Год русского языка
(ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ)
Год русского языка
(«ОТ ПУШКИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ»)
Московские приметы
(МНЕ В МОЁМ МЕТРО…)
Конкурсы
(ПЕРА ЗОЛОТАЯ ПОРА…)
Проблемы
(НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)
Год ребёнка
(АНТОН, СВЕТЛАНА И ДРУГИЕ)
Год ребёнка
(«ГАВРОШ» ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ)
Фестивали
(НА РУССКОМ ОСТРОВЕ)
Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ДЕКАБРЬ)
Московские адреса
(ГДЕ ОНА – МАЛАЯ РОДИНА?)
Театр
(В АТМОСФЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДЪЁМА)
Музеи
(ОБЕРЕГ ОТ ГОРДЫНИ)
Очаги культуры
(ПЛАВАНИЕ ДЛИНОЮ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА)
Очаги культуры
(ШКОЛА ИМЕНИ Ф.И.ШАЛЯПИНА)
Очаги культуры
(ПАРОЛЬ «МСХШ»)
|
ГДЕ ОНА - МАЛАЯ
РОДИНА?
Сергей ОВЧИННИКОВ
На этот вопрос, наверное, легко ответить мальчишке из российской глубинки, который родом из села или провинциального городка, где под окном памятная берёза, а за околицей косогор и речка. Мне же, коренному москвичу, труднее дать однозначный ответ, что, в общем, неудивительно.
Теперь едва ли сыщутся мои земляки, которые поколениями живут в доме, построенном руками предков, на добровольно выбранном и крепко насиженном месте. И как-то не поворачивается язык, чтобы назвать малой родиной тот уголок в Гольянове, где некогда стояла ветхая "хрущёвка" и моя семья ютилась там в крохотной квартирке, почитая за счастье скорее получить от московских властей новое жильё. Уже нет той "хрущёвки", нет и кустов черноплодной рябины в её палисаднике, где я в детстве набирал ягоды для киселя. Вместо них "бастилия" - новодел, возведённый на многие этажи не усилиями трудолюбивого деда, а руками профессионального, но равнодушного строителя, с периферии приехавшего в столицу за рублём.
Кому из нас не приходилось проживать в таких новостроях! Однако удобства удобствами, а одну стандартную квартиру меняешь на другую без особого сожаления. Тогда что же это за малая родина, в которой знаешь лишь "пятачок" у подъезда да две дороги: до ближайшего магазина и метро? Или всё же малая родина - это целая Москва? Но она так разрослась и изменилась сегодня стараниями организаторов, инициаторов и предпринимателей разного пошиба, что нельзя ни узнать, ни запомнить, ни полюбить одинаково безликие кварталы в Дегунине, Кузьминках или Бутове. Словом, сплошная улица Строителей из рязановской "Иронии судьбы"… Да уж, Москва! И малой её точно не назовёшь.
Поэтому так тяжело решить москвичу, где же она - малая родина? Что же теперь беречь и обустраивать молодым, которые зачастую и в большинстве своём заявляют, что, мол, нам ничего не жаль и ничего беречь мы не станем? И их понять можно: зачем обихаживать то, что временно и взаимозаменяемо, что не освящено семейной памятью и что с лёгкостью оставишь, когда приспеет пора двигаться дальше. А позади туман и чёрная неподвижная вода, и в ней вековые деревья с отмирающими корнями, как у Распутина в "Прощании с Матёрой"…
И всё же есть в Москве люди, которые способны развеять эти болезненные сомнения. Их ответ на мой вопрос родился из опыта, который в свою очередь стал результатом интересной работы, сделанной не только для себя, но и для тех, кто рядом. Мой собеседник - академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, член Федерального экспертного совета по учебникам, депутат 3-го созыва муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Ивановское в Москве Николай Юрьевич Степанов. Будучи учителем географии в средней московской школе № 905, он создал школьный музей "Моё родное Подмосковье" и районный краеведческий музей "Ивановское". За свою деятельность Степанов был удостоен Премии города Москвы в области образования и академической награды "Золотой компас". В 2004 году его имя было занесено в книгу "Лучшие люди России".
- Николай Юрьевич, вопрос "С чего всё началось?" почти риторический. И всё же…
- Естественно, с детства. Я испытывал тягу ко всему живому, к истории родного края, к открытиям земельных первопроходцев. Поэтому поступил на факультет географии и биологии Московского областного педагогического института имени Н.К.Крупской, а отучившись на нём, в 1980 году пришёл работать учителем в 905-ю школу. И сразу, весной и летом во время каникул, мы со старшеклассниками начали организовывать походы по Подмосковью, поездки в Крым и на Кавказ. А в путешествиях на глаза или под ноги обязательно попадётся что-нибудь занимательное - дети подберут и в рюкзак. Так начали складывать первые, пока бессистемные коллекции из случайных сувениров и трофеев. Но уже с 1985 года мы взялись за планомерную работу. Тогда возникла идея создать школьный музей "Моё родное Подмосковье", и отныне, уходя в поход, мы ставили себе цель, например собрать образцы минералов и окаменелостей. То есть хаотичные прежде поиски приобрели характер экспедиций. Постепенно были отработаны все природные составляющие Москвы и области: климат, рельеф, полезные ископаемые, флора и фауна.
- Я бы не назвал музейное дело простым: надо экспонаты собрать, систематизировать, сохранить, сделать анализ на основе собранного. Наверняка, создавая музей, Вы пользовались какими-то методическими рекомендациями.
- Как раз нет. По крайней мере, в советскую эпоху мне не попадались методические пособия по организации школьных музеев. А в нашем случае особую сложность представляла тематическая специфика, ведь во многих школах тогда в основном были музеи Боевой славы, но никто не занимался комплексным краеведением. Поэтому приходилось изобретать свои формы работы. Думаю, правильным оказалось решение не сужать нашу поисковую и музейную деятельность каким-то одним направлением. Напротив, мы предпочли всесторонние исследования. А мне как учителю-предметнику сделанные коллекции были отличным подспорьем для наглядного преподавания географии родного региона. Стараясь увлечь ребят, я давал им задания по изготовлению макетов и стендов с использованием привезённых из экспедиций материалов, вырисовывать различные схемы и аналитические таблицы. Особенно к оформительству привлекал учеников с художественными наклонностями, а они, как умели, проявляли инициативу, которая выливалась в добротные творческие и даже научные работы, из них и начала складываться тематика музея.
- Но Подмосковье всё-таки большое. На территории Московской области может поместиться не одно европейское государство. Как же возникла тема малой родины?
- Увлечённость - великое дело. Заинтересовавшись идеей создать свой музей, школьники стали приносить из дома старые фотографии, открытки, вышедшие из употребления предметы обихода, ненужные документы. Вслед за своими детьми музейный фонд начали пополнять их родители и деды, т. е. те люди, которые в прошлом жили в селе Ивановское, - на его месте со временем возник одноимённый московский район. И это оказалось принципиальным сдвигом в нашем деле. Учебное краеведение расширилось за счёт внеурочного изучения истории села и района Ивановское, иными словами, в нём зазвучали этнографические мотивы.
- Вместе с тем появились ли новые виды работы для ребят, так сказать, выходящие за пределы ученических программ?
- Их можно разделить на 2 организационных формы. Первая - массовая: был создан штаб "Турист", в который каждый школьный класс делегировал по 2 своих представителя и через них получал задание по сбору коллекций, скажем, значков, открыток, природного материала, на оформление тематических альбомов, проведение выставок и утренников. В результате экспонаты начали набираться лавинообразно, и среди них попадались удивительные экземпляры, которые впоследствии закладывали основу для раскрытия новой музейной темы.
Вторую организационную форму - туристический краеведческий клуб "Родник" - поддержали самые активные школьники.
Именно они формировали экспедиционные группы, участвовали в районных и городских слётах туристов и краеведов "Восхождение к истокам", куда порой приезжали даже несколькими командами. Для обмена опытом они посещали другие музеи, проводили аудио- и видеозаписи, делали шаги в направлении патриотического и гражданственного воспитания, поэтому в 905-й школе была открыта мемориальная доска нашим выпускникам - воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане и Чечне.
- Чувствуется, что масштабы этой деятельности уже переросли пределы одной школы. Значит, следующий этап - районный музей?
- Да, количество тем и материалов для них переросло в качество. Отработанная методика по созданию школьного музея была распространена для студентов педвузов, а в нашем районе я обратился к Виктору Константиновичу Макарову - тогда главе управы района Ивановское, а ныне председателю местного муниципального Собрания - с предложением открыть краеведческий музей для широкого посещения жителями и гостями района.
Макаров помог: под музей выделили 2 зала, подсобное хранилище и раздевалку в помещении РЭУ-40 по шоссе Энтузиастов, 98а. Там, на стендах, изготовленных по нашей просьбе в железнодорожном колледже № 52, была сформирована экспозиция, раскрывающая различные аспекты природной, исторической и социальной среды Ивановского. Её разделы так и называются: "Природная среда", "Во времени и пространстве", "Наш край в древности", "На Владимирской дороге", "Ивановское в советское время", "От села к городу". И получился всеобъемлющий предметно-информационный фон, способный чем-то заинтересовать каждого посетителя.
И на этом фоне я как директор музея периодически размещаю тематические выставки, например "Дарите людям красоту", "Новогодние и рождественские открытки", "Когда мы были пионерами", "Спартак" и другие", "Лесное эхо", "Светлое Христово Воскресение", всего не перечислишь.
- И как долго существуют эти музеи?
- 22 сентября нынешнего года исполнилось 20 лет школьному музею "Моё родное Подмосковье". А районный краеведческий музей открылся 4 сентября 1999 года. Ему уже 8 лет, и всё это время я вожу туда экскурсии школьников, ветеранов, делегации педагогов из разных регионов России и зарубежных стран.
Впечатления у них самые благоприятные, свидетельство тому - музейная книга отзывов.
- Николай Юрьевич, Вы энтузиаст музейного дела и своей увлечённостью смогли заразить многих людей вокруг. В чём же, по-Вашему, общественное и, даже точнее, человеческое значение всеобъемлющего знания о жизни родного края, о его прошлом и настоящем?
- У Юрия Ефремова есть такие строки:
"Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю". Они стали девизом музея "Ивановское", потому что очень точно передают идеологию и содержание краеведческой работы.
Любовь к малой родине взращивается постепенно, но постоянно, а не разовыми, пусть и масштабными акциями. Процесс этот надо начинать с детского сада уже потому, что ребёнок многое запоминает, а детские воспоминания ему особенно дороги. Они остаются на всю жизнь и с возрастом из приятных впечатлений, пройдя стадию осмысления и понимания, приобретают настоящую духовную ценность. Поэтому повсеместно надо вырабатывать такую программу образования, которая позволяла бы человеку совершенствовать свои знания о малой родине. И на этом пути естественные устремления человека должны сочетаться с доброй общественной волей на основе скоординированного взаимодействия учреждений образования и культуры, органов власти и средств массовой информации.
P.S. Уже после нашего диалога я по электронной почте получил от Николая Юрьевича краткое резюме о том, что важно сделать для воспитания у молодых москвичей чувства малой родины. Суть его сводится к следующему.
В каждой школе необходимо создать свой музей. Его тематика может быть любой, ибо на школьном уровне она неминуемо приобретёт местную специфику, однако комплексное краеведение выглядит предпочтительнее. При музее должна непрерывно проводиться поисковая и образовательная работа, сопряжённая с педагогическими планами. Работу следует отражать в брошюрах, методических пособиях, книгах, аудио- и видеоматериалах. При этом очень важно помнить, что в основе музейного дела, конечно же, должен присутствовать энтузиазм.
Однако без достаточной материальной базы он может иссякнуть.
И ещё один штрих: эмблемой музея "Ивановское" стал центральный экспонат большого зала - спил 140-летнего дуба из Измайловского лесопарка. В его годичных кольцах, как на диске, записана информация о прошлом района. Этот спил олицетворяет связь природной и исторической среды Ивановского - малой родины для многих жителей Восточного округа Москвы.
|