К 65-летию битвы за Москву
(ИСТОРИЯ ПЕСНИ, СТАВШЕЙ ГИМНОМ)
К 65-летию битвы за Москву
(ОПОЛЧЕНЦЫ)
Основы культуры
(ОТ «ГОДА ЧТЕНИЯ» К ЧИТАЮЩЕЙ РОССИИ)
Культ личностей
(БЕЛЫЙ КОНЬ ГЕОРГИЯ ЮДИНА)
Юбилей
( «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО ТЕАТРА» В МУЗЕЕ АЛЕКСЕЯ БАХРУШИНА)
Театр
(РАДОСТЬ ВСТРЕЧИ)
Наши соотечественники
(ЖИЗНЬ-ЛЮБОВЬ)
Московские были
(«ДИВНОЕ УЗОРОЧЬЕ»)
В округах
(«СОХРАНИТЬ, НАУЧИТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ»)
Культ личностей
(И ДУХ НАШ ДЫШИТ БЕЗДНОЙ СТРАННОЙ...)
Рядом с нами
(СПАСИБО ЗА БОЛЬШОЙ ТРУД ДУШИ!)
В музеях
(НОВОЕ РУССКОЕ НЕБО)
Память
(ФОТОАРХИВ НА АСФАЛЬТЕ)
Выставки
(УВИДЕТЬ ДРУГИЕ СВЕТЛЫЕ МИРЫ)
Выставки
(ЧТО МОЖЕТ ВДОХНОВИТЬ ХУДОЖНИКА?)
Наше наследие
(УРОКИ ГЕНИЯ)
|
ФОТОАРХИВ НА АСФАЛЬТЕ
Юрий СОШИН
Москва меняется. Продаются квартиры. Уходят жители. В старые квартиры, чьи стены помнят жизнь многих поколений, вселяются новые жильцы - история начинается заново.
Есть почти в центре Москвы улица Мытная. На ней на пересечении с улицей Шухова стоят несколько старых довоенной постройки домов. Селились в них раньше работники номерных заводов, сотрудники оборонных институтов. В тенистых дворах с высокими деревьями все люди друг друга знали, там спокойно играли дети, на лавочках сидели старики. Но в нынешние времена район стал престижным: дворы заполнили иномарки, квартиры начали скупать состоятельные люди, безжалостно выбрасывая из них всё, что связано с историей прежних хозяев.
Недавно, гуляя во дворе, я увидел знакомую грустную картину: перед дверями мусорокамеры громоздилась груда старых вещей: книги, старые игрушки, столовая посуда. А асфальт тротуара белым слоем покрывали фотографии из семейного архива. Многие из них были довоенного и военного времени: солдаты и офицеры, лётчики, танкисты, пехотинцы, артиллеристы - они смотрели теперь с фотографий вверх, в дождливое серое небо.
Жила в Москве с довоенных времён многочисленная семья Шелагиных. Работали на заводах, воевали, женились, кто-то из родственников побывал в лагерях: среди фотографий справка об освобождении 1949 года. На одной из карточек старики-родители, наверное, ещё не москвичи, а крестьяне из деревени. С обратной стороны фотографии красивым старинным почерком без знаков препинания карандашная надпись: "Дарю на добрую память от своих родных родителей отца и матери дорогому сыну Мише а так же родительское благословение нерушимое навеки которое может участвовать до гроба твоей жизни".
Михаил Шелагин приехал в Москву в 30-е годы, окончил школу в 1937-м, поступил в военное училище, стал офицером, прошёл всю войну, вернулся с орденами домой. Умер в 1962 году. Родственники и друзья также воевали, многие погибли.
У Михаила Шелагина были дети и внуки, и хочется верить, что весь род Шелагиных не постигла такая же судьба, как судьба фотографий из их семейного архива.
|