Главная     Редакция     Архив     2(42)/2007  
 

65-летие битвы за Москву
(ОГНЕННЫЙ СЛЕД ФРОНТОВОЙ)


Конференции
(«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА»)


В округах
(УВАЖЕНИЕ К ТРАДИЦИИ И ЭНЕРГИЯ РОСТА)


Музеи
(«ВОЛШЕБНЫЕ МЕСТА, ГДЕ Я ЖИВУ ДУШОЙ...»)


Музеи
(ОТ ГЕРОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ДО «ТЕХНИЧЕСКИХ СКАЗОК» ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО)


Сорок сороков
(ХРАМЫ XVIII ВЕКА В МОСКВЕ)


Признание
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД «ПИЛАР»)


Юбилеи
(БАЛЕТУ «МОСКВА» 15 ЛЕТ)


Возрождение традиций
(НИКОЛИН ДЕНЬ, ЧТО ДЛИТСЯ ДОЛЬШЕ ВЕКА)


Возрождение традиций
(В ОЖИДАНИИ ПРАЗДНИКА)

Увлечения
(ФИЛОСОФСКОЕ ХОББИ, ИЛИ О ЧЁМ МОЛЧАТ КУКЛЫ)


Фестивали
(«ARTOGRAPHY/
АРТОГРАФИЯ»)


Конкурсы
(ПРАЗДНИК СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА)


Культ личностей
(МУДРЫМИ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА)


Искусство
(«ПОЛЁТ ПТИЦЫ», ИЛИ ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЛЮДМИЛЫ ГРАСС)

"ПОЛЕТ ПТИЦЫ", ИЛИ ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЛЮДМИЛЫ ГРАСС

Пётр РЕДЬКИН

Только что вышла книга "Женщины - художницы Москвы", В ней свыше 200 персоналий, в большинстве своём - мастериц декоративно-прикладного жанра. Замечу, этот жанр многолик, должно быть, оттого, что женщина, стремясь внести в быт, в интерьер квартир прекрасное, тоньше чувствует природу красоты, когда расписывает ткани, занавес, гобелен или вяжет макраме.

Много лет наблюдаю за творчеством неутомимой художницы Людмилы Грасс, начинавшей с росписи тканей на текстильной фабрике в 1946 году. Думается, равнодушных к цветастому ситцу не встретишь и поныне, но художницу увлёк батик (особенно горячий). Попробуйте акварель на ткани! Это в десятки раз труднее, чем на бумаге. На бумаге можно исправить, добиться нужной точности и изящества. На ткани, в частности на шёлке, излюбленном материале Людмилы Грасс, художница сама себя ставит в тиски высокого и безукоризненного мастерства. Иначе всё пропало.
     Батик расцвёл в своё время в Париже. Начинался же он лет тысячу назад в Индии. Его ценность - от того самого трудоёмкого искусства, от высочайшего, скажем, одноразового действа художницы. "В Индии батик - только для принцесс, - поясняет Людмила Грасс, - так ценят его! Прежде, чем расписывать шёлк, надо его подготовить, тут особый подход, своя технология: и запарка, и много чего ещё - у каждого свои секреты, как военная тайна...".
     Многие из работ художницы выставляются циклами. Десятки панно (горячий батик) посвящены космосу ("Созвездие Орла", "Розовая планета", "Хрупкое равновесие"), хотя земные темы естественнее, ближе зрителю ("Розы с репейником", "Корабль моей мечты"), выполненные свободной росписью на шёлке или акварельные ("Натюрморт с голубой чашкой", "Саранки"). Людмила Грасс стремится к грациозному в своём декоративно-прикладном жанре, расширяя его эмоциональные возможности. Достаточно приглядеться к "Натюрморту с голубой чашкой", чтобы понять: школа росписи ситца не прошла даром, скорее, наоборот, она присутствует в образе столика с обилием красных цветов в жостовском стиле, она же приняла стать акварели в жёлтых и сиреневых анемонах с первого плана на подносе, она проглядывает во фруктах, в обрамлении овальных форм, вершащих композицию.
     Техника горячего батика уникальна. При росписи на шёлке важна тема, сюжет, допустима стилизация, чтобы по запаренной ткани за мгновения достичь искомого чувства грации. Раз на раз не приходится, но художница, случается, прибегает к приемлемой лубочной традиции. "Не продешеви, Ванюша!" - из лубочного цикла. Обратите внимание на характер линий, упрощённую композицию из фигур матери и сына, кота на печи, самовара с чайничком, кувшина, берестяного туеска, домотканого коврика, объявших персонажей, словно рамой. Принято считать, что лубок, мол, велеречив, по-базарному ярок до вычурности. Людмила Грасс приглушает цвета, порой едва обозначая их. Вкус? Нет, скорее всего техника горячего батика диктует свои условия, не то остынет распаренная ткань... У неё не остывает. Не потому ли её батик крадут с выставок? Последний "Полёт птицы" - нынешней осенью из Центрального Дома художника.
     Тысячи работ у художницы. Не иссякает поиск приёмов мастерства. Что из того, что одну из любимейших работ украли? "Полёт птицы" - это полёт её души, которая в считанные секунды выражает себя в технике горячей, свободной росписи на шёлке.
     С трудом верится, что Людмила Грасс, будучи студенткой в 1941-м, копала противотанковые рвы под Можайском и награждена медалью "За оборону Москвы". Она как бы вне времени. Очевидно, поэтому правление Московского отделения Союза художников (МОСХ), недолго размышляя, представило её к почётному званию "Заслуженный деятель искусств России" в порядке общей очереди, установленной Минкультом, т.е., как говорится, когда рак на горе свистнет, тогда и присвоят. А ведь она - ветеран войны, ей более 80-ти лет!
     Живите, дорогая Людмила, и здравствуйте до 100, у Вас ещё всё впереди. Корабль Вашей мечты - в беспокойном море творчества. А значит, "Полёт птицы" продолжается...