Главная     Редакция     Архив     3(19)/2005  
 

Ратная память Москвы
(СОХРАНИВШИЕ ЖИЗНЬ)


К 60-летию Великой Победы
(АВТОГРАФ НА СТЕНЕ РЕЙХСТАГА)

Рядом с нами
(КАРЬЕРА АННЫ ГРИГОРЬЕВОЙ)

Рядом с нами
(РАСПОЗНАВАТЕЛЬНИЦА ТАЛАНТА)

Рядом с нами
(ТАТЬЯНА ЗВЕРЕВА – ХУДОЖНИК ВРЕМЕНИ)

Юбилей
(ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ)

Улицы Москвы
(БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА)

Традиции
(«БЛАГОСЛОВИ, МАТИ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ»)

Культура - детям
(ДОРОГА В ИСТОРИЮ)

Музеи
(СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МОСКВУ)

Музеи
(БЕСЦЕННОЕ СОБРАНИЕ)

Культ личностей
(ГЕННАДИЙ ПЕЧНИКОВ: «Я СТАЛ АКТЁРОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ»)

Новь
(ИНТЕЛЛЕКТ - ЦЕНТР ИМЕНИ ЧЕХОВА)

Культура досуга
(НАШ ВЫХОДНОЙ)

БЕСЦЕННОЕ СОБРАНИЕ

Татьяна ЕГОРОВА, доктор искусствоведения

В самом центре столицы,, на 2-й Тверской-Ямск.ой располагается уникальный по экспозиции "Музей русской гармоники", Создатель музея - известный во всём мире учёный и коллекционер, писатель, журналист и историк Альфред Мартинович Мирек, передавший в дар городу бесценное собрание уникальных музыкальных инструментов, человек, в судьбе которого переплелись тяжелейшие жизненные испытания и истовая преданность любимому делу.

Альфред Мирек родился в 1922 году в семье инженера-архитектора, выходца из Силезии, и потомственной москвички Ольги Георгиевны Катиловой, которые встретились и поженились в Ташкенте. Детство его прошло в Одессе, откуда семья переехала в Москву, родной город матери и бабушки. Отца, который был крупным специалистом, перевели в Главное строительное управление НКВД СССР руководителем строительства и архитектурно-отделочных работ Химкинского речного вокзала. Предметом его особой гордости была установка на шпиле звезды, снятой с одной из кремлёвских башен, которая и поныне украшает вокзал. В 1937 году по окончании строительства Мартину Миреку вручили награду - литой почётный знак "Ударник". А через два дня он был арестован и "за антисоветскую агитацию, распространение контрреволюционных слухов, опошляющих советские законы" был осуждён на пять лет сталинских лагерей, из которых ему не суждено было вернуться.
      К тому времени пятнадцатилетний подросток, у которого с детства обнаружились хорошие музыкальные способности, окончил музыкальную школу по классу фортепиано у знаменитой Е.Ф.Гнесиной. Но с клеймом сына "врага народа" о дальнейших занятиях музыкой пришлось забыть. Мирек пошёл в ФЗУ. Начало войны он встретил электромонтажником мастерской комендатуры Министерства связи. Почти год обивал пороги военкомата с просьбой отправить на фронт, но вместо этого в конце августа 1942 года по безымянному доносу был арестован. Проработал на лесоповале до 1944 года, на свободу вышел измождённым 22-летним инвалидом.
      Через несколько лет скитаний по провинциальным городам, работы солистом в концертной бригаде Воронежской филармонии, аккомпаниатором, сопровождавшим на фортепиано и аккордеоне спектакли Борисоглебского драматического театра, он получает разрешение вернуться домой. Немного физически окрепнув, поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции по классу аккордеона.
      Аккордеон стал особенно популярен в России после войны, когда вместе с возвращавшимися с фронтов воинскими эшелонами в стране появились эти красивые до неправдоподобия инструменты. Мирека заинтересовала история их происхождения, но сведения в весьма немногочисленных книгах оказались настолько спорными и противоречивыми, что он захотел разобраться во всём сам. И с 1947 года начинает свои многолетние странствия по стране в поисках старых мастеров и инструментов, собирая, изучая их происхождение, механику, восстанавливая по крупицам обрывки почти утраченных знаний. Его имя постепенно становится известным не только в узкопрофессиональных кругах музыкантов-исполнителей, но и в научном мире. Труды печатают солидные периодические издания Франции, Дании, Польши, Голландии, Финляндии, США, Чехии. В середине 70-х поступает в докторантуру Ленинградского института театра, музыки и кинематографии для подготовки фундаментальной докторской диссертации и параллельно там же выдерживает конкурс на должность старшего научного сотрудника.
      Беда грянула неожиданно. Прошло совсем немного времени после блестящей защиты на учёном совете ВНИИ искусствознания, но вместо получения диплома доктора искусствоведения был выписан ордер на арест, и Альфред Мирек год провёл в камерах питерских "Крестов". Дело развалилось прямо в зале суда за "отсутствием состава преступления". Прокуратура компенсировала нанесённый ущерб, хотя разве можно восполнить чем-либо смерть матери, не выдержавшей второго ареста сына?
      Вернувшись в разорённую обысками московскую квартиру, Альфред Мирек с присущей ему колоссальной выдержкой и работоспособностью занялся восстановлением того, что осталось. Затем последовали новые поездки, важные находки, лекции и консультации, экспертизы и участие в региональных и международных конкурсах, издание книг и научных трудов, в том числе уникальной по материалу энциклопедии "Гармоника. Прошлое и настоящее", создававшейся на протяжении 38 лет.
      Особую гордость Альфреда Мире-ка составляет открытие в год 850-летия Москвы при активной помощи и поддержке его друга, великого Юрия Никулина, "Музея русской гармоники", который по настоянию создателя получил статус филиала ГУК "Музейное объединение" -"Музея истории Москвы".
      В залах этого необычайно уютного музея представлено свыше 200 инструментов, в основном раритетных, не имеющих аналогов в мире. Ежемесячно музей посещает около 2000 человек, которых привлекает не только возможность увидеть воочию жемчужины русской национальной культуры, но и посетить музыкально-исторические программы, концерты, фестивали, лекции-концерты с участием крупнейших мастеров отечественного и зарубежного искусства.
      Его новым проектом, вызвавшим большой общественный резонанс, стала организация и проведение в Государственном концертном зале имени П.И.Чайковского международных фестивалей "Гармоника -душа России". Успех этих фестивалей ещё раз подтвердил высокий профессиональный авторитет, превосходный организаторский талант и подвижничество А.М.Мирека - лауреата Артиады народов России, кавалера международных орденов "Живая легенда", Святого Константина и Святого Станислава, шести правительственных медалей, в том числе "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" и "За оборону Москвы", Золотого кубка "Новый век" Фонда возрождения национальных традиций обаятельного Человека, Музыканта и Гражданина, который видит своё предназначение в сохранении для потомков одной из главных составляющих жизни своего народа и Отечества - его национального культурного наследия.