Главная     Редакция     Архив     3(19)/2005  
 

Ратная память Москвы
(СОХРАНИВШИЕ ЖИЗНЬ)


К 60-летию Великой Победы
(АВТОГРАФ НА СТЕНЕ РЕЙХСТАГА)

Рядом с нами
(КАРЬЕРА АННЫ ГРИГОРЬЕВОЙ)

Рядом с нами
(РАСПОЗНАВАТЕЛЬНИЦА ТАЛАНТА)

Рядом с нами
(ТАТЬЯНА ЗВЕРЕВА – ХУДОЖНИК ВРЕМЕНИ)

Юбилей
(ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ)

Улицы Москвы
(БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА)

Традиции
(«БЛАГОСЛОВИ, МАТИ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ»)

Культура - детям
(ДОРОГА В ИСТОРИЮ)

Музеи
(СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МОСКВУ)

Музеи
(БЕСЦЕННОЕ СОБРАНИЕ)

Культ личностей
(ГЕННАДИЙ ПЕЧНИКОВ: «Я СТАЛ АКТЁРОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ»)

Новь
(ИНТЕЛЛЕКТ - ЦЕНТР ИМЕНИ ЧЕХОВА)

Культура досуга
(НАШ ВЫХОДНОЙ)

ТАТЬЯНА ЗВЕРЕВА - ХУДОЖНИК ВРЕМЕНИ

Борис СЫСОЕВ

Все мы живём во времени, а время живёт в нас. И это совершенно не зависит от того, на каких часах мы это время отслеживаем - будь то старинные часы с кукушкой в деревенской горнице, золотые "Картье" на запястье или же через окошко на Спасской башне.

Художник Татьяна Зверева - одна из немногих жителей нашей планеты, кто может время не только останавливать, но и создавать на его основе произведения искусства. И признано это не только зрителями, коллегами по цеху - художниками, здесь, в Москве, но и в других городах мира.
      Она использует в своих работах часы, часовые механизмы, детали часов и всё, что в её воображении связано со временем. А поскольку воображение у художницы развито необычайно, время в образе часов в зависимости от творческого замысла автора, может предстать перед вами в самом необыкновенном виде: на каменной стене, символизирующей вечность, или в зеркальном разбитом циферблате. Для кого-то время - это костяшки домино или же игральные карты. Для некоторых молоденьких девушек оно спрятано в "молнию" на мини-шортах, но всё же неумолимо идёт, отсчитывая годы.
      Как и в жизни, каждый из нас, зрителей, время и искусство воспринимает индивидуально и опять же в зависимости от времени - от времени суток, от созерцания работы, от её осмысления. Ведь не секрет, что для человека, в разные моменты жизни, время идёт неравномерно: бежит, торопится, когда нам хорошо, когда мы счастливы, либо почти стоит, до невозможности замедлив свой ход, когда мы чего-то ждём, когда нам плохо или же, не дай Бог никому, когда у нас горе.
      Одна и та же работа художника может восприниматься нами совершенно по-разному. В особо приятный день она вдруг покажется нам шедевром, достойным Лувра или Третьяковки, а в день неудач - просто мусором, которому место на свалке, подальше от дома.
      "Я много размышляла о смысле и быстротечности жизни, а значит, и времени. И вдруг, неожиданно для себя самой, мои мысли стали приобретать формы, и я начала делать часы-объекты и инсталляции на эту всегда волнующую тему, - говорит Татьяна. - Сначала я держала свои работы в тайне, считая их своеобразным баловством, не заслуживающим постороннего внимания, стесняясь даже близких. Но, однажды начав, я уже не могла остановиться". Постепенно осмелев и поняв, что в её "баловстве" что-то есть, художница показала работы сначала своему мужу, известному художнику Виталию Стацинскому, а потом и искусствоведам Вильяму Мейланду и Светлане Кавецкой. К этому моменту у Татьяны подобралась уже целая коллекция работ.
      Большинство из них очень понравилось, и состоялась первая выставка художницы в "Русской галерее" на Воздвиженке. Эта выставка пользовалась большим успехом у посетителей и вызвала благосклонность критиков, но, что самое главное, дала автору уверенность в себе, в правильности выбранного для себя направления в искусстве.
      Татьяна Зверева не заканчивала художественных училищ и вузов, а в её семье (до замужества) отношение к искусству имел разве только дедушка-архитектор. Она около десяти лет проработала в издательстве "Искусство" сначала техническим, затем и художественным редактором. Приходилось ей делать макеты книг, журналов, каталоги, афиши. Так что всё же какой-то художественный опыт имелся. Но только благодаря помощи и поддержке друзей, а также благодаря таланту и целеустремлённости в постижении всего нового, от компьютера до современных технологий живописи и искусства вообще, Татьяне удалось почувствовать себя художником и творцом.
      Она не возгордилась, продолжает постоянно посещать не только различные выставки, но и всевозможные развалы, где находит порой для себя как идеи, так и материал. Любимым и самым "доходным" в этом плане местом для неё, как и для Виталия, стал знаменитый "блошиный рынок" в Париже - городе, который любит, которому многим обязана, где часто бывает и где с неизменным успехом проходят её выставки.
      Татьяна говорит: "Работы рождаются двояким способом - либо я, увидев предмет, будь то ржавый каретный фонарь или осколок старой чашки, тут же влюбляюсь в него, и вслед за этим рождается идея, либо наоборот, подыскиваю нужные элементы в соответствии с возникшей идеей. Любая вещь имеет свою историю, и чем она старее, тем интересней. Я испытываю огромное счастье, когда мне удаётся найти два предмета, вместе составляющих гармоническую композицию, идеально вписывающуюся в мой замысел. Для меня это - как две души, встретившиеся в безграничном океане Времени".
      Наверное, не обладая твёрдой философией не только относительно Времени, но и самой жизни, невозможно сотворить такие завораживающие работы. Пусть кто-то называет её творчество "кружком "Умелые руки". Это не обидно, нет. Просто у этого человека нет времени остановиться, внимательно посмотреть и осмыслить работы Татьяны. Его закрутила жизнь, а значит, и само время, и поэтому автора такого суждения становится просто жаль.
      "Не знаю, как Вы, а я нахожу Время самой таинственной и необъяснимой вещью на свете. То оно стоит на месте, а то мчится с бешеной скоростью, и непонятно, как это - вроде вчера была пятница, а сегодня уже понедельник! Для меня Время - существо, способное менять лицо и характер. Оно может разбиться на мелкие осколки, как хрупкое зеркало, а может просто убежать со своего места на циферблате или взорваться от возмущения нашим небрежным и расточительным отношением к нему. Иногда мы его забываем, и оно теряется под опавшими листьями - ушедшими днями, а то в сером песке наших будней нет-нет да и мелькнёт драгоценное мгновенье. Время, в молодости уходящее от нас по капле, с годами льётся всё сильней и сильней, как вода из полностью открытого крана. Порой мы не ценим Время и выбрасываем его, как старые газеты или использованные билеты, но неожиданно всплывает оно из глубин нашей памяти обрывками воспоминаний. Оно может гореть, как факел, и плавиться, как свеча, превращаясь в маленький огарок с дрожащим фитильком, который потом и вовсе затухнет".
      К этим мыслям самой художницы вряд ли можно что-либо добавить. Лучше сказать трудно. Лучше можно только подумать, глядя на её текущие, как само Время, философские работы.