Главная     Редакция     Архив     2(42)/2007  
 

65-летие битвы за Москву
(ОГНЕННЫЙ СЛЕД ФРОНТОВОЙ)


Конференции
(«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА»)


В округах
(УВАЖЕНИЕ К ТРАДИЦИИ И ЭНЕРГИЯ РОСТА)


Музеи
(«ВОЛШЕБНЫЕ МЕСТА, ГДЕ Я ЖИВУ ДУШОЙ...»)


Музеи
(ОТ ГЕРОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ДО «ТЕХНИЧЕСКИХ СКАЗОК» ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО)


Сорок сороков
(ХРАМЫ XVIII ВЕКА В МОСКВЕ)


Признание
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД «ПИЛАР»)


Юбилеи
(БАЛЕТУ «МОСКВА» 15 ЛЕТ)


Возрождение традиций
(НИКОЛИН ДЕНЬ, ЧТО ДЛИТСЯ ДОЛЬШЕ ВЕКА)


Возрождение традиций
(В ОЖИДАНИИ ПРАЗДНИКА)

Увлечения
(ФИЛОСОФСКОЕ ХОББИ, ИЛИ О ЧЁМ МОЛЧАТ КУКЛЫ)


Фестивали
(«ARTOGRAPHY/
АРТОГРАФИЯ»)


Конкурсы
(ПРАЗДНИК СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА)


Культ личностей
(МУДРЫМИ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА)


Искусство
(«ПОЛЁТ ПТИЦЫ», ИЛИ ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЛЮДМИЛЫ ГРАСС)

"ВОЛШЕБНЫЕ МЕСТА, ГДЕ Я ЖИВУ ДУШОЙ..."

Лидия КАКРНАУХОВА

В залах Государственного музея А.С.Пушкина на Пречистенке открылась выставка "Волшебные места, где я живу душой…". Она стала продолжением большого проекта, цель которого - познакомить с уникальным и многообразным собранием музея, дать представление о его художественной ценности.

Наиболее значительной по объёму и именам художников является коллекция видов, хронологические рамки которой охватывают два столетия - с конца XVIII века и до нашего времени. Её ядро составляют изображения мест, связанных с жизнью и творчеством поэта, с неистощимой любознательностью стремившегося увидеть и познать окружающий мир. "С детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вёл я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу", - писал Пушкин в "Путешествии в Арзрум".
     Многие произведения этой коллекции постоянно экспонируются в залах музея, однако большая и не менее интересная часть коллекции редко покидает пределы изобразительных фондов музея. Это - не только произведения живописцев и графиков XX века, но и работы старых мастеров - современников А.С. Пушкина.
     На выставке экспонируются два живописных полотна "Море" и "Вид Одессы" гениального мариниста И.К.Айвазовского, чьи художественные образы столь созвучны поэтическим образам Пушкина. Его встреча с поэтом в 1836 году на осенней выставке Академии определила судьбу тогда ещё молодого живописца. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём", - писал он в "Автобиографии".
     Крымские виды художницы-пейзажистки С.В.Сухово-Кобылиной, современницы Айвазовского и Пушкина, отличаются тонким живописным мастерством, прекрасно переданной воздушной перспективой, ясным разделением на планы. Такой увидел Алушту (в то время небольшое поселение) и Пушкин в 1820 году, путешествуя с семьёй Н.Н. Раевского на бриге "Мингрелия", шедшем из Феодосии в Гурзуф.
     Высокое мастерство рисовальщика и замечательный дар акварелиста отличают работы другого современника Пушкина В.С.Садовникова, видописца, жанриста, пейзажиста, мастера интерьера. Кажется невероятным, что этот тонкий и оригинальный художник, снискавший ещё при жизни огромную популярность, не получил систематического художественного образования. Для него, дворового человека княгини Н.П.Голицыной, двери Петербургской академии художеств были закрыты. Как признавался художник, он "занимался перспективною живописью сам собою". Работы его с видами Санкт-Петербурга и пригородов, представленные на выставке, относятся к раннему периоду творчества художника. Небольшие по формату акварели "Александрийский театр", "Готический павильон в парке "Александрия" в Петергофе", "Аничков дворец" отличаются тонкостью письма и тщательной проработкой деталей. Значительным событием в творческой судьбе В.С. Садовникова стала его работа над панорамой Невского проспекта (1831 - 1835). Она явилась своеобразным историко-художественным документом пушкинской эпохи, "самым похожим портретом нашего красавца Петербурга", как называли её современники.
     Произведения неутомимых путешественников - братьев Н.Г. и Г.Г.Чернецовых для пушкинского музея имеют не только художественную, но и историко-мемориальную ценность: они были знакомы с поэтом. Картина Н.Г.Чернецова "Вид Дарьяльского ущелья", принадлежавшая Пушкину, ныне является одним из раритетов постоянной экспозиции музея. "Вид Алупки" (1833) исполнен художником в Крыму, куда он был приглашён губернатором Новороссийским и Бессарабским графом М.С. Воронцовым "заниматься искусством".
     Впервые посетители увидят и акварели двух архитекторов - москвича А.С. Кутепова и петербуржца А.И.Штакеншнейдера. Имя последнего хорошо известно. Он проектировал Мариинский, Михайловский, Николаевский дворцы, постройки в Александрии, здание вокзала в Павловске, многочисленные павильоны в Петергофе. А.С.Кутепов, талантливый ученик и последователь Д.И.Жилярди, проектировал в Москве и особенно много в провинции, но зданий, им спроектированных, почти не сохранилось. Акварель Кутепова с изображением храма Спаса Нерукотворного образа, построенного им в 1819 году в Тамбовской губернии, даёт представление об изяществе и оригинальности его ампирных построек.
     Интересный раздел выставки - виды прибалтийских городов и предместий. В их числе редкое изображение дворца Екатериненталь, исполненное художником И.Гау. Дворец был построен в 1718 году близ Ревеля по повелению Петра I в подарок жене, императрице Екатерине I. В начале XIX века во дворце любил останавливаться Александр I. В 1820-е годы город и его окрестности стали модным курортом. Здесь бывали В.А. Жуковский, князь П.А.Вяземский, И.А.Крылов, художник П.Ф.Соколов, лицейский друг Пушкина А.А.Дельвиг. "Развалины. Венден" (1836) одна из ранних работ исторического живописца и первого иллюстратора романа Пушкина "Евгений Онегин" А.В.Нотбека.
     Впервые экспонируются жанровые сцены, исполненные, по выражению Пушкина, "быстрым карандашом" А.О.Орловского, акварели художников-бытописателей К.И.Кольмана и Г.Миттрейтера, а также одного из самых талантливых русских художников-дилетантов князя Г.Г.Гагарина. Здесь картины, и совсем недавно приобретённые музеем, и многие годы хранившиеся в его запасниках.
     Замечательными живописными полотнами и графическими произведениями представлены на выставке художники второй половины XIX века. В их числе один из музейных раритетов - рисунок А.К.Саврасова "Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре", имеющий не только художественную, но и историко-документальную ценность как первое натурное изображение могилы поэта после установления на ней в 1841 году памятника. Иллюстрация И.И.Левитана к стихотворению "...Вновь я посетил..." открывает новую грань таланта художника, стремившегося запечатлеть в пейзаже шедевр пушкинской лирики. Это одна из 5-ти иллюстраций живописца, выполненных для юбилейного издания произведений А.С.Пушкина, предпринятого П.П.Кончаловским (отцом художника) в 1899 году.
     Хорошо известно имя архитектора В.А.Щуко как создателя комплекса зданий Библиотеки имени В.И. Ленина, автора проекта Большого Каменного моста через Москву-реку, станции метро "Электрозаводская". На выставке посетители могут увидеть его рабочий альбом, в котором сохранились планы и виды усадебных построек Михайловского и Тригорского. Эти быстрые зарисовки были сделаны им в 1903 году во время поездки в те места. Благодаря этим зарисовкам по проекту В.А.Щуко был восстановлен в 1911 году после пожара господский дом в Михайловском.
     На выставке экспонируются произведения живописцев и графиков XX века. Для многих из них творчество и судьба Пушкина стали неисчерпаемым источником вдохновения. Виды Михайловского, Тригорского, Святогорского монастыря, Болдина, Полотняного завода, Яропольца, Больших Вязем, пушкинских мест Крыма неизменно привлекали внимание художников.
     Незабываемой стала для Н.С.Гончаровой поездка в 1908 году на Полотняный завод, родовое имение её предков. Здесь художница создала серию пастелей с видами усадьбы, где всё было "полно счастья и света". В 1935 году художник Б.Ф.Рыбченков запечатлел облик гибнущей гончаровской усадьбы, из которой жизнь ушла вместе с её последними владельцами.
      "Под знаком Пушкина" прошло творчество А.А.Осмеркина, стремившегося "ёмкость пушкинской поэзии обратить в изобразительность". В 1928 году художник посетил Пушкинские горы, Михайловское, Тригорское, создав серию пейзажей, "наполненных дорогими для души и глаза подробностями".
     Петербург А.П.Остроумовой-Лебедевой - это пушкинский город, ритмы и бытие которого определяет гармоническое, созидательное начало, столь близкое художнице в поэзии Пушкина. Такова акварель "Петербург. Вид Мойки" (1912) - одна из ранних работ художницы, пленяющая удивительным жемчужно-серым колоритом. Совсем иной эмоциональный строй в работе "Красные столбы (Петроград. Вид на Елагин остров)" (1922), где всё создает ощущение вечного движения, рождая образы революционного Петрограда.
      "Я больше всего учусь живописи у Пушкина. Вдумываясь в каждое его произведение, поражаешься красоте самого плана. Точность, краткость - ни одного пустого ненужного слова (мазка)", - писал П.П.Кончаловский. В 1930 году он создал серию рисунков и акварелей с видами Крыма и Бахчисарайского дворца. Эти листы пронизаны светом и богатством красочных впечатлений. Необыкновенно лиричны, полны затаённой грусти пейзажи-настроения Ю.Л.Керцелли, художника левитановской традиции, с которым музей связывали творческие и дружеские отношения.
     Коллекция интерьеров в собрании музея невелика: её хронологические рамки ограничены пушкинским временем. Исключение составляют представленные на выставке работы А.В.Средина и С.Ю.Жуковского, в интерьерах которых - уходящая неповторимая прелесть пушкинской эпохи.
     А.В.Средин навсегда вошёл в историю русского искусства как "поэт задумчивых залов и грустных гостиных". Он работал в Кускове, Остафьеве, Вяземах, Архангельском и во многих других дворцах, усадьбах. В 1907 году художник был приглашён Д. Д .Гончаровым-младшим, тогдашним владельцем Полотняного завода, писать интерьеры усадебного дома. Небольшой живописный этюд "Полотняный завод. Гостиная" исполнен в броской, экспрессивной манере. Средина увлекла история усадьбы, связанная с пребыванием в ней Пушкина. Он изучал семейный архив Гончаровых и сумел отыскать там неизвестное до того времени письмо поэта 1831 года, адресованное деду Н.Н.Гончаровой А.Н.Гончарову. В журнале "Старые годы" Средин опубликовал статью, где рассказал о посещении гончаровской усадьбы великим поэтом, об исторических, художественных, книжных и архивных её богатствах.
      "Я большой любитель старины, - писал С.Ю.Жуковский, - в особенности пушкинского времени". Любимый жанр художника - усадебно-пейзажный, имевший для него свою притягательную силу. Недаром уже в начале XX века Жуковского называли "певцом русской усадьбы".
     Выставка "Волшебные места, где я живу душой..." проста и лаконична по своему художественному решению. Для работ, представленных на ней, не нужны дизайнерские изыски. Каждое из произведений - будь то живописное полотно, акварель или рисунок - самоценно. Внимательный посетитель почувствует их внутреннее единство, а вместе с ним ему откроется и образный строй выставки, созвучный пушкинской лирике. Не случайно дата её открытия - 19 октября, пушкинская лицейская годовщина, "унылая пора, очей очарованье...".