Главная     Редакция     Архив     3(19)/2005  
 

Ратная память Москвы
(СОХРАНИВШИЕ ЖИЗНЬ)


К 60-летию Великой Победы
(АВТОГРАФ НА СТЕНЕ РЕЙХСТАГА)

Рядом с нами
(КАРЬЕРА АННЫ ГРИГОРЬЕВОЙ)

Рядом с нами
(РАСПОЗНАВАТЕЛЬНИЦА ТАЛАНТА)

Рядом с нами
(ТАТЬЯНА ЗВЕРЕВА – ХУДОЖНИК ВРЕМЕНИ)

Юбилей
(ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ)

Улицы Москвы
(БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА)

Традиции
(«БЛАГОСЛОВИ, МАТИ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ»)

Культура - детям
(ДОРОГА В ИСТОРИЮ)

Музеи
(СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МОСКВУ)

Музеи
(БЕСЦЕННОЕ СОБРАНИЕ)

Культ личностей
(ГЕННАДИЙ ПЕЧНИКОВ: «Я СТАЛ АКТЁРОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ»)

Новь
(ИНТЕЛЛЕКТ - ЦЕНТР ИМЕНИ ЧЕХОВА)

Культура досуга
(НАШ ВЫХОДНОЙ)

НАШ ВЫХОДНОЙ

Маргарита Щепетова

Не хочу никого поучать, но всё же напомню старую мудрость; "Скажи мне, чем занимаешься от шести вечера до полуночи, и я скажу, кто ты такой". Этот принцип вполне распространяется и на выходные, Конечно, от домашних хлопот не денешься никуда, однако отдых - это отнюдь не пустяковое времяпрепровождение. "Душа обязана трудиться", не правда ли? Досуг лишь тогда интересен и ценен, когда наполняет душу. И друзья мои такого же мнения. Мы всегда собираемся на выходные - не для никчёмного сидения за столом, а чтобы снова и снова проникнуться тем, что дарит нам, распахивает перед нами Москва.

Так и в первый мартовский выходной, когда в прощальных морозах уже повеяло лёгким дыханием весны, мы с друзьями решили побродить по улочкам старой Москвы. Я предложила отправиться в Замоскворечье, где прошла моя юность. Мы двинулись по Большому Каменному мосту, Кадашевской набережной и вышли на Пятницкую. Названия этих улиц и переулков ласкали память - Полянка, Ордынка Большая и Малая, и как-то незаметно мы оказались в Лаврушинском переулке. Вообще-то мы стараемся не пропускать больших событий в культурной жизни нашего города, будь то знаковая премьера или выставки в музеях либо в Доме художника. Но в тот день, конечно же, потому, что, признаюсь, впереди было 8 Марта, я повела своих друзей к моей любимой картине. Мне хотелось показать им портрет Александры Струйской, написанный в 1772 году маслом художником Ф.Рокотовым, и рассказать о нём.
      Как пишут искусствоведы, "загадочен и таинствен портрет юной Александры. Мерцающие краски, размытые образы лица...". Кажется, молодая женщина всматривается куда-то вдаль, или внутрь себя, или в будущее. Александра Струйская не могла оставить равнодушным ничьё сердце. Она вдохновляла не только художников, но и поэтов. Спустя два столетия Николай Заболоцкий, вглядываясь в знаменитый портрет работы Ф.Рокотова, писал:
      "Ты помнишь, кзк из тьмы былого, едвз закутана в атлас
      , С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас.
      Её глаза, как два тумана, полуулыбка, полуплач,
      Её глаза - как два обмана, покрытых мглою неудач.
      Когда потёмки наступают и приближается гроза,
      Со дна души моей мерцают её прекрасные глаза".

      Мои друзья с восторгом смотрели на немного грустную, в лёгкой дымке очарования и загадки молодую женщину, и наш друг Сергей произнёс: "Наверное, это была одна из самых красивых женщин ХУШ века".
      От портрета Струйской мы пришли на выставку пастели. Пастель - самая хрупкая и романтичная из графических техник. В ней соединяются возможности живописи и рисунка, пастельная графика отличается мягкой бархатистой поверхностью, свежестью красок и цветовым богатством. Но произведения, исполненные в этой технике, "столь нежны и сыпучи", что не допускают частого экспонирования. Нам посчастливилось увидеть 150 произведений известных и безымянных художников ХУШ - начала XX веков. Когда смотришь на старинные картины трехсотлетней давности, со всех сторон тебя обволакивают яркие, мягкие, бархатистые цвета. Пастель имеет более 1650-ти оттенков.
      И вот перед нами "Портрет неизвестной" русского художника Степана Яснопольского - женщина с умным лицом и врождённой гордой осанкой, своей серебристо-жемчужной гаммой и задумчивой серьёзностью её портрет перекликается с портретом Струйской. В них обоих отражена загадочная игра полутонов, изысканная матовость, делающая изображение как бы подёрнутым лёгкой таинственной дымкой. То же чувство тревоги, щемящая нота хрупкости и какая-то изначальная обречённость самой пастельной техники, быстро стирающейся, осыпающейся, которую искусствоведы называют "нежной, как пыльца на крыльях бабочки, так же легко исчезающая от неосторожного прикосновения".
      Мы с друзьями переходили от портрета к портрету художников эпохи романтизма - О.Кипренского, А.Орловского, А.Венецианова, И.Крамского. Великий русский художник А.Венецианов творил в первой половине XIX века, писал портреты людей самых разных сословных рангов и положений. Мы любовались "Портретом крестьянской девушки с серпом во ржи". Венецианов лёгкими штрихами пастели, тонкой цветовой гармонией передал внутренний мир девушки и в обычной бытовой картине воплотил нежный, поэтический образ.
      Конец XIX века считается временем второго рождения пастели. В русском искусстве - это работы К.Маковского, пейзажи И.Левитана, Е.Поленова, К.Сомова, М. Врубеля. В портретах В.Серова, исполненных пастелью, - "Портрет Нины Хрущёвой", "Портрет Г.Гиршман", "Портрет К.Бальмонта" - мы видим новый графический стиль. Художник использует пастель как изысканный аристократический инструмент, позволивший выявить лёгкую гибкую линию, то прерывистую, то чуть касающуюся бумаги, словно по волшебству создающую образ. Нам очень понравился "Портрет Г.Гиршман". Напевной, пластичной, выразительной линией Серов изобразил элегантную даму в восточном тюрбане, обернувшуюся на нас. Наш друг нашёл удивительное сходство во взгляде этой прекрасной дамы со своей супругой. И действительно, женские лица, дошедшие до нас из глубины веков, поразительно похожи на наших современниц. Всмотритесь в лиричные женские образы, глаза. Пастельная техника изумительно тонко передаёт духовный мир, переживания и радость, печаль и грусть, мерцающие тени и полутона улыбок.
      Все мы были очарованы увиденным. На улице опять залюбовались старой Москвой, высвеченной акварелью близкой. Увидев на углу Пятницкой цветочницу, наши мужчины купили букетики цветов и подарили нам. Приятно!