Главная     Редакция     Архив     11(39)/2006  
 

К 65-летию битвы за Москву
(ИСТОРИЯ ПЕСНИ, СТАВШЕЙ ГИМНОМ)


К 65-летию битвы за Москву
(ОПОЛЧЕНЦЫ)


Основы культуры
(ОТ «ГОДА ЧТЕНИЯ» К ЧИТАЮЩЕЙ РОССИИ)


Культ личностей
(БЕЛЫЙ КОНЬ ГЕОРГИЯ ЮДИНА)


Юбилей
( «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО ТЕАТРА» В МУЗЕЕ АЛЕКСЕЯ БАХРУШИНА)


Театр
(РАДОСТЬ ВСТРЕЧИ)


Наши соотечественники
(ЖИЗНЬ-ЛЮБОВЬ)


Московские были
(«ДИВНОЕ УЗОРОЧЬЕ»)


В округах
(«СОХРАНИТЬ, НАУЧИТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ»)


Культ личностей
(И ДУХ НАШ ДЫШИТ БЕЗДНОЙ СТРАННОЙ...)


Рядом с нами
(СПАСИБО ЗА БОЛЬШОЙ ТРУД ДУШИ!)


В музеях
(НОВОЕ РУССКОЕ НЕБО)


Память
(ФОТОАРХИВ НА АСФАЛЬТЕ)


Выставки
(УВИДЕТЬ ДРУГИЕ СВЕТЛЫЕ МИРЫ)


Выставки
(ЧТО МОЖЕТ ВДОХНОВИТЬ ХУДОЖНИКА?)

Наше наследие
(УРОКИ ГЕНИЯ)

"ДИВНОЕ УЗОРОЧЬЕ"

Наталья СОСНОВСКАЯ

"Дивное узорочье" - так называют одну из красивейших страниц московской архитектуры XVII века "московское барокко".

Стиль барокко (буквально - "вычурный") сменил в Европе классический стиль Возрождения. Его отличает изогнутость линий, нагромождение деталей, сложные формы, декоративная пышность и живописность. Первые влияния пришли на Русь из Польши и Украины, но быстро выработались в оригинальный русский стиль.
     XVII век в истории русской культуры во многом был переломным. В это время происходит проникновение в русскую культуру культуры западной, усиливаются светские начала. И вот уже в царском дворце возникает первый театр, начинают приобщаться к чаю. Огромное внимание стало уделяться декору. Светскость выражалась в стремлении к нему, к живописности, к нарядности. В Кремле строятся каменные палаты.
     Возникновению причудливых новых форм в архитектуре способствовало ещё одно обстоятельство, противоположное названным выше тенденциям. В 1653 году патриарх Никон накладывает запрет на строительство шатровых храмов. Он запрещает шатёр как проникновение, пусть и малейшего, но светского начала в церковное зодчество. Настоятельно был рекомендован "пятиглавый чин". Стеснённая в проявлениях самобытности, церковная архитектура обращается главным образом к развитию наружных украшений церквей, стараясь так или иначе разнообразить предписанный приём. И столь мощная традиция, как создание шатров, не могла кануть в прошлое лишь по одному запрету. Шатры начинают маскировать главками. Так появляются храмы, богато украшенные множеством глав, под которыми скрывается шатёр. В Москве многие стили преображались и становились "уютными и домашними". То же произошло и в барокко. Особенностью московского барокко являются прежде всего цвета - сочетание красного и белого, преобладание данного стиля в церковном зодчестве.
     Все эти черты в полной мере проявились в строительстве посадских храмов. Домовые церкви строили не только бояре на своих дворах, но и богатые купцы, у которых набожность сочеталась нередко с практическими целями.
     Так, церковь Троицы в Никитниках (станция метро "Китай-город", Никитников переулок) защищала некогда от чужих глаз, или "дурна", богатые товары хозяина (подклет церкви служил складом). А между тем она является шедевром архитектуры XVII века, одним из красивейших памятников русского зодчества. В 1631 - 1934 годах храм построил один из московских гостей Григорий Никитников. Он был в Москве человеком заметным, хотя и выходцем из Ярославля. В начале XVII века его имя встречается в качестве земского старосты в списках участников двух ополчений, созданных в Ярославле для борьбы с поляками и шведами. В 1630-х годах Никитников вёл крупные торговые операции с солью и рыбой во многих русских землях, держал в своих руках весь торговый оборот по волжскому пути. В 1622 году он переселяется из Ярославля в Москву, в Китай-город, где и строит свою домовую церковь. Церковь служила, однако, не только домовой, но и приходской. Южный придел во имя Никиты-воина являлся семейной усыпальницей рода Никитниковых. По легендам, Никитниковы были сказочно богаты и давали деньги в долг самому царю Алексею Михайловичу. Удивительна настенная роспись храма, необычен высокий иконостас - некоторые иконы были написаны выдающимся иконописцем XVII века Симоном Ушаковым. Красота церкви особенно поражает воображение на фоне окружающей застройки - богатый декор, стройная шатровая колокольня.
     Об иконе Грузинской Богородицы стоит сказать особо. Её выменял у персов в Грузии брат строителя церкви Степан и отдал поначалу в дальний Красногорский монастырь. Когда в Москве свирепствовала моровая язва, икону привезли в город и она прославилась чудотворениями. В 1934 году церковь сделали музеем, но в данное время она снова действует. Храмы московского барокко сохранились, к счастью, во множестве.
     Очень своеобразный памятник, одна из красивейших церквей - церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649 - 1652 гг.) на Большой Дмитровке. Своеобразное название "путинки" происходит, видимо, от слова "путь" или "распутье". Здесь был перекрёсток, соединение путей и дорог. По другой версии - двор послов и гонцов, в который нужно было заезжать кривыми улицами и переулками, то есть "путниками", тем более церковь в древности и называлась "в старом посольском дворе". Говорили ещё, что дома располагались здесь в виде паутины. Возможно, каменная церковь воспроизводилась по образцу более ранней деревянной, и неслучайно крупнейший исследователь Москвы И.Забелин называл стиль храма "стилем деревянной резьбы". Шатры разнообразны по форме, их расстановка несимметрична, что придаёт церкви неповторимый рисунок. Шатры имеют декоративный характер (в XVI веке их открывали внутри на всю высоту). Особенность этой церкви в том, что она - один из последних памятников шатрового зодчества в Москве перед запретом его Никоном в 1653 году. В 1990 году в храме (после его закрытия в 1935 году) возобновились богослужения.
     В XVII веке в каждой ремесленной слободе строилась своя церковь и была гордостью мастеров, населяющих данный участок города. Так, московские гончары украсили свою церковь Успения в Гончарах 1654 года изразцами, лучшей в городе цениной. Главный их мотив - цветы и плоды. Этой церковью можно любоваться и сегодня. Она расположена недалеко от станции метро "Таганская", в районе гончарных улиц. Богатое ценинное убранство, нарядный декор отличают также храм Николы в Хамовниках (1679 - 1682 гг.) на берегу Москвы-реки близ Каменного моста. Это яркий, нарядный храм. Великолепна его шатровая колокольня. (Хамовниками называли ткачей то ли от слова "хамо", обозначавшее грубое полотно, то ли от слова "хаман" - белое полотно.) Столь живописный храм в слободе московских ткачей появился неслучайно. Московские хамовники были на особом положении -они платили наименьшие налоги, были освобождены от ряда отработок, но не имели права без специального разрешения менять место жительства и отдавать женщин замуж в другие слободы. Для поселения же в хамовной слободе требовалось разрешение самого царя.
     Одной из красивейших слободских церквей стал также храм Воскресения в Кадашах (1687 -1695 гг.) в Замоскворечье. Кадашевская слобода также обладала привилегированным положением. Здесь жили ткачи, изготовлявшие полотна для царского двора. Церковь, к сожалению, подвергалась многочисленным переделкам.
     Помимо посадских церквей, в XVII веке появляются и усадебные церкви, также украсившие Москву. Церковь Покрова в Филях была построена в 1690 - 1693 гг. в усадьбе Л.К.Нарышкина, дяди Петра I. Нарышкины возвели в своих подмосковных вотчинах несколько храмов, которые дали название стилю "нарышкинское барокко", плавно появившемуся из "московского" в конце XVII века. Здесь преобладают черты европейской архитектуры, многоярусность, симметричность композиции. Кроме того, колокольня нередко совмещается с церковью, "иже под колоколы". Великолепные ярусные композиции, нарядный белокаменный декор были доведены до совершенства в облике церкви Покрова в Филях. Предание гласит, что на клиросе этой церкви пел Пётр Великий. С 1990 года храм был возвращён верующим, ранее же, в советские годы, он действовал как музей.
     Великолепным памятником "нарышкинского барокко" являются сооружения Новодевичьего монастыря. Особенно красива колокольня 1690 года. Лёгкая "ярусная" композиция устремляется ввысь, каждый ярус окружён гульбищем и обработан колоннами по углам. Белокаменная обработка окон и арок, сочетание красного и белого цветов и стройность придают колокольне какую-то особую лёгкость и удивительный, "кружевной" характер.
     Все вышеупомянутые храмы сохранились, действуют и несомненно украшают город, как и в стародавние времена.