Главная     Редакция     Архив     11(39)/2006  
 

К 65-летию битвы за Москву
(ИСТОРИЯ ПЕСНИ, СТАВШЕЙ ГИМНОМ)


К 65-летию битвы за Москву
(ОПОЛЧЕНЦЫ)


Основы культуры
(ОТ «ГОДА ЧТЕНИЯ» К ЧИТАЮЩЕЙ РОССИИ)


Культ личностей
(БЕЛЫЙ КОНЬ ГЕОРГИЯ ЮДИНА)


Юбилей
( «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО ТЕАТРА» В МУЗЕЕ АЛЕКСЕЯ БАХРУШИНА)


Театр
(РАДОСТЬ ВСТРЕЧИ)


Наши соотечественники
(ЖИЗНЬ-ЛЮБОВЬ)


Московские были
(«ДИВНОЕ УЗОРОЧЬЕ»)


В округах
(«СОХРАНИТЬ, НАУЧИТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ»)


Культ личностей
(И ДУХ НАШ ДЫШИТ БЕЗДНОЙ СТРАННОЙ...)


Рядом с нами
(СПАСИБО ЗА БОЛЬШОЙ ТРУД ДУШИ!)


В музеях
(НОВОЕ РУССКОЕ НЕБО)


Память
(ФОТОАРХИВ НА АСФАЛЬТЕ)


Выставки
(УВИДЕТЬ ДРУГИЕ СВЕТЛЫЕ МИРЫ)


Выставки
(ЧТО МОЖЕТ ВДОХНОВИТЬ ХУДОЖНИКА?)

Наше наследие
(УРОКИ ГЕНИЯ)

ФОТОАРХИВ НА АСФАЛЬТЕ

Юрий СОШИН

Москва меняется. Продаются квартиры. Уходят жители. В старые квартиры, чьи стены помнят жизнь многих поколений, вселяются новые жильцы - история начинается заново.

Есть почти в центре Москвы улица Мытная. На ней на пересечении с улицей Шухова стоят несколько старых довоенной постройки домов. Селились в них раньше работники номерных заводов, сотрудники оборонных институтов. В тенистых дворах с высокими деревьями все люди друг друга знали, там спокойно играли дети, на лавочках сидели старики. Но в нынешние времена район стал престижным: дворы заполнили иномарки, квартиры начали скупать состоятельные люди, безжалостно выбрасывая из них всё, что связано с историей прежних хозяев.
     Недавно, гуляя во дворе, я увидел знакомую грустную картину: перед дверями мусорокамеры громоздилась груда старых вещей: книги, старые игрушки, столовая посуда. А асфальт тротуара белым слоем покрывали фотографии из семейного архива. Многие из них были довоенного и военного времени: солдаты и офицеры, лётчики, танкисты, пехотинцы, артиллеристы - они смотрели теперь с фотографий вверх, в дождливое серое небо.
     Жила в Москве с довоенных времён многочисленная семья Шелагиных. Работали на заводах, воевали, женились, кто-то из родственников побывал в лагерях: среди фотографий справка об освобождении 1949 года. На одной из карточек старики-родители, наверное, ещё не москвичи, а крестьяне из деревени. С обратной стороны фотографии красивым старинным почерком без знаков препинания карандашная надпись: "Дарю на добрую память от своих родных родителей отца и матери дорогому сыну Мише а так же родительское благословение нерушимое навеки которое может участвовать до гроба твоей жизни".
     Михаил Шелагин приехал в Москву в 30-е годы, окончил школу в 1937-м, поступил в военное училище, стал офицером, прошёл всю войну, вернулся с орденами домой. Умер в 1962 году. Родственники и друзья также воевали, многие погибли.
     У Михаила Шелагина были дети и внуки, и хочется верить, что весь род Шелагиных не постигла такая же судьба, как судьба фотографий из их семейного архива.