Главная     Редакция     Архив     12(52)/2007  
 

Год русского языка
(ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ)



Год русского языка
(«ОТ ПУШКИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ»)


Московские приметы
(МНЕ В МОЁМ МЕТРО…)


Конкурсы
(ПЕРА ЗОЛОТАЯ ПОРА…)


Проблемы
(НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Год ребёнка
(АНТОН, СВЕТЛАНА И ДРУГИЕ)


Год ребёнка
(«ГАВРОШ» ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ)


Фестивали
(НА РУССКОМ ОСТРОВЕ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ДЕКАБРЬ)


Московские адреса
(ГДЕ ОНА – МАЛАЯ РОДИНА?)


Театр
(В АТМОСФЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДЪЁМА)


Музеи
(ОБЕРЕГ ОТ ГОРДЫНИ)


Очаги культуры
(ПЛАВАНИЕ ДЛИНОЮ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА)


Очаги культуры
(ШКОЛА ИМЕНИ Ф.И.ШАЛЯПИНА)


Очаги культуры
(ПАРОЛЬ «МСХШ»)



НА РУССКОМ ОСТРОВЕ

Ольга ИГНАТЮК

Московский государственный историко-этнографический театр давно находится в центре внимания любителей исконного народного искусства. Не только потому, что театр сам глубоко и серьёзно его изучает, но теперь уже и потому, что первым в Москве создал Международный фестиваль театров фольклора "Русский Остров", который прошёл в его стенах уже 2-й раз.

Фестиваль создавался историко-этнографическим театром при поддержке Управления культуры Северо-Восточного административного округа Москвы, а также управы района Бабушкинский. Президентом фестиваля является Михаил Александрович Мизюков, возглавляющий театр с самого его основания.
     
     Программа "Русского Острова-2007" оказалась компактной (к сожалению, не все коллективы смогли добраться до Москвы из-за отсутствия финансирования), но увлекательной, представив нам целый спектр национальных культур. Сами хозяева праздника задавали тон и шли впереди со своими масштабными сочинениями. Их "Ярмарка начала века" являла обширное этнографическое полотно, всю антологию городских увеселений России, что бытовали когда-то на русских площадях. Когда в их клокочущем водовороте возникали одновременно и медвежьи бои, и "раусы", и театр Петрушки, а также балаганные представления, пантомима и цирк, включая классику фольклорного театра - знаменитого "Царя Максимилиана". Постановщик сего народного разгуляя Михаил Мизюков предложил во внеконкурсной программе ещё одно своё произведение - "Любовную феерию" по знаменитой "Лесной песне" Леси Украинки. Где на этот раз историки-этнографы блеснули знанием украинской обрядовой культуры. И премия за режиссуру досталась М.Мизюкову по праву.
      "Гран-при" взяли на фестивале гости, проделавшие самый далёкий путь до Москвы, - Государственный молодёжный театр Алтая из Барнаула. Эти удивительно красивые люди привезли "Снегурочку" А.Островского, названную ими по-своему: "Всё о любви". Режиссёр этой притчи Олег Пермяков объединил на сцене драматических актёров и Национальный театр народной музыки "Песнохорки", наполнивший действие изысканной музыкально-обрядовой стихией. Без которой трудно представить себе эту волшебную и таинственную сказку. И именно волшебство удалось барнаульцам безусловно. Их "Снегурочка" ворожила и очаровывала, а приз за лучшую женскую роль увезла Юлия Юрьева, сыгравшая саму дочь Весны и Мороза.
     Блеснули на фестивале и молдаване, зажигая всех своими темпераментными национальными сюжетами. И влюбив в себя всю московскую публику. Эпический театр этнографии и фольклора имени Иона Креангэ из Кишинёва играл спектакль "Посиделки", из которого можно было многое узнать о жизни и быте молдаван. Перед нами неторопливо разворачивались старинные народные гулянья в длинные зимние вечера, когда вся деревня собиралась в каком-нибудь доме, имевшем дочерей на выданье. То были посиделки, на которых одновременно работали, пели, танцевали, играли и шутили, закладывая почву для будущих свадеб. Ах, эти молдавские пляски, перестук каблуков, этот огонь молдавских очей и лукавство улыбок, делающих нас вечными пленниками их непостижимого темперамента! Отдельно очаровал всех Владимир Кобаснян, сыгравший роль хозяина дома и получивший приз за яркое воплощение национального характера.
     Армяне же показали современный вариант собственных "посиделок" под названием "Приключения армянских охотников", разыгранных по сказкам О.Туманяна. Исполнял их Московский армянский театр п/р Славы Степаняна, знакомя нас с любопытными особенностями армянского менталитета.
     Влилась в фестивальную программу и подмосковная Балашиха: её "Маленький театр кукол" показал пьесу В.Новацкого и Ю.Фридмана "Соломенный жаворонок", написанную по русским фольклорным мотивам. История о том, как глупый упрямый мальчик сначала легкомысленно отверг весну и тепло, а потом отважно пустился на их поиски, совершая для себя целое духовное восхождение, очень полезна как для взрослых, так и для детей, соединяя их с русской культурой и её обычаями.
     Состоялся на фестивале и "круглый стол" на тему "Театр и фольклор", где обсуждались животрепещущие проблемы фольклорных театров - жанра редкого, непростого. Круг поднятых вопросов волновал всех участников. Как театрам этого направления выживать? Как сделать, чтобы сие "некоммерческое направление" было жизнеспособно, востребовано и окупаемо? Как преодолеть разобщённость фольклорных коллективов? И как, наконец, создать международную ассоциацию театров фольклора, необходимость в которой назрела уже давно?