Главная     Редакция     Архив     3(19)/2005  
 

Ратная память Москвы
(СОХРАНИВШИЕ ЖИЗНЬ)


К 60-летию Великой Победы
(АВТОГРАФ НА СТЕНЕ РЕЙХСТАГА)

Рядом с нами
(КАРЬЕРА АННЫ ГРИГОРЬЕВОЙ)

Рядом с нами
(РАСПОЗНАВАТЕЛЬНИЦА ТАЛАНТА)

Рядом с нами
(ТАТЬЯНА ЗВЕРЕВА – ХУДОЖНИК ВРЕМЕНИ)

Юбилей
(ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ)

Улицы Москвы
(БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА)

Традиции
(«БЛАГОСЛОВИ, МАТИ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ»)

Культура - детям
(ДОРОГА В ИСТОРИЮ)

Музеи
(СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МОСКВУ)

Музеи
(БЕСЦЕННОЕ СОБРАНИЕ)

Культ личностей
(ГЕННАДИЙ ПЕЧНИКОВ: «Я СТАЛ АКТЁРОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ»)

Новь
(ИНТЕЛЛЕКТ - ЦЕНТР ИМЕНИ ЧЕХОВА)

Культура досуга
(НАШ ВЫХОДНОЙ)

ГЕННАДИЙ ПЕЧНИКОВ: "Я СТАЛ АКТЁРОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ"

Ольга ИГНАТЮК

Народный артист России Геннадий Михайлович Печников - личность необычайно популярная в театральном мире. Его имя неотделимо от Центрального детского театра (ставшего теперь РАМТом), которому он посвятил всю свою жизнь. Играющий на его сцене с 1948 года, вместе со своими ролями он вошёл в славную историю ЦДТ - властителя дум 50-х - 70-х годов прошлого века, а ролью Рамы в знаменитой "Рамаяне" прославился как первооткрыватель великого индийского эпоса на советской сцене. В юношеские годы Печников был участником обороны Москвы. В мирное время прибавил к званиям ветерана Великой Отечественной войны и ветерана дорожных войск Советской Армии ещё звание первого вице-президента, профессора и лауреата индийской премии Бал Митра, председателя совета ветеранов Центрального дома работников искусств и почётного президента фонда "Театр и дети".
      Г.М.ПЕЧНИКОВ:
      - Война была неожиданна для всех - ведь весь народ готовили к тому, что никакой войны не будет, до этого прошли и война с Финляндией, и Халкин-Гол - и мы везде побеждали! А я тогда был мальчишкой, которому ещё не исполнилось и пятнадцати лет. Что делать? Я полагал, что надо прежде всего заканчивать школу, и стал доучиваться в семилетке. Немецкие войска продвигались с запада, захватывали наши города, но у нас всё равно было ощущение, что это временно. Ведь таково было наше воспитание - мы обязательно победим! - и эта уверенность жила со мною и всем моим поколением до конца войны. Даже в октябре 41-го, когда фашисты подходили к Москве, я оставался в ней. Как это Москву сдадут? Да никогда! Между тем школы уже закрывались, в них обосновывались госпитали, и стали создаваться учебно-курсовые комбинаты. Я поступил туда, окончив экстерном за два года три последних класса.
      А параллельно занимался ещё в студии художественного слова Московского городского Дома пионеров, находившегося тогда у Чистых Прудов. А поскольку Дом пионеров шефствовал над дорожными войсками Красной Армии, мы со своими театральными программами регулярно ездили выступать в воинские части и госпитали на Калининском фронте. Позже, оценив мои заслуги на этом поприще, генерал-майор Васильев наградил меня почётным знаком "Ветеран дорожных войск Советской Армии". Я им очень горжусь.
      - Расскажите, как проходили эти фронтовые выступления?
      - Выезжает полуторка на фронт, раскрываются три её борта - вот вам и сцена. Это были совершенно поразительные поездки, в которых я понял, что искусство - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Островский - очень нужно, просто необходимо воинам! Помню интересный случай. Я прихожу в госпиталь, лежат там парни - может быть, немного старше меня, совсем молодые ребята, у кого нога подвешена на повязке, у кого рука, кто лежит, кто посиживает, - ну и начинаю читать перед ними Лермонтова: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?" (вот видите, у меня даже сейчас ком к горлу подступает) - и вдруг хохот: "Ха-ха-ха!". Что такое? А там парень, курносый такой, вылитый Василий Тёркин, орёт: " А мы Москву фашистам не отдадим, вот им!" - и показывает кукиш. Общий смех. Я продолжаю читать... И до сих пор с острым волнением вспоминаю этот эпизод.
     - А как жил в это время город?
      - На нашей улице Солянке было организовано противопожарное звено, в которое я сразу же вступил, о чём у меня даже сохранился специальный документ. И на протяжении всей войны я дежурил во время бомбёжек на крыше, тушил бомбы. И ни разу не был в бомбоубежище, ни разу - мне как-то неудобно было, я предпочитал находиться на фронте. А Москва и была практически фронтом. Ведь немцы смотрели на нас в бинокли из Лобни, из Химок. Во время бомбёжек я лез на крышу и видел, как работает противовоздушная оборона, которая была организована великолепно. Ведь фашистам так и не удалось разбомбить Москву вопреки планам Гитлера стереть её с лица земли. И вспоминая себя во время войны, совсем мальчика, я не помню, чтобы хоть раз испугался. Это лишь потом стал задумываться об источнике своей храбрости: в чём он? Конечно, в воспитании. Дело в том, что я страстно любил книги. Очень много их покупал, все последние деньги на них тратил - в чём меня поддерживали и мама, и отчим. Я читал взахлёб - Жюля Верна, Стендаля, всю французскую литературу, всю американскую, английскую и, конечно, русскую. Это, во-первых, Пушкин, а в нашем Доме пионеров вообще был культ Пушкина. Мы и читали, и играли его, а с Людмилой Касаткиной исполняли наш первый отрывок из "Барышни-крестьянки". Так с самого детства мы прикоснулись именно через Пушкина к великой русской литературе. У меня даже и сейчас есть чтецкая программа "Не расставаясь с Пушкиным".
     - Итак, шла война....
      - Нас послали рыть противотанковые рвы в подмосковной деревне Павшино, я был назначен командиром отряда. Так вот мы и жили на несколько "фронтов": оборона Москвы, учёба, Дом пионеров. И ни у кого из нас не было страха или уныния.
      - Вы начали учиться на актёра тоже во время войны?
      - В 43-м открылась Школа-студия имени Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТе имени М.Горького. Это была идея Вл.И.Немировича-Данченко, который остался один после смерти К.Станиславского... Был объявлен приёмный конкурс на весь Советский Союз, и на него приезжали даже из воинских частей, как, например, Владлен Давыдов. А я к тому моменту уже успел поступить в Институт стали, но мне посоветовали всё же попробовать на актёрский... На экзамене я читал "Василия Тёркина", а в приёмной комиссии, между прочим, сидели И.Москвин, Н.Хмелёв, О.Книп-пер-Чехова, В.Сахновский, Н.Литовцева. Так я попал в самый первый, исторический набор 43-го года. Там началась для меня настоящая сказка. В.Сахновский был директором студии, а все мхатовские "старики" преподавали у нас, представляете? На встречи к нам приглашались В.Качалов, О.Книппер-Чехова, И.Москвин, Анна Ахматова и Борис Пастернак читали нам свои стихи, бывал Илья Эренбург, играл на фортепиано Святослав Рихтер, а Абрам Эфрос водил на экскурсии в Третьяковку. О, это были для нас высочайшие университеты! Девиз Школы таков: мы воспитываем из вас не просто актёра - мы воспитываем личность! Именно во время войны происходило моё приобщение к великим достижениям русского театрального искусства. Какие прекрасные спектакли в то время шли!
      - Как же складывалась Ваша творческая жизнь потом?
     - По окончании Школы меня оставили в студийной группе МХАТа, потом всё это как-то рассыпалось, и я попал в массовку, отчего очень заскучал. И тут как раз в 48-м году меня пригласил к себе директор Центрального детского театра К.Шах-Азизов, туда же в то время пришла и группа моих однокурсников. Мне сразу дали роль в пьесе А.Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын", а вслед за этим я вошёл и в репертуар всего театра. Потом были "Два капитана" В.Каверина, где я играл Валю Жукова, "Бедность не порок" А.Островского, который я сам поставил и сыграл Любима Торцова, затем стал репетировать роль сказочника в "Снежной королеве"...
      - Ведь это было время, когда и Анатолий Эфрос, и другие известные режиссёры начинали работать в ЦДТ?
      - В 1951 году к нам в театр пришла М.Кне-бель и сразу же совершила поистине подвиг, начав на детской сцене ставить не что-нибудь, а "Горе от ума". Молча -лина нам дали в очередь с Олегом Ефремовым, который пришёл сюда на год позже меня и тоже стал моим другом до конца дней.
      С того времени и начался путь ЦДТ как властителя дум 50-х - 70-х годов. В нём работали и ставили Л.Волков, О.Пыжова, Б.Бибиков, В.Колесаев, А.Некрасова, М.Кнебель. А сколько прекрасных актёров воспитал ЦДТ тех лет! Пришли к нам В.Меньковская, А.Михайлов, Л.Дуров, О.Анофриев. Приходили - и сразу же получали крупные роли и считали время в ЦДТ лучшим в своей жизни. На этой сцене был культ русской классики. Я тем временем играл Жадова в "Доходном месте" А.Островского, Чацкого в "Горе от ума", пушкинского Дубровского, Якова в горь-ковских "Врагах" и ещё много больших ролей - словом, тоже вносил свою лепту в славную историю ЦДТ. Ставил у нас и Г.Товстоногов.
      - А расскажите о "Рамаяне"! Все знают, что Печников - первый исполнитель роли Рамы на русской сцене, и весь мир обошли Ваши фотографии с национальными индийскими масками, в которых Вы играли этот знаменитый спектакль. Вы теперь останетесь в истории нашего театра как первооткрыватель индийской темы и хранитель традиций индийского театра!
      - "Рамаяна" - великий индийский эпос, созданный 2000 лет назад или даже раньше. Рама - идеал правителя, его идея - единение с народом, он чутко прислушивается к тому, что думает его народ, а народ верит ему. Он - правитель, он - отец, он - муж, он - однолюб (любящий только свою жену Ситу), он - военачальник и победитель, борец против зла, вечный носитель справедливости. Рама - бог солнца. Он олицетворение всех добродетелей и воин, ему подчиняются все силы природы. Словом, это идеал вождя той страны, которая должна существовать в идеале и в которой всем хорошо. Рамрадж - царство Рамы.
      А началось всё так. Известный индолог Наталья Гусева принесла в театр текст, и Шах-Азизов благословил этот проект, а В.Колесаев стал его постановщиком. Он предложил мне роль Рамы и одновременно попросил стать режиссёром спектакля. (Режиссура же и педагогика меня всегда к себе тянули. В 1967 году, например, я поставил на нашей сцене спектакль "Как закалялась сталь", за который получил премию.) Работа длилась два с половиной года. Принимало участие в процессе репетиций и посольство Индии: нам дарили сари, учили в них одеваться, помогали осваивать индийские национальные жесты, пластику, интонации... Это был крупный многонаселённый спектакль с музыкой, песнями, танцами и полной индийской экзотикой. Он имел фантастический успех.
      - Это был первый опыт индийского эпоса на русской сцене?
      - Нет, ещё в 1914 году Таиров ставил "Шакунталу", но ведь то была совсем другая театральная эпоха... А 8 сентября 1961 года, в день моего рождения, на спектакль пришёл Джавахарлал Неру. Когда его спросили, понравилась ли ему "Рамаяна", он ответил: "Да! Они играют лучше индийских артистов!". Потом подошёл ко мне, долго смотрел на меня и сказал: "А вы - Рама, настоящий! Вы - наш Рама!". Ну что же может быть лучше этого? И разве какой-нибудь критик сможет такое сказать?
      Потом нас с этим спектаклем дважды приглашала в Индию Индира Ганди, и мы играли там по-русски, без перевода - и именно это понравилось, поскольку всем интересно было, как звучит их эпос на русском языке.
      - И сколько "Рамаяна" держалась в репертуаре?
      - Больше 20 лет. Я записал этот спектакль на фирме "Мелодия" и снял о нём два фильма, в том числе документальный, о том, как в Индии смотрят нашу "Рамаяну". Меня наградил медалью "Сангам" (за единение культур) сам Радж Капур. А позже Детский комитет Неру наградил меня медалью "Бал Митра" - "Друг детей".