Главная     Редакция     Архив     12(52)/2007  
 

Год русского языка
(ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ)



Год русского языка
(«ОТ ПУШКИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ»)


Московские приметы
(МНЕ В МОЁМ МЕТРО…)


Конкурсы
(ПЕРА ЗОЛОТАЯ ПОРА…)


Проблемы
(НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Год ребёнка
(АНТОН, СВЕТЛАНА И ДРУГИЕ)


Год ребёнка
(«ГАВРОШ» ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ)


Фестивали
(НА РУССКОМ ОСТРОВЕ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ДЕКАБРЬ)


Московские адреса
(ГДЕ ОНА – МАЛАЯ РОДИНА?)


Театр
(В АТМОСФЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДЪЁМА)


Музеи
(ОБЕРЕГ ОТ ГОРДЫНИ)


Очаги культуры
(ПЛАВАНИЕ ДЛИНОЮ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА)


Очаги культуры
(ШКОЛА ИМЕНИ Ф.И.ШАЛЯПИНА)


Очаги культуры
(ПАРОЛЬ «МСХШ»)



ПЛАВАНИЕ ДЛИНОЮ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА

Оксана БУБЛИК

В марте 2008 года один из самых известных любительских музыкальных коллективов России академический хор "Ковчег", которым руководит заслуженный работник культуры Андрей Чернецов, отметит своё 25-летие.

Хор "Ковчег" был организован в 1983 году в Зеленограде Борисом Андреевичем Лаврентьевым, директором открывшегося в том же году зеленоградского Дворца культуры. Борис Андреевич собрал большой, насчитывавший тогда около 80 человек коллектив любителей пения разных возрастов и профессий, и в марте, ещё до официального открытия Дворца, они дали свой первый концерт. Сначала хор исполнял в основном песенный репертуар, включая популярную в те годы патриотическую песню. При следующем руководителе "Ковчега", которым стал профессор Московской консерватории заслуженный артист России Станислав Семёнович Калинин, репертуар пополнился произведениями русской и западноевропейской классики, народными песнями в обработке для академического хора. К 1988 году, когда с "Ковчегом" начал работать Андрей Чернецов, хор успел измениться и пройти стадию отсева: усложнившийся репертуар требовал более регулярных и многочисленных репетиций, занятий нотной грамотой. Теперь коллектив начал пробовать постановку сцен из опер - первыми опытами таких постановок стали вальс и хор из оперы "Евгений Онегин", 2 хоровые сцены из оперы "Алеко".
     - В песне хоровые краски не используются в полной мере, она основана только на мелодии, а у хора есть много других средств выразительности, - объясняет Андрей Викторович свою приверженность линии классической хоровой музыки. - Хор - уникальный инструмент с огромным количеством тембров, который по красочности можно сравнить с оркестром. Создавая сочинение для хора, композитор использует эти тембры, рисуя ими, как красками. В разные века, в различных странах и музыкальных стилях применены разные техники использования голоса. Если в западноевропейской музыке тембр больше сглаживается и цветовая гамма более нейтральна, то в русской музыке, напротив, выявляются тембры. У классической музыки звучание более гармоничное, а современная - пользуется острыми созвучиями, переходами от напряжения к напряжению. И в старинной, и в современной музыке встречаются такие моменты, когда голосом изображаются музыкальные инструменты или, например, порывы ветра в сочинении современного эстонского автора Вельо Тормиса.
     К настоящему времени у "Ковчега" накоплен большой репертуарный "багаж", куда входят оперные хоры и сцены Генделя, Моцарта, Чайковского, Рахманинова, Бородина, Верди, а также произведения Баха, Брамса, Шумана, Мендельсона. Оперные отрывки имеют вид именно сценических постановок, что встречается не у всех хоровых коллективов - например, в "Половецких плясках" из оперы "Князь Игорь" вместе с хором принимал участие специально приглашённый хореографический ансамбль. В сценическом варианте делались отрывки из оперы "Волшебная флейта" Моцарта и "Кофейная кантата" Баха.
     Появился в репертуаре также целый блок западноевропейских произведений для хора без сопровождения, начиная с музыки эпохи Ренессанса. Русскую музыку "Ковчег" исполняет не только классическую, но и духовную. Одной из самых значительных постановок хора был шедший на протяжении 8-ми лет спектакль "Рождественская драма" на текст русского святителя XVII века Дмитрия Ростовского и подобранную к нему музыку того времени. Для постановки использовался материал, восстановленный профессором Московской консерватории Е.М.Левашовым, но к некоторым фрагментам, вполне в духе традиций XVII - XVIII веков, "Ковчег" заново подобрал музыкальное сопровождение из старинных сочинений, создав свой вариант спектакля. Несколько раз хор привозил постановку на родину автора, в Ростов Великий, где участники коллектива поклонились мощам святителя.
     Ещё одно направление в репертуаре хора - современная музыка. Здесь прежде всего следует упомянуть таких классиков XX века, как Прокофьев, Свиридов и Гершвин. Одной из недавних находок в этой области стали произведения чешского композитора Богуслава Мартину, с которыми "Ковчег" познакомился в 2005 году, готовясь к международному хоровому конкурсу Musica Sacra Praga. Освоение нового направления не обошлось без российского джаза - хор исполняет а капелла сложную по музыкальному языку джазовую обработку Якова Дубравина знаменитой песни Давида Тухманова "Как прекрасен этот мир".
     Набрав репертуар, "Ковчег" открыл в Зеленограде хоровой абонемент. Каждый месяц во Дворце культуры проводится тематический концерт, который дают либо сам хор, либо приглашённые коллективы, в том числе детские и фольклорные. За 6 лет своего существования абонемент обрёл сложившуюся публику. Решив однажды сделать перерыв в абонементном цикле, чтобы обновить репертуар, "Ковчег" вынужден был отказаться от своего намерения и продолжить концерты по просьбам зрителей.
     Хор "Ковчег" дружит со многими коллективами, в том числе с московским хором "Радуница" (руководитель Юлия Виноградова), который тоже скоро отметит свой юбилей - 15-летие, и действующим в Москве под руководством Тамары Семечевой латышским хором "Талава". Некоторое время "Ковчег" тесно сотрудничал с американским хором "Sharing a New Song"; во время визита американцев в Россию два коллектива давали концерты, совместно исполняя американскую и русскую программу.
     Помимо постоянных выступлений в ДК Зеленограда, "Ковчег" часто ездит по стране и за рубеж, многократно становился лауреатом российских и международных фестивалей и конкурсов хорового пения. В чешской столице в 2005 году хор завоевал "серебро", как и тремя годами раньше в Германии, на конкурсе имени Роберта Шумана. На ежегодном конкурсе любительских хоров "Хоровая весна" "Ковчег" с 1990 по 2004 гг. неизменно занимал 1-е место. Любая поездка, по мнению руководителя "Ковчега", даёт хору своеобразный творческий толчок, позволяя певцам временно отключиться от повседневной жизни. Участников хора можно без преувеличения назвать настоящими энтузиастами. Многие из них работают, но тем не менее выкраивают возможность для поездок, например за счёт части своего отпуска. Средствами хору, к счастью, помогает администрация Зеленограда во главе с префектом Анатолием Николаевичем Смирновым. В последнее время у "Ковчега" появился и частный спонсор - предприниматель Алексей Георгиевич Немерюк.
     Состав хора продолжает меняться, так как участники периодически выбывают в связи с жизненными обстоятельствами (переездом или новой работой), и на их место приходят новички, но есть в "Ковчеге" ветераны, которые остаются с коллективом все 25 лет его существования. Разброс в возрасте у хористов большой - от студентов до пенсионеров, а два старейших участника отпраздновали свой 80-летний юбилей. Поют в основном без прицела на карьеру профессиональных вокалистов, хотя было несколько случаев, когда "Ковчег" становился ступенью к будущей профессиональной деятельности. Одна из прежних участниц "Ковчега", Татьяна Федотова, параллельно с институтом электронной техники (МИЭТ) окончила Университет культуры в г.Химки и, став преподавателем МИЭТ, организовала в институте студенческий хор. Что касается самого "Ковчега", участие в нём может стать делом наследственным. В последние годы нескольким хористам пришлось прервать занятия из-за маленьких детей, но они не забывают родной коллектив и время от времени приходят на репетиции в качестве зрителей вместе с малышами.
     Андрея Чернецова, закончившего в 1988 году аспирантуру в Академии имени Гнесиных, привело в "Ковчег" желание заниматься со взрослым хором. "Сейчас надо очень поддерживать коллективы, где есть люди среднего возраста, - считает Андрей Викторович. - У нас достаточное количество хороших детских и студенческих коллективов, хоров ветеранов. А любительских хоров с участниками среднего возраста очень мало.
     Слушать музыку тоже хорошо, но исполнение будит в человеке творческое начало, открывает духовные каналы. Современная жизнь связана с избыточными потоками информации, наполнена интеллектуальным содержанием, а человек должен ещё и чувствовать. Музыка же оказывает самое тонкое и непосредственное воздействие на чувства человека".
     Хор помогает восполнить и другие пробелы, образовавшиеся в современном мире. Прежде всего это дефицит общения. Причём "Ковчег" не просто даёт возможность общаться, но благодаря разновозрастному составу в процессе совместного творчества разные поколения находят общий язык и общие интересы. После отхода от "коллективной" идеологии советской эпохи в последние годы произошёл перекос в противоположную сторону - к чрезмерному индивидуализму. Занятия в хоре учат людей взаимодействовать, подчинять себя общему делу, быть терпимее и мириться с неудобствами, неизбежно возникающими во время совместной работы.
     Не ограничиваясь хоровыми занятиями, участники "Ковчега" устраивают вечера, на которых показывают другие свои увлечения, связанные и не связанные с музыкой, - приносят, например, собственные вышивки, резьбу по дереву. Бывают вечера, посвящённые чтению стихов, а однажды один из участников представил видеопрограмму, созданную им по "Реквиему" Моцарта.
     С момента основания хора с ним работают хормейстер Ирина Карпман и концертмейстер Елена Савина, вкладывая в деятельность всё своё умение и душу. Без их участия многие проекты хора остались бы нереализованными.
     Среди последних таких проектов - постановка оперы Рахманинова "Алеко", из которой раньше исполнялись только отрывки. Активное участие принимает в ней бывший участник "Ковчега" москвич Константин Беспалов. Придя в хор из рок-группы, он увлёкся классическим пением и сейчас занимается вокалом в Университете культуры. При его содействии набралась группа молодых профессиональных вокалистов, которые разучивают оперу. Премьера "Алеко" состоится будущей весной в рамках празднования юбилея "Ковчега". Будет несколько выступлений, одним из них и станет "Алеко". Другими праздничными программами, как планируется, явятся концерт-обзор "По страницам репертуара", составленный из произведений, которые исполнялись хором в разные годы, начиная с самого основания коллектива, и попурри из отрывков сценических постановок.
     Ковчегом в христианском церковном обиходе называется вместилище реликвий, а в библейской легенде - корабль, который спас Ноя и его подопечных во время Всемирного потопа. Хор, видимо, заслужил своё название, и именно человеческие, духовные реликвии, заключённые в этом "Ковчеге", обеспечили ему долгую жизнь, позволив удержаться на плаву в бурных водах меняющейся эпохи.