даже не пожурили... Можно ли представить, чтобы на сцене, ну, скажем, Эдинбургской консерватории более полувека никто не играл на волынке, а в концертном зале Финской консерватории в течение такого нее срока ни разу не звучало кантеле? А ведь последний сольный концерт балалаечника (Н.Осипова) в Большом зале Московской государственной консерватории состоялся в 1937 г... Между прочим, в главном музыкальном вузе России вообще нет народного отделения. Нет его и в гнесинской десятилетке, поэтому юные таланты, во множестве обнаруживаемые Андреем Александровичем в российской глубинке, брать некуда. А тем временем в Японии вместе с введением всеобщего музыкального образования для каждого школьника стало обязательным обучение игре на одном из национальных инструментов... Кстати, в Токио существуют целых два оркестра русских (!) народных инструментов - "старый" и "молодой". Тот, который постарше, был создан после войны японскими солдатами, вернувшимися из советского плена: из трудовых лагерей они вынесли любовь и огромный интерес к нашей народной культуре. Так появился в Японии "русский" хор "Берёзка", положивший начало "русскому" оркестру. А знают ли наши читатели, что вашингтонский American Balalaika Symphony, созданный эмигрантом Петром Трофименко, уже много лет занимает одно из первых мест в ежегодном short list американских оркестров?
     Впрочем, читатели, возможно, не знают и другое: что, наперекор всему, наши дети "западают" на родную балалайку; что в московских ДМШ всё ещё работают энтузиасты-педагоги, создающие великолепные детские балалаечные ансамбли; что ежегодный конкурс в РАМ имени Гнесиных среди абитуриентов-балалаечников - не менее трёх человек на место; что в Гнесинке трудится удивительный человек по имени Андрей Александрович Горбачёв. Побывав на его концерте, молодёжь обнаружит, что это "очень крутой экшн", а люди постарше, возможно, скажут словами Пушкина: "Теперь мила мне балалайка...".

Светлана ГАЛАГАНОВА