Год русского языка
(ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ)
Год русского языка
(«ОТ ПУШКИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ»)
Московские приметы
(МНЕ В МОЁМ МЕТРО…)
Конкурсы
(ПЕРА ЗОЛОТАЯ ПОРА…)
Проблемы
(НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)
Год ребёнка
(АНТОН, СВЕТЛАНА И ДРУГИЕ)
Год ребёнка
(«ГАВРОШ» ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ)
Фестивали
(НА РУССКОМ ОСТРОВЕ)
Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ДЕКАБРЬ)
Московские адреса
(ГДЕ ОНА – МАЛАЯ РОДИНА?)
Театр
(В АТМОСФЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДЪЁМА)
Музеи
(ОБЕРЕГ ОТ ГОРДЫНИ)
Очаги культуры
(ПЛАВАНИЕ ДЛИНОЮ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА)
Очаги культуры
(ШКОЛА ИМЕНИ Ф.И.ШАЛЯПИНА)
Очаги культуры
(ПАРОЛЬ «МСХШ»)
|
ПЕРА ЗОЛОТАЯ ПОРА…
Александр ФОМИН
Четыре года назад, в Дни славянской письменности и культуры дебютировал Московский международный конкурс "Золотое перо", с первых шагов оправдавший свой международный статус.
Но если в самом начале устроителей конкурса просто порадовали число и география его участников, указующие на то, что "времена изменились и Россия вновь начинает видеть в Москве средоточие своей духовной культуры", то уже при подытоживании 2-го "Золотого пера" можно было констатировать, что "главным мерилом при отборе произведений, допускающихся к участию в этих творческих состязаниях, служит искренность авторов, их стремление к высокому идеалу добра и красоты". И, наконец, к 3-му туру конкурса определилась основная задача "Золотого пера": отстаивать традиции русской культуры золотом Слова. На том стоял и стоять будет русский поэт, по какой бы земле ни проходила эта своеобразная линия обороны: будь то ближнее зарубежье или американский континент, Париж или Гамбург - поэт всегда на передовой.
И на 4-й раз конкурс не утратил ничего из уже приобретённого, привнеся и кое-что качественно новое: в этом четвёртом приливе почти не было стихов воинственно-публицистичных, как, впрочем, и стихов декларативно-православных. Важно и то, что весна 2007 года только упрочила славу "Золотого пера" не как очередного состязания поэтов, а как поэтического собора, нашедшего своё материальное выражение в регулярно издающемся "печатном органе" конкурса - альманахе "Золотая кисть. Золотое перо". Складывается ощущение, что для русской культуры времена безволия, бессилия и как следствие безрассудной агрессивности остались в прошлом, что поэты снова обрели самообладание и мощь, заново научились прощать... Думается, что иначе и быть не могло, ведь и мощи, и самообладания традиционной русской культурой накоплено предостаточно. Стоило лишь вспомнить, всмотреться, вслушаться... Таким образом, отныне московский поэтический собор наделён ещё одной священной ответственностью: не растерять ту самую великую силу, собирателем и накопителем которой он призван был стать.
В ноябре взял начало новый, 5-й виток Московского международного конкурса "Золотое перо". По весне золотой капелью прозвучат имена новых лауреатов и дипломантов. Под обложкой братского альманаха соберутся лучшие произведения десятков участников. Что будет значить для них скромное или более громкое участие в "Золотом пере"? Как ими будет оценено их лауреатство в той или иной номинации конкурса? С какими словами они передадут дальше по кругу ту братскую чашу поэзии, к которой сами сочли за честь прикоснуться? Давайте спросим об этом у тех, кто на сегодняшний день уже является добрым и надёжным другом "Золотого пера".
Лауреат конкурса "Золотое перо-2007" в номинации "Лучшее лирическое стихотворение" Елена Рыхлова (Мурманск):
…Ветер ходит, как присушенный,
по пятам - измучил просто…
Я, к земле приникнув, слушаю
декабря тугую поступь…
- Под состязанием в стихотворчестве я понимаю лишь стремление быть более взыскательным к тому, что и как пишешь, желание работать над собой, читая других поэтов, общаясь с ними. Мы заряжаемся друг от друга, заражаемся идеей стиха, свежим словом, образом. В этом смысле конкурс "Золотое перо", равно как и другие литературные конкурсы, даёт нам возможность собраться вместе, людей посмотреть и себя показать, донести наболевшее до читателя. Сейчас хороший поэт, скажем, из Перми может быть совершенно неизвестен мурманчанам, и наоборот, а жаль. Такое вот "поэтов собирание" не только заставляет пишущих взглянуть на себя со стороны, но и помогает читающим повысить интерес к поэзии.
На мой взгляд, номинация "Лучшее лирическое стихотворение" в наши дни звучит точно так же, как звучала бы и 100, и 200 лет назад. Лирика - это отражение души. Душа остаётся неизменной, пока человек любит, страдает, верит. Она дороже всего и выше всего. Я искренне рада, что попала именно в эту номинацию. Я пожелала бы будущим участникам конкурса оставаться в себе неуверенными. Мучайтесь сомнениями, бойтесь пауз, будьте совершенно равнодушными и к большим знаниям, и к большим званиям. Не жалейте своих стихов. Пусть читателям будет вас не хватать. Пишите для людей - поэзия ценна тогда, когда написанному сопереживают. И у вас обязательно получится.
Лауреат конкурса "Золотое перо-2007" в номинации "Нечаянная радость" священник Владимир Нежданов (Московская область):
Как небо есть на этом свете,
Так и на том - земля, чтоб снова
И там, и здесь услышать Слово -
Живой за мёртвого в ответе,
В ответе мёртвый за живого…
- Но это же не только поэтический собор, в одном альманахе собраны и лучшие поэтические силы, и люди, занимающиеся живописью. А то, что конкурс поддержало Правительство Москвы и представил Юрий Лужков, обязывает ко многому. И было действительно приятно участвовать в "Золотом пере". Спаси, Господи, тех людей, что предложили мне участие в конкурсе и представили к награде. Буду всё время сознавать это и ценить ту награду, что я получил.
"Нечаянная радость" созвучна мне по всем смыслам. Я считаю, что творчество любого художника неожиданно, нечаянно, радостно - для тех людей, которые действительно желают встречи с прекрасным. Желают неожиданного поэтического слова или радости от встречи с живописным полотном. Поэтому "Нечаянная радость" - это номинация неожиданная и хорошая.
Я хотел бы, чтобы участие в конкурсе стало возможным для всех людей, занимающихся литературой, музыкой, живописью - классическими видами искусства. Чтобы сам конкурс был широко представлен через телевидение, через газеты. Чтобы оповещения было больше. Больше было, в хорошем смысле, и рекламы. А то я почувствовал, что мало кто знает об этом конкурсе. И ещё хотелось бы, чтобы вырос тираж альманаха, под обложкой которого собраны лучшие работы живописцев и поэтов, чтобы больше людей знало об этом. Вот такое пожелание.
Лауреат конкурса "Золотое перо-2007" в номинации "Лучшие стихи о Москве" Александр Сорокин (Москва):
Я свою седину не скрываю,
Ничего в ней зазорного нет,
И не хочет душа молодая
Помнить, сколько мне
стукнуло лет…
- Я никогда не считал поэтическое дело неким состязанием, где есть место соперничеству. Поэтому никогда не проявлял активности в претензиях на какие-либо литературные премии. И своё лауреатство в конкурсе "Золотое перо" воспринял как приятную неожиданность - спасибо друзьям, которые представили мои стихотворные опыты на конкурс. По-моему, в поэзии не может быть ни первых, ни последних, но каждый вправе занять своё законное место на Парнасе. Пример Пушкина, радующегося всякому литературному успеху своих собратьев по перу, думаю, для каждого пишущего достоин подражания. Чем качественней труд окружающих меня поэтов, тем большая ответственность перед словом ложится на мои плечи, и я обязан каждый новый день писать лучше себя прежнего - так я понимаю свой путь в поэзии и таково моё место среди участников конкурса. В стихотворении, посвящённом другому лауреату, Эдуарду Балашову (номинация "Лучшие стихи, посвящённые теме славянского единства". - Ред.), я написал: "...И если верно звук угадан, и если верой путь согрет, и если чья-то песня рядом с твоею тянется на свет...", тогда - закончу прозой - складывается та соборность или, другими словами, то единство индивидуальностей, которые составляют достоинство и честь русской литературы.
Свою номинацию я понимаю значительно шире. Для меня она звучит примерно так: пишу о России - значит, пишу об её сердце - Москве; пишу о Москве - пишу о себе; пишу о себе - пишу о любви. Примечательно, что в моих книгах Москва как имя собственное упоминается всего один раз, в некоторые стихи родной город входит опосредованно, в виде образов, намёков, ассоциаций. Однако уважаемое жюри нашло возможным оценить мой труд именно в этой номинации, против чего у меня нет никаких возражений.
Передавая "круговую чашу поэзии" будущим номинантам, могу пожелать им одно: любите поэзию больше себя в поэзии, и она отплатит вам сторицею. Ведь счастье не во внешнем успехе, а в самом поэтическом труде. Похожую мысль точно выразил Владислав Ходасевич в строках своего стихотворения "Памятник": "Мной совершённое так мало! Но всё ж я прочное звено: мне это счастие дано...".
Лауреат конкурса "Золотое перо-2007" в номинации "За беззаветное служение поэзии" Вилен Иванов (Москва):
Он на вопрос: как жизнь идёт?
Ответил скромно и достойно,
Что, слава Богу, беспокойно,
Чем очень удивил народ.
- Участие в конкурсе было продиктовано желанием ближе познакомиться с творчеством своих коллег, прикоснуться к этому творчеству, почувствовать себя в едином "поэтическом строю".
В своих поэтических опытах я исхожу из концепции, условно названной "поэзия быстрого реагирования". Поэт должен быть активным соучастником общественной жизни, откликаться своим поэтическим словом на происходящее. Поэтому для поэта всегда близка социология, объясняющая закономерности и механизмы поведения и деятельности людей. Эта идея получила обоснование и развитие в моей сугубо прозаической книге, близкой по жанру к учебному пособию "Социология и поэзия", на эту же тему мной написана и статья в журнале "Братина". Для молодых мне видится вполне подходящим девиз: "Ни дня без строчки, ни ночи без любви". Для не очень молодых: "Кто понял жизнь - тот не спешит". И для тех и других: "Жизнь прекрасна и удивительна!". Если первая часть этой формулы В.Маяковского может вызвать сегодня сомнения, то вторая - бесспорна.
Лауреат конкурса "Золотое перо-2007" в номинации "Лучшее патриотическое стихотворение" Василий Мишенёв (Вологодская область, г. Никольск):
Мчусь я вместе с листьями
другими,
Но хочу сквозь бури и огонь
Пролететь дорогами такими,
Чтоб упасть России на ладонь!..
- Четвёртый международный конкурс объединил многих поэтов не только России, но и ближнего, и дальнего зарубежья. Может быть, именно в этом объединении заключается главный смысл данного конкурса, хотя конкурс есть всегда конкурс и предполагает выявление победителя. Я очень рад, что смог участвовать в 4-м Московском международном конкурсе "Золотое перо" и стал его лауреатом. Это явилось для меня, живущего в уездном северном городе, вдали от литературной среды, не только моральной поддержкой, но и хорошим импульсом для дальнейшей творческой работы. Сердечно благодарен организаторам конкурса "Золотое перо".
Думаю, очень важно, что в нём существует номинация "Лучшее патриотическое стихотворение". Тема патриотизма всегда присутствует в русской поэзии. И это - не только любовь к Отечеству, но и сопричастность с его судьбой. Поэт не может быть простым созерцателем общественной жизни. Наше общество быстро меняется, но его традиционные устои остаются, в том числе - патриотизм. Без чувства патриотизма и сегодня не может быть единого народа в государстве.
Международный конкурс "Золотое перо" становится всё популярнее. Участвовать в нём - большая честь для любого поэта. Пусть будет больше участников, а их творения, представляемые на конкурс, самого высокого уровня. Успехов!
Московский институт социально-культурных программ при Департаменте культуры города Москвы и Союз писателей России объявляют о начале очередных конкурсов "Золотое перо" и "Золотое пёрышко" (стихи детей школьного возраста), посвящённых Дням славянской письменности и культуры.
Номинации конкурса "Золотое перо": лучшее лирическое стихотворение, лучшее патриотическое стихотворение, лучшие стихи, посвящённые теме славянского единства, лучшие стихи о Москве и "Нечаянная радость" - открытие нового имени.
В конкурсе "Золотое пёрышко" лауреаты определяются по возрастным категориям.
Стихи на конкурсы можно присылать до 1 марта 2008 года по адресу:
103012, Москва, Старопанский пер.,
1/5, Московский институт социально-культурных программ, с пометкой "На конкурс" или по электронной почте: miskp@mail.ru
Объём поэтических подборок не должен превышать 150-ти стихотворных строк.
|