Главная     Редакция     Архив     12(52)/2007  
 

Год русского языка
(ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ)



Год русского языка
(«ОТ ПУШКИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ»)


Московские приметы
(МНЕ В МОЁМ МЕТРО…)


Конкурсы
(ПЕРА ЗОЛОТАЯ ПОРА…)


Проблемы
(НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Год ребёнка
(АНТОН, СВЕТЛАНА И ДРУГИЕ)


Год ребёнка
(«ГАВРОШ» ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ)


Фестивали
(НА РУССКОМ ОСТРОВЕ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ДЕКАБРЬ)


Московские адреса
(ГДЕ ОНА – МАЛАЯ РОДИНА?)


Театр
(В АТМОСФЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДЪЁМА)


Музеи
(ОБЕРЕГ ОТ ГОРДЫНИ)


Очаги культуры
(ПЛАВАНИЕ ДЛИНОЮ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА)


Очаги культуры
(ШКОЛА ИМЕНИ Ф.И.ШАЛЯПИНА)


Очаги культуры
(ПАРОЛЬ «МСХШ»)



НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН

Светлана КАЛЬНИК

Музей-заповедник "Коломенское". Встреча с этим уникальным уголком Москвы всегда праздник души. Как во всяком исторически значимом месте здесь почти физически ощущаешь прикосновение ко времени, которое стало возможным благодаря бессмертному искусству мастеров, даже если их имена канули в вечность.

В этот осенний день именно здесь начались общественные слушания "Гражданское общество России и культурное наследие", организованные Комиссией по вопросам культурного и духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации.
     Из чего состоит история? Из дат, событий, имён. Наверное, всё-таки имена надо по справедливости поставить на первое место. Вряд ли кто-либо станет оспаривать, что историю творит Человек. И он не должен, не может позволить себе (а, может быть, и другим) забывать истоки Истории, свои Корни, которые держат его во Времени.
     Историю нельзя осуждать. Историю нельзя переписывать. Историю необходимо изучать. И только когда мы научимся отделять знания от эмоций, мы научимся относиться к собственному прошлому уважительно и объективно.
     Есть имена, которые являются вехами времени, его символами. "Пропаганда памятников культуры должна заключаться в том, чтобы народ понял, что он хозяин этих ценностей, что он должен их беречь. Нужно помочь ему осознать ценность этих сокровищ, воспитать в народе горделивое чувство, кровную связь с творцами этих сокровищ, рассказать о значении и красоте памятников" - более 40 лет назад эти слова были высказаны и закреплены документально такими замечательными людьми, как писатель Л.М.Леонов, художники П.Д.Корин, Н.А.Пластов, И.С.Глазунов, академики И.В.Петрянов-Соколов, Б.А.Рыбаков, композитор Г.В.Свиридов, директор "Эрмитажа" Б.Б.Пиотровский, реставраторы, сохранившие уникальные памятники, П.Д.Барановский, Н.Н.Воронин, Л.А.Давид, В.В.Филатов, С.С.Подъяпольский, И.В.Трофимов, Б.Л.Альтшулер, А.В.Ополовников, Н.Н.Померанцев, В.И.Болдин… Эти имена стали символами нашей отечественной культуры. Оговорюсь сразу, земля наша всегда была богата талантами. Почему же я называю эти имена? Потому что именно они первыми озаботились сохранением памятников культуры и создали общественную организацию ВООПИиК - Всесоюзную общественную организацию охраны памятников истории и культуры. Сегодня она - Всероссийская. После известных потрясений начала 90-х годов организация с честью выдержала все испытания и с мужественным упорством и настойчивостью продолжает благородное дело, начатое замечательными людьми, имена которых названы выше…
     Слушания открыла Галина Ивановна Маланичева, которая уже не первый год возглавляет ВООПИиК, а в Общественной палате РФ - подотдел по охране памятников культуры. И с первых слов становится ясно, что разговор пойдет не о том, что уже сделано, а о том, что ждёт своего немедленного решения. Почти 300 памятников наша страна теряет каждый год.
     Невозможно сразу осознать эту цифру. А потом даже с некоторым ужасом думаешь: это какой же беспредельной тупостью и варварством надо обладать, чтобы отправлять в небытие то, что уже сегодня бесценно, потому что это - творение рук ушедших поколений! Ведь каждый потерянный сегодня памятник истории или культуры - это словно стёртый кусочек памяти народной. И сколько уже таких белых пятен? И как долго это ещё будет продолжаться? В чём причины этого исторического беспамятства? Пожалуй, прежде всего в равнодушии и невежестве. А невежество, как известно, всегда воинствующее.
     Вспоминается, что говорил академик Д.С.Лихачёв об экологии культуры. Сравнивая её с экологией природы, он замечал, что если природа сама обладает способностью к самоочищению и восстановлению нарушенного человеком, сама залечивает раны, то с памятниками культуры дело обстоит иначе. "Их утраты невосполнимы, - подчёркивал он, - ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно". Д.С.Лихачев не раз возвращался к мысли, что "запас" памятников культуры, культурной среды в нашем мире крайне ограничен. И его истощение идёт со всё возрастающей скоростью.
     К сожалению, уровень понимания ценности того, что нам досталось от предыдущих поколений, явно недостаточен. Это понимание надо воспитывать. И мудрые педагоги помогают восстанавливать, а кое-где и заново создавать школьные музеи: краеведческие, археологические, посвящённые известным людям села, города, области, выпускникам школы, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны, защищавшим Родину от фашизма. Интерес молодого поколения к истории своей страны заметно растёт. И это радует.
     Однако положение в сфере охраны историко-культурного наследия у нас в стране продолжает оставаться сложным. Многие памятники деревянного зодчества находятся в критическом состоянии. Не менее трети объектов, имеющих статус памятников, также подают сигнал "SOS".
     Помимо этого, участились случаи необоснованного сноса как памятников, так и застроек исторической среды. Нередко на престижных исторических территориях, в зонах памятников, в непосредственной близости от известнейших ансамблей усадебно-паркового искусства ведётся несанкционированное строительство.
     За последние 15-20 лет фактически разрушена школа отечественной научной реставрации, нарушена сеть реставрационных мастерских. Всё прочнее утверждается практика уничтожения подлинных памятников и создание вместо них более или менее точных копий из современных строительных материалов.
     В выступлениях большинства участников слушаний прозвучала серьёзная обеспокоенность сложившимися отношениями с законодательными органами. К мнению общественных организаций не прислушиваются. Документы, законы, решающие судьбу культуры страны, готовят, как правило, люди, не знающие проблем её развития, не умеющие анализировать фактическое состояние и прогнозировать даже самое ближайшее будущее.
     Государственное финансирование работ по сохранению объектов культурного наследия явно недостаточно. Отсюда следствие: не только резкое ухудшение их состояния, но и значительное ослабление научно-проектной, нормативно-правовой и производственной системы сохранения культурного наследия, сокращение квалифицированных кадров реставрационных профессий, в том числе и уникальных.
     Но даже те скромные бюджетные средства, что выделяются в рамках федеральных программ, довольно часто расходуются неэффективно. И этому есть простое объяснение: механизм их распределения не прозрачен, а мониторинг состояния памятников до и после проведения реставрационных работ вообще не проводится. Словом, контроль абсолютно отсутствует.
     Итак, средств, поступающих из федерального бюджета, явно не хватает. И в последнее время всё чаще увеличивается доля других источников финансирования, например средства регионального и местного бюджетов, а иногда и собственные средства инвесторов. Казалось бы, это выход из трудного положения, в котором находится сегодня охрана памятников истории и культуры. К сожалению, всё не так однозначно.
     В выступлениях приводились примеры, когда инвесторы (собственники и пользователи) привлекают неквалифицированные кадры, и реставрация, если её можно так назвать, ведётся с грубейшими нарушениями методических и технологических норм. Зачастую даже без согласованной в установленном порядке проектной документации. И почти повсеместно без участия аттестованных реставраторов-профессионалов или даже вопреки их рекомендациям! Понятно, что всё это приводит к безвозвратной потере ценных элементов памятников.
     И это ещё не все беды. Многие города теряют свой исторический архитектурный облик, потому что ранее согласованные и утверждённые проекты зон охраны в исторических центрах меняются произвольно.
     А как обстоят дела с отечественными наиболее ценными объектами ландшафтной архитектуры, известными русскими усадьбами, памятниками садово-паркового искусства? В Москве создан Национальный фонд "Возрождение русской усадьбы". В.И.Алявдин, который представлял его на слушаниях, рассказал о поисках результативных решений в этом направлении. Пусть не всё идёт гладко и препятствий достаточно, но главное в том, что нашлись люди, которым история и её материальные памятники не безразличны. Дело сдвинулось с мёртвой точки.
     В наше время, к сожалению, модно и к месту и не к месту говорить о рыночной экономике. Только полное непонимание сути, места и значения культуры в человеческой цивилизации может ставить её в один ряд с торговлей одеждой, едой, добычей нефти и газа. С базара можно только книжку понести, поскольку полиграфист, напечатав её, сделал книгу товаром. Но никто и никогда не может требовать прибыли от таланта и интеллекта. Низводить культуру до уровня товара - это преступление.
     Ну а как же всё-таки быть с памятниками? Неужели их только и осталось распродать, как картошку в базарный день? Уж если кому-то и невыносимо оглядываться на советское прошлое, тем не менее стоит "освежить" свою память. Даже после окончания Великой Отечественной войны, когда надо было восстанавливать разрушенные сёла, города, заводы, фабрики, школы, находились деньги, и немалые, чтобы вернуть к жизни библиотеки, театры, архитектурные и другие памятники… Может быть, таким "забывчивым" стоит снова побывать в окрестностях города-героя Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) и, любуясь неумирающей красотой дворцов, взглянуть, хотя бы из любопытства, на фотографии, запечатлевшие их руины, которые оставили за собой фашисты… Тогда государство понимало, что никому не позволено лишать народ Памяти. Кстати, и система охраны памятников была разработана умно и результативно.
     Можно поинтересоваться и международным опытом. Во всех цивилизованных странах государство поддерживает культуру, сохраняет свои бесценные памятники и облик городов. Вы можете себе представить точечную застройку, например, в старой Праге или в прекрасной, неповторимой Вене?
     Проблемы, обсуждавшиеся на слушаниях, волнуют многих. А ведь именно это небезразличие рождает в человеке сознание Гражданина своей страны, гордость за её прошлое и надежды на будущее.
     Сегодня человечество полюбило путешествия. Немало зарубежных туристов посещает и нашу страну. Особенно много желающих побывать в Москве. И самый большой интерес они проявляют к историческим памятникам.
     С интересом слушали на заседании выступление П.А.Бородина, представлявшего Фонд "Содействие охране памятников археологии". Этот фонд уже достаточно широко известен в Москве уже не только своим журналом "Археологическое наследие". Фонд, кстати, издаёт открытки, недавно подготовил блок интереснейших марок, работает над другими сувенирами. И снова это - дела общественных организаций.
     Хочется верить, что и сегодня государство - это мы. Как сказал один из наших современных поэтов:
     У Времени нет
     виноватых и правых.
     Но только без нас
     и истории нет.