Ратная память Москвы
(СОХРАНИВШИЕ ЖИЗНЬ)
К 60-летию Великой Победы
(АВТОГРАФ НА СТЕНЕ РЕЙХСТАГА)
Рядом с нами
(КАРЬЕРА АННЫ ГРИГОРЬЕВОЙ)
Рядом с нами
(РАСПОЗНАВАТЕЛЬНИЦА ТАЛАНТА)
Рядом с нами
(ТАТЬЯНА ЗВЕРЕВА – ХУДОЖНИК ВРЕМЕНИ)
Юбилей
(ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ)
Улицы Москвы
(БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА)
Традиции
(«БЛАГОСЛОВИ, МАТИ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ»)
Культура - детям
(ДОРОГА В ИСТОРИЮ)
Музеи
(СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МОСКВУ)
Музеи
(БЕСЦЕННОЕ СОБРАНИЕ)
Культ личностей
(ГЕННАДИЙ ПЕЧНИКОВ: «Я СТАЛ АКТЁРОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ»)
Новь
(ИНТЕЛЛЕКТ - ЦЕНТР ИМЕНИ ЧЕХОВА)
Культура досуга
(НАШ ВЫХОДНОЙ)
|
БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА
Людмила ГУСАРОВА
Знатоки Москвы заметили, что на карте города Большая Ордынка с Пятницкой напоминают лук: Пятницкая - дуга лука, Ордынка - его натянутая тетива. Ордынка старше: она уступила свою роль Пятницкой в конце ХУ века. О седой древности говорит название улицы: здесь проходила дорога в Золотую Орду, вдоль неё селились ордынцы - ханские послы, а также тяглые люди, обязанные возить грузы в Орду, толмачи-переводчики.
В отличие от древних радиальных улиц, сходившихся к Кремлю, направления более молодых улиц Замоскворечья, напротив, расходятся от него, определяясь положением древних переправ через Москву-реку. С постройкой в ХУ1 столетии крепостной стены Скородома его Серпуховские ворота стали стягивать в узел главные улицы этой части города. Так от современной Добрынинской площади разошлись веерообразно три главные замоскворецкие магистрали, идущие к центру, - Большая Полянка, Большая Ордынка и Пятницкая, не укладываясь в признанную схему радиально-кольцевой планировки Москвы, а существенно дополняя её.
Большая Ордынка начинается за Малым Москворецким мостом и идёт рядом с Пятницкой. Здесь возрождается ценный историко-архитектурный ансамбль древней Кадашевской слободы, её переулки проходят вдоль Кадашевской набережной. Слобода существует с ХУ века, о ней упоминает в своём завещании Иван Ш. Во времена его княжения здесь жили кадаши - мастера, делавшие кадки и бочки для великокняжеского двора. Позднее жители слободы стали производить "хамовные", т.е. полотняные, изделия для дворцовых нужд. В 1658 - 1661 годах были построены каменные палаты-мастерские - Хамовный двор - одна из крупнейших мануфактур Москвы. Строения двора частично сохранились и восстанавливаются. Новейшие исследования показали, что остался не только центр слободы - великолепный храм Воскресения, но и многие дома слобожан. После реставрации старинных строений здесь предполагается создать заповедный квартал допетровской Москвы.
В ХУШ веке территория слободы стала застраиваться купеческими особняками с большими садами и высокими заборами, а позже и домами дворян, которых привлекали тишина, малолюдство и покой: движение перешло на Пятницкую, даже магазинов было мало.
Несколько памятников ХУП века мы встретим в начале Ордынки - это дома №№ 2, 4, 6, 8. В них жили ткачи, пряхи и швеи Хамовного двора. Ещё одно строение того же периода - двухэтажные палаты (№ 7, во дворе), сохранившие часть своей декоративной отделки. Реставрация возвращает этим зданиям их первоначальный облик.
2-й Кадашевский переулок был центром старинной слободы. Здесь на средства, собранные жителями, возведена замечательная церковь Воскресения в Кадашах (дом № 7).
Храм построен в 1657 году на месте деревянной церкви ХУ века. Его перестройку, уже при Петре Первом, выполнил колокольных дел мастер С.Турчанинов. Краснокирпичные стены храма богато декорированы белокаменной резьбой, наличники окон, порталы, колонны, рельефный пояс, завершающий четверик, специалисты оценивают как высшее достижение московского камнерезного искусства. Зодчий отказался от традиционной пирамиды кокошников и заменил их двумя рядами резных гребней, создав переход к пяти стройным главам. Гармонично сливается с храмом многоярусная колокольня, отделанная белокаменным декором. Реставрация освободила памятник от позднейших переделок.
В этом же переулке в домах №№ 14, 8, 4, 2/6 нижние этажи и подвалы относятся к ХУП веку, а верхние построены позже. В 1-м Кадашевском переулке уцелели некоторые древние строения: дом № 10 ХУШ века сохранился полностью, в доме № 10-а целы белокаменные подвалы ХУ1 века, а на углу 1-го и 3-го Кадашевских переулков уже отреставрированы и переданы Третьяковской галерее каменные палаты ХУП века.
После реставрации Кадашевскую слободу предполагается превратить в туристический комплекс с концертным залом, лекторием, магазинами-мастерскими, где на древних ткацких станках будут изготовлять полотна, какие делали хамовники ХУП века.
Но вернёмся на Большую Ордынку. Левая сторона начинается сквером, разбитым на месте трёх снесённых домиков. Далее нас встречают доходные дома, появившиеся незадолго до революции 1917 года. Во дворе дома № 7 - двухэтажные палаты ХУП - начала ХУШ веков, о чём уже говорилось выше.
Дома №№ 17 и 19с обширными дворами ещё сохраняют черты прежней планировки, когда в них находились усадьбы зажиточных купцов, ничем не уступавшие дворянским. Предполагают, что в центральной части дома № 17 у его владельца купца Куманина в детстве бывал его племянник Фёдор Михайлович Достоевский. В правом корпусе той же усадьбы в квартире писателя В.Е.Ардова подолгу жила А.А.Ахматова, приезжая в Москву. В начале июня 1941 года здесь произошла первая и единственная встреча Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. На доме установлена мемориальная доска.
Дом № 21 - прекрасно сохранившаяся усадьба, построенная в стиле классицизма во второй половине ХУШ века. Господский дом украшен шестиколонным портиком, сохранились флигеля, каменная ограда и ворота. Усадьба была по-строена великим зодчим В.И.Баженовым для своего родственника купца Долгова, а после пожара восстановлена архитектором О.И.Бове. Ныне в ней размещается Институт Латинской Америки Российской академии наук. Искусством этих же двух зодчих создана и церковь Всех Скорбящих радости. В.И.Баженов пристроил к церкви ХУП века трапезную и трёхъярусную колокольню. В 1828 - 1833 годах старая церковь была снесена, и на её месте О.И.Бове возвёл храм в форме классической ротонды со световым барабаном и шлемовидным куполом. Ротонда, барабан, арочные окна украшены лепным фризом, внутри по периметру ротонды поставлены стройные колонны, на стенах - росписи конца ХУШ - начала Х1Х веков.
Рядом, через Клементовский переулок, в 1986 году открылась станция метро "Третьяковская", связанная с "Новокузнецкой".
Дом № 25 - первая автоматическая телефонная станция Москвы, воздвигнутая в 1930-е годы по типовому проекту инженера В.В.Патека.
За зданием бывшей богадельни, занятым музыкально-педагогическим училищем, высится храм Николы в Пыжах. Он построен жителями стрелецкой слободы. Первоначально храм называли церковью Николы в полку Богдана Пыжова. Издали привлекает внимание двухсветный четверик с развитым пышным антаблементом и ярусами кокошников, который заканчивается мощным пятиглавием. Обращает на себя внимание белокаменный резной декор сложного и тонкого рисунка. Два придела как бы вдвинуты в северо-восточный и юго-восточный углы основного объёма храма. Трёхъярусная шатровая колокольня с открытым крыльцом в первом ярусе по праву считается одним из лучших сооружений подобного типа в Москве.
За храмом этажность улицы понижается. Среди маленьких домиков своими крупными объёмами выделяется здание церкви Иверской Богоматери или - по приделу - Георгия на Всполье. Церковь была построена по проекту архитектора И.В. Еготова в 1802 году.
В череде староордынских особняков интересны дома: № 41, ныне занятый народным судом, построенный в 1821 году, и № 45 - чудом уцелевший нештукатуренный деревянный дом начала Х1Х века, а также дома №№ 49 и 53, сохранившие пропорции и детали стиля ампир.
Дом № 41 принадлежал сестре знаменитого фабриканта Саввы Морозова А.Т. Карповой, в 1900-е годы его перестраивал архитектор М.Ф. Бугровский, а интерьеры оформлял молодой скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков.
Под № 55 - двухэтажное здание с тремя полуциркулярными окнами посредине, построено в 1880 году для Александро-Мариинского училища в память о посещении Александром П городского головы Королёва. Оно предназначалось для беднейших детей с бесплатным обучением и завтраками.
В конце улицы - хорошо известное всем театралам здание, в котором находится филиал Малого театра. Оно было перестроено в 1914 году из кинотеатра "Кино-Палас" по проекту архитектора Н.А.Спирина для антрепренёра П.П.Струйского, открывшего здесь свой театр. С 1925 года в нём выступала труппа Замоскворецкого театра. После войны помещение было передано Малому театру, на сцене которого до сих пор ставят пьесы знаменитого драматурга, бытописателя нравов Замоскворечья Александра Николаевича Островского. Кстати, по соседству с Большой Ордынкой, между Клементов-ским переулком и Пятницкой улицей, находится Малая Ордынка. В 1948 -1994 годах она носила имя А.Н. Островского в память о драматурге, родившемся и жившем на этой улице.
На правой стороне среди маленьких домов выделяется ансамбль Марфо-Марьинской обители, сооружённый в духе новгородско-псковской старины. Церковь Покрова, приземистое здание келий на берегу большого пруда, ограда и решетчатые ворота созданы архитектором А.В.Щусевым. Блестящее мастерство архитектора, знатока русского зодчества, поставило его стилизованное творение в ряд со многими памятниками прошлого. Интерьер церкви Покрова расписан известным художником М.В.Нестеровым. Монастырь был основан как женская обитель в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Елизавета Фёдоровна Романова - родная сестра последней русской императрицы Александры Фёдоровны, жена московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Современники отмечали её редкую красоту, замечательный ум, юмор и ангельское терпение. Выйдя замуж за члена русской императорской фамилии, она приняла православие и активно занималась благотворительной деятельностью сначала в Петербурге, затем в Москве.
После убийства в 1905 году террористом-эсером Иваном Каляевым её мужа Елизавета Фёдоровна распустила свой двор, разделила своё состояние на три части: в казну, наследникам и самую большую - на благотворительность. На Большой Ордынке она приобрела усадьбу, где открыла больницу с домовой церковью, амбулаторию, аптеку, приют для девочек, библиотеку, столовую, общежитие для сестёр. В 1911 году обитель стала именоваться Марфо-Марьинским монастырем в память о двух евангельских сестрах, соединивших духовное служение с милосердием. После Октябрьской революции великая княгиня Елизавета Фёдоровна была жестоко казнена. В1990 году на территории обители был открыт памятник (скульптор Вячеслав Клыков). Хрупкая женская фигура в монашеском одеянии стоит на невысоком пьедестале, на котором написано: "Великой княгине Елизавете Фёдоровне с покаянием". Она причислена к лику святых. Чудом сохранилась ещё одна церковь на территории монастыря - храм-усыпальница в Честь Всех Святых, построенная в 1914 году под землёй по желанию Елизаветы Фёдоровны. В нём она завещала себя похоронить. Церковь расписывал талантливый художник Павел Корин, и его фрески хорошо сохранились.
В комплексе Марфо-Марьинской обители долгое время находился Всесоюзный, затем Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Грабаря.
Мощный объём 12-этажного здания Министерства атомной энергетики и промышленности (1957 год, архитекторы П.П.Зиновьев и Л.З.Чериковер) заполняет весь следующий квартал. Его обрамляют Большой Толмачёвский и Пыжевский переулки. Их названия говорят сами за себя. Здесь жили русские и татарские толмачи - устные переводчики, необходимые для общения с ордынцами. В Пыжевском стоял стрелецкий полк под командой Пыжова. По адресу: Большой Толмачёвский переулок, дом 3, находится интересный памятник истории и культуры - усадьба Демидовых, построенная в классическом стиле. Центральный дом расположен в глубине парадного двора. Особый интерес представляет чугунная ограда, отделяющая усадьбу от улицы. Ограда и парадные ворота были изготовлены на уральских заводах Демидовых по рисунку Ф.С.Аргунова литейщиками под руководством мастера Т.Сизова. Первоначально решётка предназначалась для Слободского дворца горнозаводчика. В 1827 году Н.И.Демидов пожертвовал его Московскому обществу трудолюбия, однако решётку перенёс в свою усадьбу в Замоскворечье. Ныне усадьбу занимает Педагогическая научная библиотека имени К.Д.Ушинского, основанная в 1925 году.
Далее улица становится тихой и низенькой, словно мы перенеслись в какой-нибудь уездный город. Остановим внимание на очаровательных домиках Х1Х века.
Между старинным особняком под № 48 и восьмиэтажным жилым домом 1960-х годов проходит 1-й Казачий переулок. Здесь в ХУП веке селились выходцы с Украины.
На углу следующего переулка - величественная церковь Екатерины, построенная в 1764 -1767 годах по проекту архитектора К.И.Бланка на средства императрицы Екатерины П. Этот ценный памятник архитектуры недавно бережно отреставрирован. Решётка ограды древнее церкви: до 1742 года она украшала Кремль, затем хранилась без применения, позже была установлена здесь.
Название близлежащего переулка Погорельский напоминает о больших пожарах, нередко случавшихся в Замоскворечье.
Чем ближе к людной торговой площади, тем дороже были земельные участки и тем богаче возводились дома: № 68 принадлежал "табачному королю" Викторсону, доходный дом и особняк №№ 68-70 построены мануфактуристом Ижболдиным. Длинный двухэтажный дом, выходящий и на Добрынинскую площадь, и на Большую Полянку, являлся собственностью дочери крупнейшего торговца фармацевтическими товарами Феррейна; фирма открыла здесь аптеку, существующую до сих пор.
Заканчивая прогулку по Ордынке, можно радоваться, что она сохранила почти не искажённым свой самобытный облик.
|