Главная     Редакция     Архив     12(52)/2007  
 

Год русского языка
(ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ)



Год русского языка
(«ОТ ПУШКИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ»)


Московские приметы
(МНЕ В МОЁМ МЕТРО…)


Конкурсы
(ПЕРА ЗОЛОТАЯ ПОРА…)


Проблемы
(НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Год ребёнка
(АНТОН, СВЕТЛАНА И ДРУГИЕ)


Год ребёнка
(«ГАВРОШ» ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ)


Фестивали
(НА РУССКОМ ОСТРОВЕ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ДЕКАБРЬ)


Московские адреса
(ГДЕ ОНА – МАЛАЯ РОДИНА?)


Театр
(В АТМОСФЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДЪЁМА)


Музеи
(ОБЕРЕГ ОТ ГОРДЫНИ)


Очаги культуры
(ПЛАВАНИЕ ДЛИНОЮ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА)


Очаги культуры
(ШКОЛА ИМЕНИ Ф.И.ШАЛЯПИНА)


Очаги культуры
(ПАРОЛЬ «МСХШ»)



АНТОН, СВЕТЛАНА И ДРУГИЕ

Светлана ГАЛАГАНОВА, фото Сергея НОВОСЁЛОВА

Девочка с куклой, мальчик с плюшевым мишкой… Любуясь этими вечными, трогательными образами, мы должны помнить, что в руках у малышей - не просто детская забава: вводя своих хозяев во взрослый мир, игрушки незаметно "воспитывают" их, формируют "под себя". Приглядимся к обитателям необъятной кукольной страны: все ли они годятся в "воспитатели"? правильно ли мы выбираем их?

Игрушки - одна из связующих нитей земных цивилизаций, прошлых и настоящих: терракотовая кукла и игрушечная посуда были обнаружены Шлиманом в Трое; кукол находили под пеплом Помпеи, рядом с мумиями детей в древнеегипетских и древнеперуанских захоронениях, в скифских курганах и могильниках бронзового века. Это означает, что игрушки выполняют вневременные, общечеловеческие функции. Во-первых, в игре осуществляется развитие творческих способностей ребёнка, его воображения; во-вторых, так называемая социализация - подготовка к жизни во взрослом мире: малыш не просто воспроизводит действия взрослых, копирует их речь, отношения, но и "примеряет на себя" весь набор будущих социальных ролей; в-третьих, игрушки формируют душу.
     Однако в обществе живут самые разные люди, с весьма несходными душевными свойствами, выступающие в очень различных социальных ролях. Как же должны определяться ориентиры игрушечного мира? Критерии достаточно просты: есть некие идеальные образы окружающих нас людей (какими мы хотели бы видеть своих мужа, жену, сына, дочку, учителя, врача, солдата и т.д.); есть понятия нормы и патологии, выработанные как наукой, так и традициями (общенародными, сословными, национальными, религиозными, семейными); есть, наконец, представления о типичном и нетипичном. Всё это, разумеется, исторически подвижно и социально изменчиво: то, что у одного народа - правило, у другого - исключение; то, что казалось вполне нормальным вчера, уже не кажется таковым сегодня.
     Играть малыши начинают дома, в семье, поэтому расстановка "знаков дорожного движения по жизни" зависит в первую очередь от нас самих. от и давайте задумаемся, насколько способствуют этому приобретаемые нами игрушки. Ведь об их влиянии на личность ребёнка написаны научные статьи, монографии, диссертации. Но сначала - немного недавней истории. се, кто смотрел снятый в начале 1960-х годов фильм "Гусарская баллада", помнят, как героиня, готовясь к побегу из родного дома, пела колыбельную любимой кукле. значально сценарий никаких колыбельных не предусматривал: актриса должна была просто взять куклу в руки и нежно попрощаться с ней - попрощаться со своим детством. Эти кадры уже были отсняты, когда "спящая красавица" в локонах и кружевах случайно попалась на глаза автору музыки - композитору Т.Н.Хренникову. Он долго не выпускал куклу из рук, а потом попросил разрешения взять её на пару дней домой. В студию кукла вернулась вместе с посвящённой ей музыкой - знаменитой "Колыбельной Светланы". Поэт и драматург А.К.Гладков (автор пьесы "Давным-давно") написал текст, и романс зазвучал с экрана на всю страну. "Почему Вы назвали её Светланой, ведь она же кареглазая?" - спросила я несколько лет назад Тихона Николаевича, увидев куклу в его кабинете. "Да она же изнутри светится - глаз оторвать невозможно! Посмотришь - и на душе светлеет. Вы только представьте, какая женщина из этой девочки вырастет…", - сказал композитор. Это, видимо, и есть самый простой ответ на вопрос, какой должна быть "правильная" кукла: она должна быть такой, чтобы, взглянув на её лицо, знаменитые музыканты бросались писать романсы, а поэты - стихи, чтобы за игрушечной девочкой им мерещился образ живой женщины - Прекрасной Дамы, Мадонны, земного ангела.
     В магазинах Светлана появилась, сменив кружева на школьную форму, но партия была настолько мала, что кинозвезда быстро стала раритетом. Разыскав Светлану в доме одного известного кукольного мастера, мы специально нарядили её для съёмки так, чтобы стало понятно: такая кукла - вне времени, она одинаково хороша и с локонами, и с косичками, и в платке, и в модной шляпке. Светлана была последней советской куклой, изготовленной по старой технологии: она сделана из древесно-бумажной массы с применением опилок, столярного клея, грунтовки, шпаклёвки и прочих атрибутов вредного производства. Переводить" её в новый материал не стали, да и вряд ли бы это удалось. А вот светлоглазая Нина - ещё одна лауреатка тех лет - уже изготовлена из полиэтилена. У этой куклы характер иной: если Светлана - будущая пушкинская Татьяна, то из Нины скорее всего вырастет Ольга.
     Главной же знаменитостью нашего "золотого века" детской игрушки (1960-х - 1970-х годов) стал Антон - забавный голыш с толстыми румяными щёчками. Ручки, ножки и голова у Антона устроены таким образом, что он может принимать любые позы настоящих, живых младенцев. Играть с этой куклой - сплошное удовольствие даже для взрослых. Но главное - весь трогательный облик Антона, на который невозможно смотреть без умиления. Оказалось, что у него есть реальный прототип - долгожданный сынишка известного ленинградского скульптора Б.Смаргона. Это он вдохновил своего счастливого папу на создание куклы, повергнувшей в изумление мастеров многих стран. Антон с триумфом проехал по всем международным выставкам, однако у себя на родине стяжать всесоюзную известность ему не пришлось: что-то не заладилось с производством, и небольшая партия выпущенных чудо-голышей осела в домах ленинградцев. Зато этому полиэтиленовому малышу удалось спасти жизни многих живых детей. В питерских больницах куклу стали сажать на столы, за которыми проходило оформление пациенток, желавших прервать беременность. Пока врач что-то долго писал, женщина невольно смотрела на беззащитного Антона, а насмотревшись, иногда со слезами убегала прочь.
      "Но ведь вкусы у людей разные, и о них, как известно, не спорят, - может возразить читатель. - Кому - Светлана, кому - Барби". А мы и не собираемся спорить. Мы лишь обратим внимание на некоторые основные условия, которым, по мнению учёных, должны соответствовать куклы и многообразная пушистая живность, а также на конкретные личностные качества, транслируемые детям через кукольные образы. А там уж "думайте сами, решайте сами"…
     Одна из непреложных психологических истин состоит в том, что, как бы ни выглядела кукла, она обязательно должна быть "хорошей" - симпатичной, умной, доброй, храброй, послушной. Искусство художника-игрушечника состоит в том, чтобы на ненатуральном, условном кукольном личике легко прочитывались эти реальные человеческие качества. Дети должны любить своих кукол, мишек, собачек, "дружить" с ними (скажи мне, кто твой друг…), оберегать. Все они (и куклы, и слоны, и бегемоты) должны быть для ребёнка "маленькими", т. е. объектами защиты, заботы, "воспитания". В этом смысле взрослая Барби - абсолютный нонсенс: эту "тётеньку" нельзя ни баюкать на руках, ни катать в коляске, ни строго наказывать за непослушание; её можно лишь без конца переодевать в новые модные одежды и перемещать по роскошному кукольному дому. Её хозяйка не сможет играть роль маленькой мамы. Ребёнка просто "подсаживают" на потребительскую "иглу", разжигая страсть приобретательства (на деньги родителей). А какова социальная роль самой Барби? Вот - кукла-врач, вот - милиционер, вот - пожарник, вот - студентка с рюкзачком, а эта - кто такая? А любая, всякая! "Фишка" в том и состоит, что эта перманентно переодевающаяся топ-модель будет фигурировать во всех жизненных ситуациях, во всех играх - и в "магазин", и в "больницу", и в "школу". Идея проста: кем бы ни работала, чем бы ни занималась современная женщина, она непременно должна иметь вид вот такой сексапильной "девочки-конфетки" с радостно-беззаботным, глуповатым личиком.
     Ещё одно важнейшее требование к облику кукол и мягких зверюшек - его условность: игрушки должны развивать творческую фантазию - чтобы ребёнок мог самостоятельно "достраивать" их до реальных образов. В идеале он должен быть творцом-демиургом почти всего своего игрушечного мира, как это было когда-то в традиционной крестьянской среде. Если игрушечный щенок выглядит как живой, а фигура Барби - как у реальной красотки, то детское воображение отключается - додумывать тут уже нечего. У психологов-кукольников есть свои "тайны", разглашение которых грозит подрывом основ игрушечной индустрии. Одна из них состоит в том, что чем примитивнее игрушка, тем больше стимулирует она развитие творческих способностей ребёнка. Наиболее желательно детско-взрослое сотворчество, когда игрушка "сочиняется" либо вместе с малышом, либо у него на глазах. Так когда-то в деревне мастерили из старого пухового платка "зайку серенького", а из согнутой пополам и перевязанной в "талии" горсти соломы - соломенную "куму" (которая могла "пуститься в пляс", если по столешнице осторожно постукивать кулаком). "Так значит, идеальные игрушки - повязанная тряпочкой деревяшка с нарисованным угольком "лицом" и лошадка-хворостинка?" - в который раз вопрошаю я людей с учёными степенями. И поёжившись-подёргавшись, оградившись, как крестом, непременными "Ну, если хотите…", "В известном смысле" и "Только поймите меня правильно", с философской печалью во взоре (ибо истина дороже друга - Платона) все они вновь и вновь роняют тяжкое: "Да". Да, окружающее нас игрушечное изобилие - от лукавого. Да, для развития творческих способностей и души ребёнка ничего этого не нужно: создание фигурок из желудей, спичек и пластилина во много раз полезнее любой "развивающей" игры, а небольшой, простенький, "условный" мишка гораздо нужнее малышу, чем лежащий на боку, натурально похрапывающий зверь. Игрушка должна быть оптимальной по размерам (чтобы ребёнку было удобно с ней играть), естественного цвета (с максимально возможным количеством оттенков и полутонов), "приятной во всех отношениях" (её должно быть приятно брать в руки, трогать, нюхать, гладить). Самодельный тряпичный ёжик, у которого внутри погромыхивают сухие горошины, а в лапках - узелок, набитый душистой травкой, способен доставить детям гораздо больше радости, чем дорогие и бездушные трансформеры.
     Что же касается закладываемых в кукол моделей личности, то здесь нам пригодится метод психологического моделирования. Можете ли вы представить Барби, погружённой в чтение серьёзной научной книги, напряжённо слушающей классическую музыку (или наигрывающей её на фортепиано, скрипке), глубоко страдающей от неразделённой любви, со слезами молящейся за кого-то, бросающейся, рискуя жизнью, кому-то на помощь, сидящей ночью у постели больного? Скорее нет, чем да. Она будет читать и смотреть нечто развлекательное, слушать эстраду, заниматься шоппингом, шейпингом и сексом; она идеально гармонирует с интерьером богатого дома, 5-звёздного отеля; её легко представить в ресторане, в дорогом автомобиле. Если вы готовите свою дочку или внучку именно к этой роли необременённой интеллектом смазливой play-girl, тогда смело покупайте Барби. Не надо только забывать, что жизнь - не игра: психотерапевты утверждают, что главной причиной депрессий и самоубийств среди девочек послешкольного возраста сегодня являются завышенные экспектации (установки на "сладкую жизнь", вдребезги разбивающиеся о несладкую реальность). А сможет ли стать счастливым мужчина, с детства привыкший воспринимать женщину как "Барби" (т. е. как секс-объект)?..
     Мы часто слышим о том, что в игрушках заключена душа народа, его культурный код, и гораздо реже о том, как с помощью игрушек можно калечить душу, разрушать "несущие конструкции" национальной культуры. Мы вместе с детьми радуемся сказочному богатству центрального зала "Детского мира" на Лубянке, не замечая, что оказались в чужеродном игровом пространстве, формирующем иную культуру чувств, иные ценностные ориентации, подменяющем и перепутывающем идеалы, критерии, принципы, стирающем разграничительные линии между добром и злом, красотой и уродством, доблестью и позором. Мы даже не ведаем, что в нашем городе игрушки уже давно вообще не производят: целенаправленно обанкрочены и Московская фабрика детской игрушки № 1, изготовившая когда-то куклу Светлану, и знаменитая Московская фабрика детской игрушки имени 8 Марта, где появилась на свет кукла Нина, и все остальные 8 производств, у которых было всё - и лучшие технологии, и современные материалы, и способные молодые художники.
     Прошедшая в конце апреля Первая Московская международная выставка-ярмарка кукол показала, что с талантами в Москве хуже не стало: в маленьких клубах и студиях юные дизайнеры создают подлинные шедевры кукольного искусства. Горько лишь было наблюдать, как скупались эти изумительные игрушки иностранными фирмачами, в том числе и китайскими. В общем, мы им - стихарь, они нам - сухарь.
     Остаётся лишь умолять городские власти: сделайте же, наконец, так, чтобы рождающиеся где-то в подвалах прекрасные, самобытные куклы попадали в руки наших малышей! Для этого достаточно возродить хотя бы одно игрушечное производство (старые мастера с радостью окажут любую помощь). И, может быть, тогда, как в сказке, рассеются злые чары и на месте Барби, саблезубых белок и голышей с гениталиями мы вновь увидим тех, кому будут посвящать стихи и музыку, кто, как Антон, спасёт чью-то жизнь…