Главная     Редакция     Архив     11(39)/2006  
 

К 65-летию битвы за Москву
(ИСТОРИЯ ПЕСНИ, СТАВШЕЙ ГИМНОМ)


К 65-летию битвы за Москву
(ОПОЛЧЕНЦЫ)


Основы культуры
(ОТ «ГОДА ЧТЕНИЯ» К ЧИТАЮЩЕЙ РОССИИ)


Культ личностей
(БЕЛЫЙ КОНЬ ГЕОРГИЯ ЮДИНА)


Юбилей
( «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО ТЕАТРА» В МУЗЕЕ АЛЕКСЕЯ БАХРУШИНА)


Театр
(РАДОСТЬ ВСТРЕЧИ)


Наши соотечественники
(ЖИЗНЬ-ЛЮБОВЬ)


Московские были
(«ДИВНОЕ УЗОРОЧЬЕ»)


В округах
(«СОХРАНИТЬ, НАУЧИТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ»)


Культ личностей
(И ДУХ НАШ ДЫШИТ БЕЗДНОЙ СТРАННОЙ...)


Рядом с нами
(СПАСИБО ЗА БОЛЬШОЙ ТРУД ДУШИ!)


В музеях
(НОВОЕ РУССКОЕ НЕБО)


Память
(ФОТОАРХИВ НА АСФАЛЬТЕ)


Выставки
(УВИДЕТЬ ДРУГИЕ СВЕТЛЫЕ МИРЫ)


Выставки
(ЧТО МОЖЕТ ВДОХНОВИТЬ ХУДОЖНИКА?)

Наше наследие
(УРОКИ ГЕНИЯ)

НОВОЕ РУССКОЕ НЕБО

Карина ЗУРАБОВА

Новая экспозиция Государственного литературного музея посвящена духовным исканиям русской литературы. "В начале было Слово" - напоминает нам надпись при входе в залы, "…и Слово было Бон", - заканчиваешь, следуя долгим путём за рукописными, первопечатными книгами, букварями и "Апостолами", изданиями Новикова и Радищева, мимо портретов Петра и Державина, Ломоносова и митрополита Платона - туда, к золотому, коренному, классическому XIX веку нашей литературы.

Экспозиция А.Тавризова, как всегда, построена по принципу свободной ассоциации и чёткой идеи. Поэтому в центре зала - макет Оптиной пустыни, духовный центр христианской России, куда, "в соседство Бога", так или иначе стремились её писатели. А по углам - четыре столпа, поддерживающие её "культурное небо": Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Достоевский. Вокруг них и формировалось духовное поле нации, её интеллектуальная, ментальная, общественная жизнь.
     Под сенью Пушкина оказывается вся Александровская эпоха с её романтизмом, Байроном, доставшимся по наследству Лермонтову, с Борисом Годуновым, унаследованным от Карамзина, с Демоном, отозвавшимся трагедией Врубеля. С Гоголем соседствует Чаадаев, от него идёт московская традиция, славянофилы, русская идея - всё это тоже прорастает в XX век и остаётся актуальным и нынче.
     А кто там возле Достоевского? Ницше, тот самый чёрт, что дразнил Ивана Карамазова. Инженерный замок, место учёбы и напоминание об убийстве Павла, Библия, подаренная Достоевскому жёнами декабристов по пути в Петровский завод... А вот Александр II, царь-освободитель, царь-мученик, убитый предсказанными бесами. Знаете, что за изображение висит на стене, в интерьере известной картины "Не ждали"? Портрет Александра II в гробу, очень популярная была гравюра.
     В неожиданном контексте появляется Жуковский - не как побеждённый учитель Пушкина, а как наставник наследника, всё того же будущего Александра П. Во время путешествия по России цесаревич посетил ссыльных декабристов - и после этого, в 1846 году Николай I облегчил им жизнь, перевёл на поселение. По просьбе сына, воспитанника Жуковского.
     Традиция русского "самиздата" - первое издание "Горя от ума" с цензурными купюрами, куда вклеивали давным-давно от руки переписанные страницы. Эти же навыки пригодились уже при Толстом - в цензурированное "Воскресенье" так же вклеивались рукописные листы, Бог весть как, известные просвещённому читателю. При советской власти вопрос решался более радикально: вклеивать листы "Архипелага Гулаг" было некуда, но так же радикально поступал и просвещённый читатель - на машинке перепечатывал роман полностью.
     Следующий зал - серебряный век, по существу ренессанс века золотого: Брюсов, Мережковский, С.Булгаков, Бердяев - комментаторы и издатели Пушкина, Гоголя, Толстого.
     Первая мировая война. Оказалось, что, кроме сапог и сухарей, солдатам нужна была какая-то культурная пища - и издали "Левшу" Лескова. Точное попадание в контекст! (То же произошло во время Великой Отечественной с полузапрещённым Есениным.)
     Октябрь 1917 года. Цитата из писания: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...". Блок, Есенин, Маяковский осмысливают эту новую землю и новое небо, обживают. Тяжело, пусто, неуютно. Они становятся жертвами эпохи, но древо великой литературы - "у лукоморья дуб зелёный" - живёт, прорастает сквозь громаду лет новыми побегами. Цветаева, Ахматова, Пастернак, М.Булгаков, А.Солженицын. И - новые времена, перестройка. Новые издания старых авторов: митрополит Антоний, С.Булгаков, Флоренский. Всё вернулось на круги своя.
     Литературный музей мог возникнуть только в России. Наша история, наш национальный характер формировали литературу и формировались ею. Звание писателя сакрализовано не указом царя и не декретом совнаркома - это российская реальность. Наша словесность - не Агt poetique; роение и не марксистская "надстройка", а главное национальное достояние. В 1934 году, когда учреждали музей - единственный в мире! - это понимали.
     Сейчас решили книги продавать в супермаркетах, а писателями называть производителей "печатного фаст-фуда". Люди, выросшие до перестройки, заключают, что литература умерла, а нынешние школьники не понимают, зачем эту "бодягу" специально изучать, потому что разницы между Акуниным и Чеховым не улавливают. А что? Умные взрослые их даже под одной обложкой издают.
     Нелегко нам придётся опять обживать новое небо и отнюдь не в алмазах, но есть музей - дом, где сокровища смогут пережить смутное время и нам помогут. У каждого экспоната в зале XIX века можно проводить по 6 часов уроков, занятий, бесед, а в музее около миллиона единиц хранения. Это не только книги и рукописи, это и живопись, и рисунки русских писателей, их вещи, и фотографии, и сохранённые голоса - всё это собиралось веками, береглось, а нам досталось просто так, даром, по праву рождения.
     С 1972 года Литературный музей занимает помещение Высоко-Петровского монастыря. В 1994-м президент Ельцин велел передать монастырь Московской патриархии, а музею предоставить другое помещение. Музейные работники вполне готовы отдать богу богово и, даже не дожидаясь выполнения второй части указа (о предоставлении помещения), потеснились и уступили патриархии пять экспозиционных залов. Дальше дело за правительством - переселить музей на новую квартиру. Трижды музею делались заманчивые предложения: первый раз предлагалось перебраться в сплошь застеклённое помещение, практически без стен, на 6-м этаже мебельного салона, во второй - подселиться к Российской государственной детской библиотеке, в третий - разместиться в полуаварийном здании с протекающей крышей. Предлагались и другие варианты, столь же заведомо неприемлемые.
     - Вопрос должен ставиться не "Что дать музею взамен Нарышкинских палат?",- говорит Наталья Владимировна Шахалова, директор музея, - а "Как должен существовать в России литературный музей?". Нам предлагают негодные здания и рапортуют - вопрос решён, литмузей обеспечен. А это не годится! Мы должны гордиться культурными ценностями, мы должны беречь их. Не прачечный комбинат переезжает, а государственный Литературный музей!
     В её кабинете под белыми сводами на видном месте стоит "Благодарность Президента Российской Федерации" - "За многолетнюю... плодотворную...". Трезвонит телефон - я невольно узнаю, что в Трубниковском открылась выставка фотографии, что вчера был суд, что в доме Аксакова надо установить металлические двери и провести проводку, купить штапель и карнизы...
     - Литературному музею необходим комплекс площадью 9000-11000 квадратных метров - для экспозиции, фондов, выставок, лекционных залов, реставрационных мастерских и технических служб, - продолжает Наталья Владимировна. - Нет такого здания в нашей великой стране, не находится. Все старинные особняки - дворец Юсупова, дом Дениса Давыдова, усадьба Бегичевых - банками заняты, строительными фирмами, коммерческими структурами. А ведь банк, даже самый важный, можно разместить в современном здании. Мы согласны и на 1000 кв. м в центре города - как на временную меру, до окончательного решения вопроса, - потому что музей не может не существовать!
     Наталья Владимировна очаровательна, неутомима и стойка, потому что знает: она охраняет русскую литературу. Ей много лет, и она знакома с реальностью, в которой бюджетная организация не может конкурировать с коммерческой, а рубль дороже слова, потому как в то, что "Слово было Бог", наши истово религиозные правители не верят. Но пора же им понять, что в демографической политике важно не только количество детей, но и их качество, то есть воспитание и образование, которое в России без участия русской классической литературы невозможно. И место, занимаемое Литературным музеем в современной столице, - показатель духовности общества, о которой так пекутся политики и чиновники.