Ратная память Москвы
(СОХРАНИВШИЕ ЖИЗНЬ)
К 60-летию Великой Победы
(АВТОГРАФ НА СТЕНЕ РЕЙХСТАГА)
Рядом с нами
(КАРЬЕРА АННЫ ГРИГОРЬЕВОЙ)
Рядом с нами
(РАСПОЗНАВАТЕЛЬНИЦА ТАЛАНТА)
Рядом с нами
(ТАТЬЯНА ЗВЕРЕВА – ХУДОЖНИК ВРЕМЕНИ)
Юбилей
(ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ)
Улицы Москвы
(БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА)
Традиции
(«БЛАГОСЛОВИ, МАТИ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ»)
Культура - детям
(ДОРОГА В ИСТОРИЮ)
Музеи
(СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МОСКВУ)
Музеи
(БЕСЦЕННОЕ СОБРАНИЕ)
Культ личностей
(ГЕННАДИЙ ПЕЧНИКОВ: «Я СТАЛ АКТЁРОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ»)
Новь
(ИНТЕЛЛЕКТ - ЦЕНТР ИМЕНИ ЧЕХОВА)
Культура досуга
(НАШ ВЫХОДНОЙ)
|
РАСПОЗНАВАТЕЛЬНИЦА ТАЛАНТА
Ольга КОВРИГИНА, кандидат социологических наук
Как разглядеть истинный талант маленького человечка? Каким образом можно его выявить и развить? Как не ошибиться? Как привить ребёнку любовь к выбранному виду деятельности, который может привести его к успеху или хотя бы стать его любимым занятием на всю жизнь?
За последние несколько лет появилось множество учреждений, готовящих малышей к школе по якобы самым новым методикам. Их направленность безгранична: от изучения пяти иностранных языков одновременно до подготовки в... президенты. У родителей при наличии такого выбора глаза разбегаются, не говоря уже об амбициях. Ведь они стараются как можно раньше распознать способности своих детей и уже с раннего возраста готовят их к взрослой жизни. Но стоит ли отнимать у малыша детство, принуждая раньше времени покинуть сказку и оказаться в жёсткой реальности будней?
Прежде всего ребёнка необходимо приобщать к детскому коллективу, где у него появятся первые друзья и увлечения. Ему нельзя что-либо навязывать. Душа малыша чиста и невинна. На данном этапе родители должны думать о духовном воспитании своего чада, и самое лучшее - занятия музыкой и спортом. Но родительские амбиции и надежды разбиваются о проблему доступности выбранного для ребёнка направления деятельности. Далеко не каждая семья способна тратить сотни долларов в месяц на обучение своего чада.
Поэтому скорее с некоторой настороженностью относительно качества бесплатных занятий прочтут родители маленькое объявление на входной двери в Московский камерный театр под руководством Б.А.Покровского на Никольской улице, 17. Ведь мало кто из москвичей знает о существовании за этой дверью сказочного музыкального мира для детей, где доброй и скромной феей является Елена Львовна Озерова - уникальный деятель российской культуры. Именно она с высоты своего 40-летнего опыта работы с детьми сможет безошибочно оценить творческий потенциал любого малыша и вести его дальше.
Вся жизнь её связана с музыкой и искусством. Объясняется это прежде всего тем, что её отец - Лев Озеров, известнейший российский литературовед, поэт, переводчик, критик, учёный, профессор Литературного института имени М.Горького. В этом году ему исполнилось бы 90 лет... Долгие годы он был организатором "Устной библиотеки поэта" - вечеров с участием современных российских поэтов от именитых до неизвестных, которые всегда сопровождались музыкой и театрализованными представлениями. В круг знакомых семьи Озеровых входили А.Ахматова, Б.Пастернак, С.Рихтер, А.Хачатурян и многие другие выдающиеся поэты, музыканты, художники.
Специальность Елены Львовны - хоровое пение, дирижирование. История детской труппы театра началась в 1978 году, когда Б.А.Покровский решил поставить оперу Б. Бриттэна "Маленький трубочист", в которой нужно было задействовать сразу много детишек. Елена Озерова работала во многих хоровых студиях, была частым гостем и зрителем театра Покровского, обожала его спектакли "Нос" (Д.Шостаковича), "Похождения повесы" (И.Стравинского). Состоялась деловая встреча. Ей удалось найти подходящих детей, и в апреле 1979 года опера имела колоссальный успех. Маленькие исполнители в течение 2-х часов играли на сцене, что, несомненно, явилось новшеством.
Никто тогда не мог предположить, что работа Озеровой с детским хором затянется на 25 лет. Были и попытки эксперимента - исполнение детьми мимических ролей без пения, например, в спектаклях "Братья Карамазовы" композитора А. Холминова, "Живи и помни" И.Волкова. Вся деятельность ребёнка в театре подчинена тому, что певческий процесс должен им восприниматься как театральное действо. В таком варианте исполнения большой акцент делался на эмоциональное воспроизведение детьми своих ролей, будь то участие в хоровых или мимансовых сценах либо в главных партиях.
В 1982 году был поставлен спектакль "Ростовское действо", который явился очередным этапом взросления детской труппы. В этом спектакле, а он исполнялся a'capella, была задействована вся труппа. Затем появился сольный чеховский "Ванька" композитора А. Холминова - моноопера для мальчика и оркестра. За многие годы своего существования Елене Львовне и зрителям особенно нравился в роли Ваньки М.Ивашкин, который в силу своих внешних данных очень образно представлял этот персонаж. В данном спектакле, как и в других, было задействовано несколько исполнителей сольной партии.
С.Т.Рихтер предложил Елене Озеровой участвовать со своими питомцами в декабрьских вечерах 1984 - 1985 годов. Дети показали виртуозное исполнение.
С 1988 года Озерова одновременно ведёт детский хор при Большом театре, где занимается с детьми 5 - 8 лет. Она рассматривает это как другой вид деятельности: дети должны привыкать к большим масштабам сцены. Они не исполняют сольных партий, но при этом остаются та же театральная хоровая работа и те же задачи в эмоциональном восприятии детьми своей деятельности.
Многие годы работы с ними требовали огромной самоотдачи и преданности своему делу. В настоящее время в хоре занимаются 50 - 70 человек от 5 до 15 лет. Детишки делятся на группы. Все они разные, и каждому необходим индивидуальный подход. Сложно не сбиться во время исполнения партии. Важны своеобразие голоса, сила воли, диапазон. Многие спектакли сейчас восстанавливаются. Идёт работа над "Сказкой о попе и работнике его Балде". Последняя постановка с участием детей состоялась в сентябре минувшего года - спектакль известнейшей оперы Моцарта "Волшебная флейта", где есть и роли для трёх мальчиков. На протяжении всего спектакля они исполняют труднейшие мизансцены с пением трио и мимансовыми сценами.
За 40 лет у Елены Озеровой было много учеников. Некоторые из них продолжили своё музыкальное образование, стали музыкантами пианистами, скрипачами. Театр по-прежнему посещают и те её воспитанники, жизнь которых сейчас не связана с театром, но они считают его своим домом и приводят на занятия своих детей.
Но, к сожалению, у Елены Львовны нет последователей. По-видимому, в силу того, что в наш прагматичный век мало кого может заинтересовать перспектива работать за чисто символические деньги, при этом целиком отдавая себя творчеству, которое требует большой силы воли, огромной работоспособности и, конечно, призвания. Сама она считает, что её работе невозможно научить, необходимо, чтобы всё происходило естественно. Ей не нужно рекламы, она её не признаёт и никогда не хлопотала насчёт оценки своей работы, выраженной в наградах и званиях. Её награда - это признание сотен детей и их родителей.
На подготовку каждого спектакля уходит около 2-х месяцев работы. Чтобы всё прошло успешно, нужно иметь чутье на ребёнка, верить в него. Основой своей работы Елена Львовна считает любовь к детям и постоянную включённость их в творческий процесс. Ей с успехом удаётся совмещать позиции постановщика и дирижёра. Она несёт личную ответственность за постановку и выпуск спектаклей, назначение на роли, её присутствие на каждом из них обязательно. Огромное внимание уделяется дисциплине, ибо это очень важно для воспитания личности ребенка.
Театр всегда открыт для новых детей и совершенно бесплатно. Кстати, их участие в спектаклях вознаграждается. Елена Львовна считает, что гонорары, хотя и очень скромные, всё же стимулируют работу детей. Требования к детям строгие, поблажки не допускаются. Это именно тот вид деятельности, где нет остановок и пауз. Одни дети вырастают, им на смену приходят другие, а с ними рождаются и новые задумки, новые произведения, появляются новые таланты.
|