Ратная память Москвы
(СОХРАНИВШИЕ ЖИЗНЬ)
К 60-летию Великой Победы
(АВТОГРАФ НА СТЕНЕ РЕЙХСТАГА)
Рядом с нами
(КАРЬЕРА АННЫ ГРИГОРЬЕВОЙ)
Рядом с нами
(РАСПОЗНАВАТЕЛЬНИЦА ТАЛАНТА)
Рядом с нами
(ТАТЬЯНА ЗВЕРЕВА – ХУДОЖНИК ВРЕМЕНИ)
Юбилей
(ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ)
Улицы Москвы
(БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА)
Традиции
(«БЛАГОСЛОВИ, МАТИ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ»)
Культура - детям
(ДОРОГА В ИСТОРИЮ)
Музеи
(СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МОСКВУ)
Музеи
(БЕСЦЕННОЕ СОБРАНИЕ)
Культ личностей
(ГЕННАДИЙ ПЕЧНИКОВ: «Я СТАЛ АКТЁРОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ»)
Новь
(ИНТЕЛЛЕКТ - ЦЕНТР ИМЕНИ ЧЕХОВА)
Культура досуга
(НАШ ВЫХОДНОЙ)
|
КАРЬЕРА АННЫ ГРИГОРЬЕВОЙ
Владимир УСТЕНКО
На стене служебного кабинета Анны Борисовны Григорьевой - чёрно-белый снимок: она с любимым учителем, Валентиной Николаевной Кудимовой - "Моя вторая мама!". Смотрю и удивляюсь. Во-первых, насколько же, при всём несходстве, они похожи. Что-то существенно общее, роднящее есть в двух этих лицах. И второе: как мало Анна Борисовна изменилась за прошедшие годы. Не стану описывать хозяйку кабинета. Нет смысла конкурировать с объективным глазом фотокамеры. Хотя, конечно, запёчатлённое мгновенье трудно передаёт живой процесс красоты. Скажу одно: Анна Григорьева из тех людей, кто всеми доступными средствами воплощает в жизнь так и не ставшие плоскими от чрезмерного употребления слова: "Красота спасёт мир".
Душа просит чуда, и мы невольно ждём от жизни очередного превращения Золушки. Вот чтобы пришла маленькая девочка в маленький заводской клуб, окунулась в живительную атмосферу первичного самодеятельного творчества и тут же на неё снизошло: а посвящу-ка я жизнь несению культуры в массы!
Нет, не мечтала маленькая девочка Аня, занимаясь хореографией в маленьком клубе, стать заместителем директора огромного Дворца культуры. Но занятия даром не прошли: подросла, закончила педучилище и стала воспитателем детского сада.
- Какая связь с хореографией? - удивился я.
Анна Борисовна задумывается - ровно на мгновение:
- А воспитатель - тот же артист!
Так начинался её творческий путь. Детсадовский ангажемент продлился больше десяти лет. Кто знает работу воспитателя, не станет со мной спорить: такой срок говорит или о безысходности - ну, просто деваться некуда! - или о большой взаимной любви и таланте.
И вот как-то приятельница прихватила её с собой в этот самый Дворец культуры, где занималась в Театре чтеца - просто подождать. Руководитель театра, будущая "вторая мама" Валентина Николаевна Кудинова, очевидно, что-то почувствовала: "А вы бы не хотели позаниматься?". - "Нет. У меня памяти нет". - "Подите-ка сюда, я с Вами поговорю".
- Ну, поговорила, а через месяц я уже читала поэму "Братская ГЭС" Евтушенко, - смеётся Анна Борисовна.
А ещё через два года её пригласили сюда уже насовсем. И, не без слёз расставшись с детьми и их родителями, она стала руководителем художественной самодеятельности Московского завода полиметаллов.
Тут требуется пояснение. Завод этот, даже имя которого не так ещё давно запрещалось поминать всуе, относился к могучему Средьмашу. А заводу в свою очередь принадлежали маленький клуб, в который когда-то бегала маленькая девочка Аня, и сменивший его Дворец культуры, да и детский сад тоже. В общем, хотя смена работы была непростой и нелёгкой, оставалась Анна Григорьева среди тех же, уже не чужих ей людей. В середине 80-х окончила профсоюзную Высшую школу культуры в Питере (ныне - Гуманитарный университет). В 93-м стала заместителем директора Дворца и с тех пор пребывает в этой должности неизменно, хотя на самом деле всё постоянно меняется: и название учреждения, и полное наименование её должности, и уж, конечно, она сама.
Что же такое этот ДК, ныне Государственный творческий центр, сегодня? Мрачноватая снаружи бетонная коробка (типичный брежневский ампир) принимает более 2-х тыс. занимающихся: от клуба "Ветеран", где просто общаются, до практически профессиональных ансамблей. Одних народных коллективов - 8, старший из них, хореографический коллектив "Ритмы детства", за 30 лет своего существования объехал, наверное, полмира. Короче, здесь и танцуют, и поют, причем в самых разных жанрах, и рисуют, и проводят концерты для взрослых и детей, и различные юбилейно-праздничные мероприятия организуют, даже собственные фильмы снимают. Кстати, в октябре сего года тут будет широко отмечаться одна не совсем юбилейная, но довольно громкая дата, однако об этом позже. На вопрос о творческих предпочтениях Анна Борисовна отвечает даже немного грустно: "Я люблю концерты", но любит, конечно, не совсем в качестве зрителя: она их организует, собирает, она их ставит, проводит. Хотя последнее время старается реже выходить на сцену. Смеётся:
- Директор говорит: ну что, так до старости и будем с тобой концерты вести?.. Иногда даже хочется посмотреть со стороны - что же всё-таки делается на сцене...
Хотя и в этом случае едва ли удаётся побыть просто зрителем: на сцене её замыслы воплощают ученики, и не родился ещё учитель, который способен был бы наблюдать такое отстранённо и без удовольствия.
Двадцать с лишним лет Анна Григорьева в этом большом доме, половину - в качестве замдиректора. Она откровенный человек, активный работник, оптимист по натуре, и на вопрос, что самым тяжёлым было для неё за всё это время, отвечает не сразу:
- Самое тяжёлое... Самое тяжёлое - когда выходишь из Дворца и окна не светятся.
И поясняет:
- Народу к нам очень мало ходило. А сейчас душа радуется: с 8 утра до 11 вечера во всех окнах свет!
Возрождаться и набирать былую силу Дворец начал с приходом нового директора -Виктора Павловича Семьёхина. Инженер, опытный хозяйственник и организатор, он сумел поставить дело. Тогда же объединились с заводским Детским Домом культуры, это основательно укрепило творческий коллектив. Да и завод, в известное время вынужденно "отпустивший социалку в свободное плавание", не бросил, поддерживал как мог. В зале Дворца - своеобразная "мемориальная доска" со словами благодарности директору Московского завода полиметаллов Валерию Викторовичу Крюкову и Степану Владимировичу Орлову, депутату Московской городской Думы: "Это наш друг, он нам помогает во всём".
Анна Григорьева охотно говорит о людях хорошее, но это явно не просто комплименты. Сдаётся мне, что эта женщина не отличается особой сентиментальностью, и вообще ей лучше не попадаться под горячую руку; но уж если она расхваливает своего директора, значит, абсолютно ему доверяет. Так же, впрочем, как каждому из 102-х своих коллег, с которыми вместе одолели не лучшие времена: "У нас коллектив очень сильный. Все умеют всё". И в её устах это звучит очень веско и убедительно.
13 октября этого года Дворец культуры, ныне Государственный творческий центр "Москворечье", будет праздновать своё 35-летие. Дата не круглая, но солидная. Часть этих лет, наверное, можно засчитать по-фронтовому - год за три.
Что хочется пожелать всем причастным? Конечно, здоровья. Естественно, творческих успехов. Обязательно - полного возрождения тех добрых традиций, в силу которых ДК становился полноправным и любимым "культурным цехом" породившего его предприятия со всей вытекающей отсюда взаимной пользой.
И ещё. Очень бы хотелось пожелать дружному коллективу "Москворечья" дальнейшего роста числа заслуженных работников культуры РФ. Сейчас их пятеро - немало, конечно, но и не много для такого гиганта.
|